Бхагавад-гита. Глава 7. Стихотворный перевод
Йога бесформенного Брахмана и Знание проявленной Божественности
Шри Бхагаван сказал:
Сердцем Мне предавшись, Партха,
и ко Мне прибегнув, йогой,
несомненно, в полной мере,
ты познать Меня сумеешь.
Это знанье и науку
полностью тебе открою.
Должен знать ты, в этом мире
нет иного знанья выше.
Среди тысяч есть едва ли
кто стремится к совершенству.
Средь стремящихся, достигших,
кто Меня познал всецело?
Твердь , Вода, Огонь и Воздух,
и Пространство, Ум и Разум ,
Самость – вот Моя природа,
восьмичастно разделённа.
Но за этим есть другая –
Высшая Моя природа –
Жизни бытие, Могучий .
Ею держится мир этот.
Это – два начала мира,
из которых всё возникло.
Знай, что Я – исток творенья
и причина растворенья.
Ничего Меня нет выше,
о, Богатств Завоеватель.
В этом мире Я пронзаю
всё, как нить пронзает жемчуг.
Вкус в воде – Я, о сын Кунти,
Я же – блеск в Луне и Солнце,
в Ведах – первый звук – Пранава ,
звук в пространстве, в людях – сила.
Я в земле – чистейший запах,
Я в огне – его сиянье,
жизни суть – во всех живущих,
Я – подвижников стремленье.
Знай, что Я – во всех живущих
семя вечное, о Партха.
Я есть разум всех разумных,
Я – величье всех великих.
Сила сильных Я, свободных
от страстей и от желаний.
Правомерное желанье –
Я во всех, о тур-Бхарата!
Три великих состоянья:
саттва, раджас, тамас – знай их,
как Мои три проявленья.
Все – во Мне, но Я – вовне их.
Эти три – природа Майи –
весь мир вводят в заблужденье.
Мир Меня не знает: вечный
пребываю Я над ними.
Так божественная эта,
состоящая из качеств
Майя, трудно одолима,
но не тем, кто Мне предался.
Кто порочный ум имеет,
никогда Мне не предастся:
то глупец, с пути свернувший,
заплутавший, бездуховный .
Четверо других Мне служат –
те, кто набожны, Арджуна:
кто страдает, жаждет знаний,
обладанья или мудрый .
Мудрый среди всех превыше –
предан, твёрд, однонаправлен.
Дорог Я ему безмерно,
и безмерно Мне он дорог.
Всех высоки достиженья.
Мудрый равен Мне, считаю.
Ибо он со Мной единый,
Высшей Цели достигает.
После множества рождений
ко Мне мудрый припадает,
зная: весь мир – Васудева .
Такой дух великий редок.
Те, чьё истинное знанье
прочь унёс желаний ветер,
божествам дают обеты
вследствие своей природы.
Но какой бы ни избрал он
образ, с верой почитая,
это Я ему дарую
непоколебимость в вере.
Этой верой наделённый,
к благосклонности стремяся,
он желанное получит.
Но оно даётся Мною.
Но плоды невежд невечны:
кто богам свершает жертвы,
те к богам своим уходят,
а ко Мне – кто Мне предался.
Обо Мне глупцы так мыслят:
«Непроявленный – явился»,
бытие Моё не зная
высшее, что длится вечно.
Не для всех Я постижимый,
скрытый силой йога-Майи.
И неведом Я невеждам –
не рождённый, неизменный.
Ведаю Я то, что было,
что сейчас есть, о Арджуна,
то, что будет с каждым в мире.
Но Меня никто не знает.
Отвращенье и желанье
возникают в заблужденьи.
И в неведеньи с рожденья
все живые, Парантапа.
Те, грехи кто уничтожил,
праведны в своих поступках,
те вне двойства, заблуждений,
служат Мне, тверды в обетах.
Смерть и старость избегают,
кто во Мне защиту ищет.
Знанье Брахмана, адхьятмы,
кармы в полноте имеют.
Кто Меня основой знает
бытия, богов и жертвы,
уходя, в момент последний,
познаёт Меня в слияньи.
Свидетельство о публикации №221080600724