Такие разные города или обзор на память

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ГОРОДА (или Конкурсный обзор на память)

"Я знаю, город будет!
Я знаю — саду цвесть!"
Когда такие авторы
На сайте этом есть!
Перефразировав классика, можно сказать и так.
Конкурсы приходят и уходят. Многое забывается, но впечатление остается всегда. И остаются произведения участников. Их потом публикуют в журналах, если таковые имеются у ЛИТО. А еще остаются обзоры судей. Они, как правило, больше не востребованы, за редким исключением. До этого конкурса я была участником многих конкурсов, есть маленькие мои победы, для меня значимые.
В конкурсе «Город Прозы», о котором далее пойдет речь, мне довелось быть судьей и выставлять оценки. А еще, хоть это и не было предусмотрено правилами этого конкурса, но предполагалось по не гласной традиции — я писала свои обзоры. Потому и решила собрать их воедино и опубликовать у себя на странице, как отдельное свое произведение. На память — о своих впечатлениях, о проведенном времени в рамках конкурса (а это больше месяца!), о том «послевкусии», что сложилось. Потому что это труд, как бы кто не считал иначе. И форму подачи обзора надо подобрать, и критерии оценок — все самостоятельно, на свое усмотрение. И приходится что-то вспоминать, чему-то учиться заново, обратившись к тематической литературе, но помнить при этом, что всегда найдутся те, кто все знает лучше всех и больше всех. После тематических обзоров я планировала написать общий, о многом другом и разном, в том числе выводы и предложения, без претензий на их значимость. Но сложилось так, как сложилось — это потеряло смысл и осталось моими личными выводами, которые и здесь не будут озвучены, за ненадобностью. Пока. Всему свое время. Скажу лишь главное — многие произведения остались для меня близкими и значимыми, а их авторам я желаю вдохновения и новых творческих успехов. Обзоры же — всего лишь мой скромный вклад в конкурсное мероприятие. И — самостоятельное произведение по итогу, над которым я смогу поработать дополнительно. Читайте, пишите мнения!
***
Конкурс малой прозы «Город Прозы»

Тематика: ГОРОДСКИЕ ИСТОРИИ
Жизнь в городе, любовь и ненависть, радость и грусть, правда и вымысел, городские легенды, тайны, предания старины и свежий взгляд на привычные вещи. Действие должно происходить в городе! Нынешнем или средневековом, реальном или вымышленном.
Принимаются: рассказы, эссе, миниатюры, фельетоны, новеллы, художественные переводы (с иностранного языка на русский язык).
С 16 апреля по 28 мая — срок приема заявок.


Обзор № 1 «А в городе том сад, деревья и цветы...»

Доброго времени суток всем, кто читает мой обзор!
Первые присланные на конкурс произведения отличаются не только своим разнообразием авторских стилей и жанров, но и смелостью участвовать в данном прозаическом конкурсе, вполне заявившем о себе, как о новом и интересном событии в жизни сайта. Есть участники, завсегдатаи ранее проводимых конкурсов, есть новые имена - это все вполне радует и вдохновляет.
Для меня это тоже новые шаги, в роли судьи конкурса на этом сайте, поэтому смиренно приму дельные советы и замечания. В своих обзорах считаю необходимым условием обозначить те критерии, которые помогут мне оценить конкурсные произведения не по принципу «нравится — не нравится», а в соответствии с методическими разработками других прозаических конкурсов, подходящими к данному. Предпочтения и симпатии присущи и мне, но их смогу высказать только после конкурса.
Админа и его решения не обсуждаю, сомнительные письма и рекомендации удаляю.
Жду новых участников, после загородных выходных вдохновленных на свои городские истории, зная, что все так быстро и наскоком не делается и время у всех тех, кто сочтет нужным участвовать в конкурсе малой прозы, вполне достаточно - чтобы посмотреть «в закромах» или написать новое.
Желаю всем здоровья, вдохновения, выдержки, уважения, смелости и терпения.
Критерии оценки конкурсных произведений:
1. соответствие теме конкурса, продуманность
2.сюжет, образность, общее впечатление
3. лаконичность мысли, логичность изложения, владение языком, грамотность
***
1. Товарищ Астахов,
Городу 2000 лет
«Солнце обжигало небольшой латышский город Тукумс...» - собственно, это все о городе, кроме того, что расположен он недалеко от Риги и что "Городу 2000 лет", судя по названию произведения Еще разве что о том, что в этом городе есть старый облезлый «Икарус», есть водитель Янис, бывший подводник, которым уготовано не завидное будущее.
Автор оставляет нам право самим узнать о городе Тукумсе, его истории, но не лишает возможности узнать его личную версию и о другой, которая будоражит умы современников уже более 30 лет, а именно — размышления о гибели легендарного лидера рок группы «Кино» Виктора Цоя…
Городская легенда. Правда и вымысел. Свежий авторский взгляд. О том, что жизнь бывает не только в городах, но и между ними — по дороге, ведущей кого к дому, кого к Солнцу, кого к Звездам… А то, что бывает между городами — все равно относится к городу. Становится его легендой, его загадкой, его историей.
В тему. Сюжетно, образно, продуманно, логично, лаконично, грамотно.
Спасибо автору.
2. Алексеев П. А.
Потерянная Москва
«Памятник древней архитектуры уже не вернуть» - так подводит итог автор, рассказывая нам о Московском Кремле, не известных ранее тайнах этого величественного памятника архитектуры. Познавательный очерк о городе и его одной из главных достопримечательностей. С грустью и любовью, участием и заботой - о преданиях старины глубокой. Легенды и свежий авторский взгляд на привычные вещи.
В тему. Продумано, логично, лаконично, образно, сюжетно. Рекомендую к прочтению.
Спасибо автору.
3. Shipina
Евпатория - Новый Иерусалим
«… у зародыша дельфина тоже пятилучевая конечность...» - убеждена ГГ ,
«… мы верим в божественное создание...» - не соглашается с ней собеседница.
Две женщины и девочка, после экскурсии по достопримечательностям города Евпатория, обедают в кафе. В беседе двух противоположностей истина не рождается. Истинно верующая собеседница переводит разговор на тему города, показывает фото дочери на лимане, но ГГ и в купающейся девочке видит звездочку с хвостиком. «Монотеическое светило» и съеденный язеп (или все же Язеп?, мы так и не узнали) может запросто натолкнуть читателя на мысль, что увиденные ею в «пяти конечностях и одном цвете бесконечного и беспрерывного множества « - не что иное, как перегрев на солнце. Тогда и Евпатория — Новый Иерусалим...
Но что про город — то?! ГГ видела и слышала там много интересного. Например: православные кресты, лающая маленькая собачка, щербатость в виде двух мотоциклистов, виноградная кисть, ветеран…
Между тем, городская история. В жанре потока сознания. Довольно яркая, образная, сюжетная, изложенная грамотным литературным стилем. Запоминающаяся, как аналогия между реальным и не реальным. Спасибо автору.
4. Светлана Белугина
Ноябрь
«Осень. Ноябрь. Октябрьская. В этом Летнем саду...»
О городе сказано все и — ничего. Для тех, кто в нем рос, кто был хотя бы однажды, кто просто знает, о каком Летнем саде идет речь — все просто и понятно. А кто не знает? Таких нет, либо для таких и не важно, где все происходит — самое важное автор излагает дальше. Города бывают разными, их восприятие и их роль в становлении личности — не менее разноплановые. Для ГГ — это город первых чувств, симпатий, желаний, ощущений, поиска вожделенных наслаждений, проявления инициативы и - разочарований, огорчений, выводов.
Девочки играют с мальчиками. В Летнем саду. Среди деревьев и кустарников. Игры воображения и инстинктов, как психологическая составляющая простой, казалось бы, игры — в прятки. И какая разница, в каком городе, другом населенном пункте нашего земного шара играли эти три девочки и пять мальчиков? Никакой. Потому что они взрослеют…
И есть девочки, есть мальчики, как главные городские герои. Есть кусты, деревья, есть спелые яблоки, как элемент декора в этой истории и не более, потому что жизнь в городе бывает и веселая, и грустная, в поисках, в познании - себя, других.
В тему. Сюжет, образность, реалистичность, владение языком — все это есть. Но общее впечатление было бы еще лучше, если бы автор откорректировал текст, прежде чем представить на конкурс.. Спасибо.
***
С наилучшими, Лидия Шатилова
18.04.2021 г.

Обзор № 2 «Большие города, пустые поезда…«

В которых никогда
Ты раньше не бывала
И рвутся поезда
На тонкие слова
Он не сошел с ума,
Ты ничего не знала...
("Полковнику никто не пишет" - Би_2)

Доброго времени суток всем, кто читает мой обзор!
Конкурс продолжается. Поступившие произведения подтверждают, что тема конкурса не оставляет равнодушными авторов — у каждого из них есть своя городская история, написанная в разных жанрах, стилях и формах.
Мои судейские обзоры по прежнему носят тематический, описательный характер, задача которого представить произведение автора тезисно, кратно, не раскрывая авторского замысла, но вызывая интерес к произведению, желание поскорее его прочесть и самому разобраться в многообразии заложенных смыслов. Но «Я не волшебник, я только учусь» - дельные замечания, пожелания по прежнему актуальны. Как и отклики самих авторов, приславших произведения на конкурс.
Так же жду новых авторов и их городские истории.
Критерии оценки конкурсных произведений прежние.
***
5. Сергей Елистратов,
Московское селфи
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Всё как при Блоке, не считая тысячи проводов и коммуникаций.»
Фельетон, с присущим жанру критическим, сатирическим взглядом на актуальные проблемы современных мегаполисов и их жителей. Цель ярко выражена: указать на ошибки, показать, что такое увлечение, как селфи – «это всего лишь автопортрет одинокого человека на фоне городских декораций». Автор привлекает внимание читателя, используя яркие образы и сравнения, прозаические и стихотворные приемы подачи материала.
«Фотография себя любимого в гордом одиночестве – венец эволюции современного города.» - считает автор. Его чувства передаются читателю, заставляют задуматься, вызывают эмоцию. Разве что очень грустную — смеяться то тут совсем не хочется, особенно осознавая тот факт, что селфи, в период пандемии и самоизоляции, не такое уж и плохое лекарство от ограниченности в личном общении. Но опять же : жанр фельетона весьма изменчив, как знать, что скажут наши потомки о селфи? Останется ли это явление, захватившее большие города, предметом сатиры и юмора, видоизменится или исчезнет навсегда? И никто и не вспомнит, что это такое - селфи?! Московское ли, петербургское… Иль: ««… И повториться всё как встарь, ночь, ледяная рябь канала, аптека улица фонарь.»
В тему. Актуально. Образно, сюжетно, логично, продумано. Общее впечатление усилено еще тем, что это пока что единственный фельетон на конкурсе.
Спасибо!
***
6.Баранок А.
Когда читатель…
« Когда читатель открывает книгу , он не знает, что сокрыто в ней. «
Как и человек не знает какой-либо город «Н», впервые ступивший на перрон его вокзала.
«Первые впечатления от прочитанного - прозрачны и невесомы.»
Но мы двигаемся вслед за автором вперед, знакомимся с улицами и площадями, достопримечательностями города, его домами и их жителями. Его прошлым и настоящим, вымышленным и реальным. Мы попадаем в «Город, который писатель, как демиург, создаёт из ничего, побрякивая цепочкой слов.» и «Через текст описания, мозг читателя воспринимает новый мир, созданный фантазией автора.» Читатель, как путешественник, « прожив» в этом городе «Н» вместе с его героями полную событий жизнь - « в конце концов, совсем исчезнет, сгинет, будто его и не было совсем». Но остается - впечатление. От каждого «путешествия и города» — разное. Зато свое, лично полученное и осознанное.
И далее, жизнь продолжается: у книги — своя, у читателя своя, у автора — своя, но все же незримая нить будет связывать их еще какое-то время и однажды она либо порвется, исчезнет, либо затянется «узелком на память» - тем самым впечатлением, что на всю жизнь. Скорее, второе, ведь если в каком городе мы побываем однажды, то хотя бы его название будем помнить, какие-нибудь смутные воспоминания, ассоциации да и останутся в нас.
Автор пишет про читателя, впервые отрывшего Книгу, что «интуиция не подсказывает ему, что сулит встреча с литературным произведением» - и тут трудно не согласиться, ведь давно известно, что «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется»(Ф.Тютчев)...
Актуально. Сюжет, образность, логичность, лаконичность, общее впечатление, грамотность — все на достойном темы конкурса уровне. Спасибо.
***
7. Стукало С.Н.
Гадкий утенок
«Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова.
20-е марта 1971 года, полночь...» - так автор обозначает место и время действия своей истории. В военных училищах своя жизнь, свои правила, а точнее — Устав. И строгая субординация, которую не стоит нарушать, иначе суровая действительность может преподать такие уроки, которые «на всю жизнь». А начинается все, как обычно, из ничего, на пустом вроде месте:
«— Слышь, Журавель?.. А откуда у тебя эта птичья фамилия? ...» -спросил старлей у дежурного по роте.»
И далее происходит диалог, сыгравший в судьбах двух главных героев рассказа их судьбоносную роль. Может, еще и потому, что «…у ротного, придиравшегося к сержанту и к его "птичьей" фамилии, собственная фамилия, по странной иронии судьбы, была "Сорокин".»
Проходит время, меняются города и страны, прибавляются жизненный опыт, знания и звания, бывшие старлеи и курсанты становятся профессионалами в военном деле, но судьба их по-прежнему не разлучает, ведет бок о бок и каждый из них «просто обречен раз за разом пересекаться с себе подобными всю оставшуюся жизнь» У каждой встречи есть своя психологическая составляющая, свои последствия, о них автор нам рассказывает дальше так:
«Естественно, что даже профессионалам не чужды свойственные простым людям личные симпатии и антипатии. Однажды, много лет спустя, описанный нами сержант-десантник выскажется на тему этих самых личных антипатий в отношении своего бывшего ротного предельно лаконично:
— "Двум "пернатым" в одной берлоге не ужиться!"
И еще много лет спустя, уже два генерала, два высших чина Министерства Обороны, «подведут итог» той самой беседы, случившейся в мартовскую ночь далекого 1971 года, когда один их них еще был «гадким утенком»...
Города, как гражданские, так и военные, в которых мы были-жили-служили, « не имеют свойства забываться». Как и юношеские обиды...
В тему. Сюжет, образность, лаконичность мысли, логичность изложения, владение языком, грамотность. Все продумано, производит впечатление, располагает к вдумчивому и внимательному прочтению довольно серьезной истории. Спасибо.
***
Всех с наступающими майскими праздниками! Здоровья, мира, добра, радости и вдохновения!
С уважением, Лидия Шатилова
23.04.2021 г.

Обзор №3 «В городе этом сказки живут...»

«Где-то есть город, тихий, как сон
Пылью тягучей по грудь занесен
В медленной речке вода, как стекло
Где-то есть город, в котором тепло
Наше далекое детство там прошло...»
(Эдита Пьеха «Город детства»)

Доброго времени суток всем, кто читает мой обзор!
Итак, до окончания срока приема конкурсных произведений осталась ровно неделя. Спасибо всем авторам, приславшим свои работы на конкурс. Жду всех тех, кто еще пишет — время есть!
Критерии оценок прежние.
***
9. Доминика Дементьева
Город детства
эссе
«...в сердце каждого человека есть город, который мы помним всю свою жизнь. Это город детства» - так автор начинает свое эссе, увлекая нас следом за собой, в город ее детства — Клин. И, словно на экскурсии, мы бродим вместе с автором по достопримечательностям города и узнаем его богатейшую историю и не менее интересную современность.
«Официальный статус города и герб он получил в 1781 году.
28 апреля 2016 года городу присвоено почётное звание «Населённый пункт воинской доблести»...
В начале 2000-х город напомнил о себе с неожиданной стороны...
Здесь несколько памятников Чайковскому… есть памятники министру тяжёлого машиностроения С.А. Афанасьеву, уроженцу Клина и святым Петру и Февронии.
В центре города на Советской площади стоит наш любимый фонтан «Девочка-грибница»…
«магазин под часами» ещё один символ города.»
Рассказ автора пронизан любовью к своему городу, желанием, чтобы о нем узнало как можно больше людей, автор искренне приглашает:
«Приезжайте в гости – вам понравится, уезжать не захочется.»
В тему. Сюжетно. Логично. Продумано. Спасибо автору.
****
10. ГориЧ
Моя любимая легенда
Быль, рассказ
Городские легенды рождаются, в том числе, и из воспоминаний. Ярких, незабываемых, пронесенных сквозь годы и судьбы людей. Об одной такой городской легенде мы и узнаем, прочтя данный рассказ-быль.
«Год так, 1962. Мощенко и Костров звенели блицем* возле гардероба Центрального Дома Литераторов. Мимо проходил Арканов. Встал на победителя. Проиграл и сказал: «А не устроить ли нам турнирчик..» - так автор этого маленького рассказа начинает свои воспоминания об очень большом и значимом событии в его жизни, когда он, будучи еще школьником, прикоснулся воочию к миру литературы и шахмат, к миру творческой интеллигенции того времени, так же любящих все умное и неординарное. А еще — людей остроумных, находчивых, энергичных, не равнодушных, созидательных. Они сумели соединить, казалось бы, совершенно разные стихии и организовали турнир по шахматам! И автор раскрывает нам некоторые подробности и особенности мероприятия: «Сильных шахматных мастеров среди женщин было побольше чем среди писателей. А писателей и поэтов было побольше чем шахматисток. Пока одни играли, другие писали призы...» А так же то, как ему самому удалось во всем этом действе поучаствовать, какие у него были желания и мечты: «Мне, тогда, захотелось, не призы писать, а играть за команду.» И далее мы узнаем, что сбылось, что осталось в мечтах и до сих пор вызывает ностальгию, грустные размышления: «Шахматная команда писателей, их турниры и матчи остались в прошлом. Навсегда ли? Как знать..»
В этом маленьком рассказе большая и интересная легенда, вместившая много событий, наблюдений, размышлений и выводов. Наверное, подобные легенды и нужны нам, как история, правда, как мечта и вера в будущее — чтобы кто-то, узнав такую легенду, захотел бы организовать что-то подобное и в своем времени, среди современных поэтов и шахматистов.
В тему. Сюжетно, логично, лаконично, продумано. Спасибо автору.
***
11. Воскресенский С.А.
Взгляд
проза, рассказ
«Звонок сквозь дрёму. Телефон. Мама звонит, я знаю, договаривались. Встаю, шлёпаю по рыже-коричневому линолеуму в соседнюю комнату к телефону с трубкой на спиральном шнуре...» Яркая картинка из прошлого, знакомая большинству из тех, у кого полвека позади и море своих воспоминаний. Но очень интересно и полезно и более молодому поколению читателей будет узнать, что же было дальше?
« Трубку — бах! В голове… А у вас тут матом ругаются? Нет? Тогда: «Как же я огорчён! Безмерно!.. Сорок минут!..» - и автор уже не отпускает наше внимание — эмоция есть, желание читать дальше бесспорно.
Тем более, что рассказ (скорее, миниатюра), много времени не займет, но любознательность читателя и его не равнодушие будет сполна вознаграждено тем смыслом, что кроется в сюжете.
«Я бежал. Выдыхался, переходил на быструю ходьбу, чтобы восстановить дыхание. И снова бежал…
И я успел…
К шапочному разбору...»
Отец и сын, их взаимоотношения, описанные автором столь многогранно, что лишних слов и не надо:
«Он ничего не сказал. Просто посмотрел. Не гневно, нет, пронзительно. Так посмотрел, что все слова оправдания, которые готовы были из меня вылететь первыми, с размаху в этот взгляд и врезались...»
Рассказ о становлении личности, об истинных семейных ценностях, о любви и уважении — на примере всего одной короткой истории, случившейся в одном городе. Всего одного взгляда...
В тему. Сюжетно, лаконично, логично, продумано, грамотно. Оставляет теплое, искреннее впечатление. Спасибо автору.
****
12. СТИЛО
свинка
проза, жанр не указан
Как известно, после сорока лет жизнь только начинается. А после шестидесяти пяти? Что происходит в жизни новоиспеченных пенсионеров? Об этом мы узнаем, прочтя необыкновенную историю бывшего прораба Пал Палыча Сычёва.
Началось с того, что «Во втором часу ночи вдруг включился телевизор» и сначала все было, как обычно бывает у многих из нас: ГГ «потянулся за лежащим на тумбочке пультом, но тот выскользнул и полетел на пол. Было зябко, вылезать из постели не хотелось».
И начались чудеса, да и только! На экране стали возникать разные преинтересные персонажи, как то "дама в прокурорском мундире" или «сытая, подмигивающая ряшка известного чиновника», за ней следом «очередная проворовавшаяся харизма»… И Пал Палыч вместе с ними судил, постановлял, приговаривал … « жаль только народ спит и ничего не видит» - сетует ГГ, после чего находит в телепрограмме весьма занятные темы, которые побуждают его к действию. Читаем дальше: «Сгорая от любопытства, полуночник выпростал из-под одеяла ногу, подгрёб пульт, поднял и ткнул первую попавшуюся кнопку. Изображение зарябило и открылась трансляция предолимпийского отборочного турнира по домино»...
Автор рассказывает читателю историю одинокого человека с той долей иронии и юмора, которая позволяет не насмехаться над случившимся, не злорадствовать, а вызывать живой интерес, сильную эмоцию и восхищение - тем, как мастерски, переходя от одной картинки к другой, нам представляются сюжеты реальной и вымышленной, привидевшейся действительности. ГГ щелкает каналами до тех пор, пока перед ним на экране не предстанет самое главное, сокровенное, то, что в его жизни не состоялось — его возлюбленная…
В каком бы городе не случилось подобное, мы всегда проникнемся и поймем таких одиноких людей, у которых вовсе не вдруг в два часа ночи включается телевизор — это всегда к чему-то! Интрига — в названии рассказа, который, прочтя один раз, хочется перечитать и переосмыслить заново, потому что истинный смысл раскрывается с каждым прочтением все шире и глубже.
Жанр не указан, что дает читателю возможность самому определить, насколько это юмор, сатира или фельетон? А, может, это просто лирическая драма или ситком? Ведь у ГГ героя здесь все на грани… И важное, что есть в этой истории, к чему призывает автор и его Пал Палыч — чтобы все были здоровы и счастливы!
В тему. Сюжетно. Логично. Лаконично. Продумано. Грамотно. Впечатляюще.
Спасибо автору.
***
С наилучшими, Лидия Шатилова
20.05. 2021 г.

Обзор №4 «Жил да был черный кот за углом...»

"Жил да был черный кот за углом.
И кота ненавидел весь дом.
Только песня совсем не о том,
Как не ладили люди с котом.
Говорят, не повезет,
Если черный кот дорогу перейдет,
А пока наоборот,
А пока наоборот..."

Доброго времени всем, кто читает мой обзор!
Итак, до окончания срока приема конкурсных произведений осталось несколько дней. Спасибо всем авторам, приславшим свои работы на конкурс. Жду всех тех, кто еще пишет — вы можете успеть!
Критерии оценок прежние.
***
13. Aleksandr Roleff
ЧЕРНОЕ дежавю
проза, рассказ
Рассказ о случайных не случайностях, которые могут произойти не только с людьми, но и с их питомцами. Например, с котами. Черными! Помните старую песню про одного черного кота, который жил за углом и которого ненавидел весь дом? Там еще припев про то, что «говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет, но пока наоборот — только черному коту и не везет!»
Но это был совсем другой черный кот и совсем другая история, в совсем других городах и даже странах —данная же история о таких черных котах, которым очень даже везет, как и их хозяевам. И та песня была «совсем не о том, как не ладили кошка с котом», при чем мы так и не знаем, какого цвета была кошка?! А тут все ясно: два кота и оба черные! И живут в квартире со всеми удобствами, обожаемые своим хозяином. И настолько они оба любимчики, что при любом удобном случае их фотографируют, особенно, если в доме появился гость. А далее опять случаются очередные неслучайности, как, например, проблема с фотографией для обложки журнала, а перед этим случайный ответ на звонок по телефону, а перед этим такой же случайный уик-энд с приятелем, который тоже случайно оказался «своим из своих» и, как финал всех случайностей — фото на обложке! Двух черных котов и одного совсем не черного и не кота — просто три пары глаз, не сомневайтесь, черных! И - всем им есть, что вспомнить!..
А читателям — есть что прочесть! Рассказ увлечет с первых слов самобытностью и неординарностью межличностного общения двух приятелей. Один из которых, однозначно, без труда понимает, что такое «варкалось» и как «хлипкие шорьки пырялись по наве» и даже как «хрюкотали мюмзики в мове» И не потому, что они хорошо провели время в дружеской ночной посиделке на балконе, а утром у гостя случилось «наваждение», а потому, что люди часто общаются на столь интересном сленге, что изложить его дословно тоже надо уметь, а чтобы и читатель смог прочесть, разобраться и понять-принять «без килограмма шоколадного мороженного» - нужно быть мастером слова и дела. Читать желательно, чтобы рядом был кот, лучше черный, еще лучше — два. Тогда и у читателя непременно случится такая неслучайность — захочется перечитывать и перечитывать, наслаждаясь каждой фразой, каждым словом, каждым эпизодом.
И это будет весьма полезно, особенно, если читатель столь любознательный, что обратит внимание на название рассказа, на то, как размером шрифта выделено очень важное, то, что скрыто внутри самих понятий значений этих двух слов: черный и дежавю*… Тогда многое, в этой довольно легкой, игривой, веселенькой истории раскроется перед вами многогранными жизненными смыслами не только черных тонов, а дежавю эти самые, так до сих пор не поддавшиеся науке, останутся игрой воображения и добротными художественными творениями.
В тему. Сюжетно, образно, лаконично, логично, продуманно, грамотно.
Спасибо автору!
***
(*Дежавю — это ошибка мозга, который перестраивает кратковременную память в долгосрочную и из-за этого воспроизводит момент, который вы только что видели, в момент, который был когда-то. Но в реальности этот момент был сейчас, и вы не знаете, что будет дальше. Дежавю некоторыми исследователями рассматривается как симптом нарушения само осознавания.)
***
14. Садкова О.Н.
СТРАСТИ ПО МЕТЕОРИТУ
Юмор, миниатюра
«Ой, что-то меня в последнее время на юмор тянет! Вы же знаете, что над Челябинском в феврале 2013 года метеорит пролетал, стекла нам перебил и, видимо, многих горожан контузил. Да, с ума все посходили с этим космическим проходимцем! Ага, памятник ему хотят поставить! « - так, вполне весело и задорно начинается этот, как пишет автор, «шуточный рассказик».
Шутки, как известно, бывают разные. Шутка, как и ирония, каламбур, сатира, анекдот, является одной из форм юмора. Юмор - это интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны, умение обнаруживать противоречия в окружающем мире. В более широком смысле, юмор — это все то, что вызывает в нас радость, улыбку, смех.
Настроившись на получение положительных эмоций, читаем дальше, предвкушая вполне комический сюжет…
«...его место на Площади Революции рядом с памятником дедушке Ленину, ведь булыжник – оружие пролетариата.»
«...где-то под Чебаркулем храм поставили, храм метеорита. Из Православия да в язычества! Там, говорят, космический разум аккумулировался. Господи, у них с земным-то разумом напряженка!»
Тут впору будет вспомнить, что есть и такое понятие, как «черный юмор». Чёрный юмор — это юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над «мрачными» темами.
«Страсти по метеориту» накаляются, финал все ближе, автор уже совсем не так весело, как в начале, иронизирует и вопрошает:
«… каждый сходит с ума по-своему, но не до такой же степени, а?»
И уже совсем не весело, констатирует факт абсурда, обычного ингредиента черного юмора: «Наши дураки тоже вон что захотели!»..
«Страсти по метеориту» - миниатюра, но охватывает она «макси - истории», требует знаний как жанров, так и охваченных в рассказе тем — как современных, так и библейских.
При этом нельзя не упомянуть о чувстве юмора, которое у всех так же разное, основанное на психологических особенностях человека, на его умении подмечать противоречия окружающего мира, а так же его способности оценивать их с комической точки зрения. Юмор помогает нам открыть для себя различные стороны жизни и какими бы нелепыми они не показались, мы всегда сможем их разрешить более спокойно и разумно, как духовно, так и физически.
Каждый читатель должен сам прочесть и сделать выводы, насколько автору удались его «Страсти по метеориту» и насколько кому было смешно, не очень или вовсе грустно.
В тему. Сюжетно. Лаконично. Продумано. Спасибо автору.
***
С наилучшими, Лидия Шатилова
23.05.2021.г.

Обзор №5 «Ему уже 300 лет, а он еще молодой...»

"Что-то приходит, что-то уйдёт, что-то сгорит дотла
А я забываю старую боль, глядя на купола
Ведь мир на ладони весь теперь передо мной
Тихая печаль, крылья за спиной
И я не одна
А за мной стоят города
Маленький северный рай
Каменные цветы
Падают все мосты на небо
И на небо падаем мы
Молчит, не даёт ответ
Слёзы льёт город мой
Ему уже 300 лет
А он ещё молодой"
(Е.Ваенга, Каменные цветы)

Доброго времени суток всем, кто читает мой обзор!
Весна заканчивается - к концу месяц май, а вместе с ним скоро завершится и наш конкурс. Мы «прожили» в этом «городе малой прозы» довольно интересную и содержательную жизнь, не безрезультатно и вполне интересно провели время, за что всем нам спасибо! Читая произведения авторов, и я приобрела свой опыт, ведь одно дело просто читать, а другое — оценивать, в том числе и тех, кто в своем мастерстве давно достиг вершин и может сам преподать урок. Нам всем всегда есть, чему друг у друга поучиться. Как минимум тому, как жить дружно в тех «городах», куда нас, по случаю и по нашей доброй воле, завела судьба.
Итак, кто-то еще успеет «погостить» в нашем городке — не опоздайте, уважаемые авторы! Время еще есть.
Критерии оценок прежние.
***
15. Вакс П.А.
Человек и город
Проза
Все люди любят путешествовать. Все путешествия бывают разные. У кого-то удовольствия ради, у кого-то конкретной цели для, а у героя этого рассказа — все сразу вместе, прекрасное с полезным. О чем и поведал нам автор :
«Один человек вез по ночной улице чемодан, тяжело дышал и считал про себя: «Из метро направо, сразу ступеньки, там наверх по лестнице и направо, и почти сразу налево...» Этот человек тревожился, что не найдет нужного ему дома в огромном ночном чужом городе.
– Ты подумал «враждебный», – обиделся город, – хотя и написал «чужой».
– А ты вовсе не обиделся, – пожал плечами человек, – не становись в позу.
Странное это было время и путешествие...»
Но в чем странности именно этого времени и этого путешествия? Хотите узнать? Читайте дальше:
«Человек был тревожен по натуре, а сейчас особенно. Он был нездоров, вскоре ему предстояло свидание с доктором, это мало вдохновляло. Но город отвлекал и растворял тревогу. «
Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями, легендами и реальными событиями, прекрасная компания, условия проживания - все это сыграло свою положительную роль. «Человек понимал, что попал в сказку, от этого ему сразу хотелось потребовать, чтобы она не кончалась.»
“Но самое главное – город вылечил человека от тревожности.
– Потому что я же раньше не знал такую простую вещь, – произнес человек, уже стоя посреди далекого обледеневшего, засыпанного снегом города, – что каждое место, где ты оставляешь душу, оставляет свою душу в тебе!..»
Путешествия помогают нам бороться не только с болезнями физическими, но и духовно излечивают! Вдохновляют на творчество. Ведь каждый город, как и человек — по-своему прекрасен. И мы вспоминаем, тоскуем. Но, как советует автор, “незачем тосковать по прекрасному, когда оно всегда с тобой!”
В тему. Сюжетно, образно, логично, лаконично, грамотно, продумано. Впечатляет!
Спасибо автору.
**
16. Lada_Gins
Без права на любовь...
Проза, Роман
Роман. Без права на любовь Наталья Колюшина
Глава первая.
«Южный ветер ворвался в только что открытое окно и, листая страницами оставленной на столе книги, наполнял свежестью небольшую комнату. Комната, казалось, ожила, всё пришло в движение…" - так образно и динамично начинается эта история, начало которой мы можем узнать их отдельной главы, как вполне самостоятельной и имеющей место быть в любом городе, в любой судьбе. Образы и аллегории только развивают воображение читателя, его любопытство, настолько они многозначительны с самого начала: «Ветер заявил свои права, освоился на занятой территории и наводил свои порядки. Аккуратно сложенные листы бумаги полетели на пол, искусственный цветок, раскачивая вязанную вазу, всё же склонил её в сторону и уронил на бок. Она упала на край стола и пластмассовая роза, поколебавшись несколько секунд на кромке, свалилась на пол...» Кто верит в приметы, тот сразу поймет, что происходящее в пустой комнате совсем не однозначно, не само по себе, а тесно связано с судьбами его обитателей, их взаимоотношений. Кто же они? Еще немного, и мы узнаем об одном из них и о том, что его ждет:
«На мгновение показалось, что ещё немного и всё заметёт снегом. Но что-то произошло за пределами комнаты. Послышались чьи-то голоса, ручка двери задёргалась и наконец-то открылась дверь.
На пороге стоял мужчина, на внешний вид ему было лет тридцать пять. Густые тёмные волосы коротко подстрижены, он был высокого роста, атлетического телосложения, красивый с прямым носом и тонкими губами...
...Он был удивлён, что в комнате никого нет. Быстро прошёл к окну и закрыл ставни. Ещё сомневаясь, что в комнате действительно никого нет, заглянул в белый шкаф и вышел.
-Где же она? – думал он, быстро одеваясь в прихожей...»
История не простых отношений, как мы понимаем, скрывает в себе много тайн. Что-то произошло между мужчиной и женщиной, что-то послужило причиной ее ухода, его без результатных поисков, о которых написано далее. И, как часто и бывает, сначала мужчина ищет, а не найдя, снимает стресс классическим житейским способом. И здесь ГГ не исключение:
«Тягостная тишина и неизвестность раздражали его. Он открыл холодильник, достал бутылку водки, кусок копчёной курицы и ломтик хлеба. Наливая стопку за стопкой, он захмелел и рухнул со стула на пол, вытянулся во весь свой рост и захрапел.»
В тему. Сюжетно, образно, логично, продуманно. Спасибо.
***
17. Дерунова М.М.
Герой нашего времени
Репортаж, статья
В этой городской истории все имена и события — доподлинные. Они как из прошлого, так и о настоящем. О солдатах Великой Отечественной Войны. О служащих в Вооруженных силах в мирное время — о настоящем герое нашего времени. Человеке, помогающем людям найти своих погибших или пропавших без вести родных и близких, что вызывает их искреннюю и глубокую благодарность. Такие репортажи, статьи требуется читать лично, а их героев знать и помнить! Вот лишь краткий анонс:
«Познакомившись с биографией этого удивительного человека, я считаю его Героем нашего времени. Времени, когда так не хватает добра, милосердия, понимания в людях. А такие люди как Григорий Сергеевич Иванов, всегда готовы придти на помощь! Мудрый, добрый, воспитанный, весёлый. Достоинств у него так много, что перечислять их можно бесконечно. Любое дело Григорий Сергеевич доводит до конца. Его жизнь- пример для подражания молодому поколению.»
Городская история. Сюжетно, логично, лаконично. Спасибо автору
***
18. Муратова Наталья
Со шествие
проза, рассказ
«После ночной пасхальной службы пришлось идти пешком до Тверской. Утром намечалась майская демон-страция – шествие в честь праздника весны и труда… «
Так начинается эта городская история и то незабываемое утро, в котором ГГ поджидало много неожиданностей. Но все по-порядку. Читаем:
«Хорошо! Пасха! Спускаться под землю не хотелось, и в метро не пошла, оказавшись в неузнаваемом месте. Посередине Кузнецкого моста до самой Неглинки стояли ящики, а из них, в виде пучков больших веток, выступали пластмассовые деревья в белых цветах, тоже пластмассовых…»
И ГГ проходит мимо, пораженная не только увиденным, но и испытанными при этом ощущениями — на одной улице, на другой... Она идет дальше, а сюрпризы не заканчиваются: «... сверху свешивались фиолетовые неживые цветы среди куч, изображавших круглые зеленые кусты и прямоугольные зеленые деревья. Черные лужи поблескивая, отражали пластиковые ветки. Из дверей пивных выходили черные силуэты в черных одеждах.
– Кровь, кровь! – закричали женщины. И действительно, среди грязи растекались черно-красные пятна крови...»
Наверное, не так просто принять действительность, когда вдруг все родное и знакомое становится столь видоизмененным, что трудно поверить своим глазам, тем более, принять. Но «идем» следом за автором, читаем дальше: «Перешла благородную улицу Петровку с отдаленно виднеющимся Высоко-Петровским монастырем. Осталось еще пройти Камергерский переулок, где навстречу шли три молодые женщины, в коротких черных юбках и черных кофтах, в сетчатых черных колготах на полных ногах. С ними шел друг… и тоже в черном. Находились мы среди круглых пластмассовых кустов и многочисленных домиков, похожих на сколоченные будки, с крыши которых свешивались неживые венки и розовые сердца. Большие деревянные, правильной формы яйца были втиснуты среди будок, как доказательство существования праздника Пасхи... «
После этого ГГ решила дальше ехать на автобусе, в надежде увидеть привычные городские пейзажи, но за окнами все было столь же неузнаваемым.
Так в каком же все-таки городе это было? В каком году?
«Это был тот год, когда...»
Но об этом пытливому читателю лучше прочесть самому, а заодно и разобраться в подсказках, которые автор иносказательно заложила в смысл этой то ли реальной, то ли привидевшейся ее воображению истории. Очень даже глубокомысленной и интересной.
В тему. Сюжетно. Логично. Продумано. Грамотно. Впечатляюще.
Спасибо автору.
***
19.Вайсбух Ш.
Филькина доля
Проза, миниатюра
Задумывались ли мы о том, как живут наши питомцы, когда нас нет дома? Чем они занимаются, о чем думают, что переживают? Именно об этом мы и узнаем, познакомившись с попугаем Филькой и его каждодневным времяпровождением в пустой городской квартире, когда хозяева на работе. Филька весьма находчив:
«Устроившись на подоконнике, желтый попугай воинственно топорщил гребень, и вытянув шею искоса поглядывал округлым оком на дворника, смахивающего с мостовой жухлую листву. Мужика с одутловатым лицом, опоясанного бурым брезентовым фартуком, он встречал неизменным приветствием, картавя под Пашу-хозяина:
- Пхивет бходяга!
Столь «высокочтимый» ритуал, существовал меж давними знакомыми уже не первый год. «
Интересная и содержательная беседа заканчивалась, а далее «Утро набирало силу, окатив золотистыми лучами успевшую чуть подсохнуть мостовую. Незаметно близился полдень...» За ним следом «угасал день, надвигался вечер...»
«С наступлением сумерек Филя покидал облюбованное место на подоконнике и забирался в деревянную клетку, где высилась горка калёных семечек и подсохший ломоть хлеба...» И так было изо дня в день...
Но однажды произошло событие, обещающее перемены:
«- Заждались Филарет Филипыч? Принимай на довольствие рыжего новобранца!
В гостиную вошла Света и бережно опустила на потемневший, в царапинах столешник, махровое полотенце, из которого выглядывала рыжая мордочка разевающая красный ротик в беззвучном мяуканье.»
В то, что его жизнь изменится к лучшему, Филя верил с трудом, рассуждая по-своему: «Он ли скрасит вечность одиночества? заменит осточертевший нелепый город!.. от которого веет холодом, а иногда и согревает… - при встрече с неуклюжей фигурой, подпоясанную мятым фартуком.»
Может, Филя просто знал, что когда кот вырастет, то вряд ли им удастся стать такими же друзьями, как с дворником. А может, просто ревновал? Ведь наши питомцы тоже живут разными чувствами, в том числе и чувством дикого одиночества…
В тему. Сюжетно. Образно. Логично. Продуманно. Впечатляет.
Но тексту требуется «работа над ошибками».
Спасибо автору.
***
8. Ахмедов
Бестолковый набор из слов, словосочетаний и предложений разного свойства в попытке обрести связность и смысловое наполнение.
«Я желаю………..» - можно было бы так назвать сию новеллу, ведь все, что мы прочтем далее, лишь более развернуто раскрывает эту фразу главной героини сюжета. Куда там Тоське из знаменитого фильма «Девчата», мечтающей о том, что было бы, если бы она была красивой: «Иду я, вся такая красивая, а все парни так и падают, так и падают, да сами в штабеля укладываются!» У новоявленной ГГ ее эгоцентричное «Я» живет вполне в духе времени, не знающего границ в своих фантазиях, наполненных реальным и мистическим, настоящим и придуманным, как наяву, так и во сне. Ее «поклонники» тоже падают ниц, только ей этого не достаточно, она в своих видениях мечтает о большем, в чем и уверяет неискушенного читателя : «Когда люди смотрят на меня, их глаза наполняются слезами восторга, они облизывают пересохшие губы. Их оцепеневшие туловища превращаются в соляные столбы. Одни стоят, как зачарованные, другие падают ниц, а я иду по их окаменевшим телам и ловлю поцелуи подошвами»...
И так далее, мечты все в таком же стиле — ГГ то видит себя супер моделью, то супер поэтом, то супер-мега-героем, которому, в отличие от Ланцелота, все же удастся «убить дракона»... И, наконец, читаем: ««Мне понятно, что следующим моим шагом должен стать проект по завоеванию мира и подчинение всего существования на планете моей величайшей воле. Мне ясно, что отныне я владычица дум, икона стиля и сверхпопулярный идол на все времена. Трудно переоценить историческую роль меня как личности. Я - это голос поколения, я - это целая эпоха….Придите, поклонитесь мне, пока я ещё жива. «
Есть в этом тексте и такие слова: «Требуется вмешательство медиков, их титанические усилия...», сказанные, к сожалению, в ином смысле, но каждый читатель ведь имеет право прочесть только то и только так, как ему важно и нужно. Вовсе иначе, чем представить мог бы себе сам автор! Или как бы он желал, подразумевал изначально. В том числе читатель может запросто задуматься, почему это новелла, а не, например, сатирический фельетон, в основе которого всегда является главным высмеивание одного из пороков современного общества. Такого, например, как «Прелесть», разросшегося до звучания, как «прелесть прелестная». И редко кто сейчас не употребляет этот сленг, не задумываясь, даже не подозревая, что именно лежит в его основе. Как раз всякие эти «ЯЯЯ...»
В новелле всегда должен быть неожиданный финал, героиня может просто увидеть все это во сне, а проснувшись, крепко задуматься над увиденным, посланным подсознанием. В фельетоне же, автор может иронизировать над пороками вполне обстоятельно, порой зло, порой жестоко, но в конечном итоге, призывая читателя вникнуть в происходящие процессы в обществе, задуматься, прежде чем слепо верить.
Многим читателям понятно с первых строк, что эта новелла и есть сатира на произведение другого автора сайта, в котором ГГ не просто так добрую половину своей книги посвящает самой себе, перечисляя все то, в чем ее «Я»(Прелесть Прелестная) должно являться не только исключительным примером для всех, но и беспрекословным орудием, мечом, карающим любого, кто подумает иначе или, что еще хуже, возразит. Но автор новеллы Ахмедов не побоялся, взял «перо» и смело обнажил все пороки эгоцентризма ГГ произведения, как и самого его автора, скрывающего свое лицо под маской «тайного гостя», заявившего, что в мир пришел некто «чистильщик». И можно было бы сказать, что автор сатиры, фельетона, будь он таковым, акцентирует внимание читателя на том, что фантазии наших современников не знают границ, что жить они могут как в реальных, так и придуманных «городах». Можно было бы, если бы не кабы, а именно тот факт, что за попытками «обрести связность и смысловое наполнение» у авторов этого «междусобойчика», прикрытого «забралами» «псевдонимов», могут стоять вовсе не те цели, которые могут показаться нам. Но хочется читать присланное на конкурс произведение, наделенное разными смыслами и подтекстами, и надеяться, что автор призывает нас, читателей, к Разуму, Вере и Здравому Смыслу. И называет его новеллой потому, что неожиданный финал у подобных героев может быть столь не предсказуемым, что даже сам автор может его только предполагать и не более, да и читателю не возбраняется задуматься о разных свойствах слов, словосочетаний и предложений в бестолковых наборах букв. И, как говорится, было бы так весело — если бы не было так грустно….
"А я иду такая вся в Дольче & Габана
Я иду такая вся, на сердце рана
Слёзы душат-душат, я в плену обмана
Но иду такая вся в Дольче & Габана..."
При этом вовсе не стоит забывать, что «В действительности все совершенно иначе, чем кажется на самом деле»(Антуан де Сент-Экзюпери).
В тему. История вполне городская. Сюжетно. Образно. Общее впечатление говорит о продуманности написанного к конкурсу произведения. Спасибо автору.
***
Спасибо всем, кто принял участие в конкурсе! С наилучшими, Лидия Шатилова
май, 2021 г.

Обзор №6 «В этом городе все друзья...»
«В этом городе вечных дел
Ты как будто бы не у дел
Мало солнца, беспредел
И холодные ночи
Кто эти люди? Не мы
В этом городе все безудержно немы
Много белой твоей зимы
В этом городе мы живем нашей жизни взаймы
В этом городе все друзья
Но сказать никому нельзя
Что убийственная гроза
Сердце пытает
В этом городе все пустяк
Все в нем так, только все не так
В этом городе только дурак
Везде успевает»
(Марк Тишман, Песня этого города)
Доброго времени суток всем, кто читает мой обзор!
Срок приема заявок истек, но сам Конкурс не окончен - еще трое участников успели войти в наш город, пока «не закрылись его ворота». И «Город Прозы» продолжает жить своей жизнью, потому что нам всем еще есть что сказать, как админу, судьям, так и участникам. Не все ведь осознается сразу, что-то требует времени и даже взгляда со стороны. От себя скажу, что признательна каждому автору - участнику конкурса за доверие, за сказанное и не сказанное, за то впечатление, которое останется в моем сердце навсегда. Каждый сюжет, каждый герой, каждая легенда, байка, история — все они напрочь обосновались в этом отдельно построенном нашим трудом, знанием и воображением, ГОРОДЕ и, независимо от наших мнений, оценок, займут свое достойное «местожительство». При желании, мы всегда сможем заглянуть к ним «на огонек» и вспомнить, как всегда и бывает спустя время, все только хорошее. С благодарностью ко всем!
Критерии оценок прежние.
***
20. МИХАИЛ ШЕЛ
На острие его пера
Проза, рассказ
«Этот город бьет наотмашь под дых
Сколько здесь нас осталось в списке самых родных
Город рвет провода, сносит нам башни
Береги же себя, мой ангел вчерашний...»
Как известно, словом можно воскресить, а можно убить. Кому что дано свыше, какая сила. ГГ рассказа выпала особая миссия — быть ЖУРНАЛИСТОМ, при чем, в самом сложном смысле этого слова. Потому что тот дар, коим владел он, не принес ему ни удовлетворения от профессии, ни личного счастья. Он принес ему озлобленность, обреченность и отреченность. Вряд ли человек, обличающий пороки и несовершенства, будет желанным гостем или завидным женихом. Дав в руки "карающий меч» в виде пера, судьба не позаботилась о знании «золотой середины», она бросила ГГ на муки тяжкие — убивать словом, как в прямом, так и в переносном смысле, ведь мало кто способен пережить без потерь несправедливость или клевету. Но наш герой уверенно, с раннего детства, шел своей дорогой, не замечая, какие руины оставляет после себя. Единственный, кто еще мог его согнуть и заставить страдать — это холодный и нещадный ветер одиночества…
Действие рассказа переносит читателя в январь 2041 года — это уже легенда из будущего, предостерегающая каждого, кто владеет словом?! Возможно. Но начиналось все так:
«Было Рождество 2011 года, в каждый дом пришёл праздник. А у семейства Готлиб была ещё одна радостная весть: у счастливой четы родился мальчик, очаровательное создание. Он тут же был наречён Фортом. Имя приглянулось молодым родителям на обложке журнала «Жёлтая пресса», так звали какого-то скандалюгу из репортёров. С этого, впрочем, всё и началось, сыграв в судьбе малыша роковую роль.
В три года Форт освоил алфавит и взялся самостоятельно за письмо. Ни куча красивейших игрушек, ни умилённые попытки отца или матери заиграть с ним не могли отвлечь его и принимались им с холодной молчаливостью - его интересовала только неизведанная наука письма и не более того. Отмечая своё четырёхлетие, при собравшихся на торжество гостях, он достаточно ловко собственноручно написал на огромном торте, выдавливая из кондитерского конверта красный клубничный крем, «Я ЖУРНАЛИСТ», гордо при этом улыбаясь и не замечая, как присутствующие вокруг почему-то невольно вздрогнули от увиденного.»
Вздрогнуть от прочитанного может и читатель, но это все будет на пользу, так как сподвигнет каждого задуматься над всем, что он говорит или пишет, а главное, какие посылы несет людям каждым своим словом. И, главное, что он получает взамен, каков его удел от его же острия пера — не хотелось бы, чтобы как у ГГ рассказа:
«...Ветер заметно усилился. Пустота смотрела вслед одиноко чернеющей фигуре Форта Готлиба...А сам он продолжал искать. Не важно, зачем. Не важно кого. Не важно как. Он уже не мог иначе! Неподвластным ему оставался только ветер, который вольно завывал свою леденящую душу песню.»
Может, все это случилось потому, что «НЕ ВСЕ СВЯТО, ЧТО В КНИГУ ВМЯТО»?! Прочтя, каждый читатель сделает свои выводы.
И правильно, что автор успел отправить произведение на конкурс: есть в нашем городе одна девушка, сражающая наповал, "очищающая" своей красотой и совершенством - как раз ей в пару будет этот юноша, со своим острием пера...
В тему. Сюжетно, образно, логично, лаконично. Вполне продумано и впечатляет, но позволю себе предложить автору еще поработать над текстом, особенно вот этим предложением в самом начале:
«Он шёл по проспекту, сутулясь навстречу ветрянному потоку и поёживаясь изредка от пронизывающей стужи.»
Спасибо автору!
***
21. Яричевская Л.
Детство навсегда
Проза, рассказ
«Осенью, в дождливый серый день проскакал по городу олень,
он бежал по гулкой мостовой, рыжим лесом, пущенной стрелой.
Вернись, лесной олень, по моему хотению, умчи меня, олень, в свою страну оленью, где сосны рвутся в небо, где быль живет и небыль…»
Как часто нам не верят, когда речь идет о детских воспоминаниях. Мы слышим, что так не может быть! Но может, может! О чем нам и поведала ГГ рассказа, детство которой настолько запечатлелось в ее памяти, что и сейчас она может легко рассказать мельчайшие подробности тех событий. Например, про удивительный сон, который ей приснился впервые в два года и потом снился не раз. Но наряду с этим она хорошо помнит тех людей, что жили по соседству.
«Жили мы тогда с мамой и её младшей сестрой Женей в Стрыю, городке под Львовом, в двухэтажном доме с широким двором, окруженным низкой оградой. Во дворе было много невысоких деревьев с живописно искривлёнными стволами. Первый этаж дома занимало многодетное армянское семейство.»
И автор рассказывает нам много интересного о папе Вартане и маме — Мани, их четырех дочерях, а так же о их стареньком дедушке и случившейся у всех на глазах личной трагедии старика: «Он сидел в траве посреди родного двора и оплакивал свой последний зуб. И мы, я, и его внучка Валя, которая была старше меня года на четыре, и все остальные дети сбежались, стали кругом возле деда и тоже заревели в голос. На рёв выбежала перепуганная мама-Маня, всплеснула руками и тоже заголосила, и тогда уже из дома выскочил папа-Вартан, рявкнул на нас, чтоб не мешались под ногами, бережно поднял деда на руки и понёс его, худенького, плачущего, в дом...»
Разве трудно поверить, что двухлетний ребенок действительно может помнить все эти события? Вполне можно, ведь из таких воспоминаний, на таких примерах человеческих отношений добра и участия, строится будущая личность. Именно такие события ее и формируют. Так почему ребенок должен забывать то, что произвело на него столь сильное впечатление? Как, например, вот это:
«...самое страшное воспоминание раннего детства – это то, как у мамы-Мани разболелась голова. Весь дом ходил ходуном, все бегали и кричали друг дружке, что вот, какой кошмар, у мамы-Мани голова просто раскалывается. Меня охватил ужас. На цыпочках, стараясь никому не попасться на глаза, я пробралась в её комнату, подкралась к огромной кровати и попыталась рассмотреть её расколотую голову...»
Или это: «Когда же мне исполнилось два с половиной года, мы уехали из этого города далеко-далеко, туда, где служил мой папа...» Эту трогательную сцену встречи с отцом лучше прочесть самим, она любого «возьмет за душу»… Как и весь рассказ, пронизанный любовью к людям и тому городу, в котором произошли все эти удивительные события раннего детства, пронесенные через всю жизнь, как сокровенное и личное, но поведанное автором читателю со всей своей искренностью и открытостью.
Очень важно, что автор успела отправить рассказ на конкурс — тема детства в городе — очень важна для городских легенд. Уста младенца, как говорят, глаголят истину!
В тему. Сюжетно, образно, логично, лаконично, грамотно, продумано, впечатляет. Спасибо автору!
***
22. Татьяна Верно
Протекающая жизнь
Юмор, рассказ
«Как теперь не веселиться, не грустить от разных бед?
В нашем доме поселился замечательный сосед!»
И как не вспомнить напоследок эту замечательную песню?! Ведь в нашем «городе Прозы» все это время вместе с нами «жили» еще довольно интересные личности, о которых мы и не знали. Но вот успела автор «заскочить в последний вагон уходящего поезда» - и правильно сделала, потому что теперь у нас есть возможность узнать куда больше о тех, кто нас окружал. Есть возможность сравнить и сопоставить, с иронией или без, но уж точно с узнаванием прообразов уже известных персонажей всех «городских историй » и связанных с ними событий, сюжетов, аллегорий. Рассказ словно обобщает все, что было. Вот лишь несколько отрывков, которые, без сомнения, побудят читателя поскорее прочесть произведение и самому сделать свои выводы. А главное, получить удовольствие от прочтения и долгое «послевкусие».
Итак, все началось с визита сантехника Алексеича в одну их квартир, к весьма скромным ее обитателям, с целью не то поправить здоровье, не то помочь ее жильцам «быть как все» и он принялся их учить уму-разуму:
«Вижу, вы просто не в курсе. Ведь вы в наш дом недавно перебрались?
- Второй месяц пошел.
- Вот я и говорю. Наверху живут весьма уважаемые люди. На 3-ем – Дебошировы. У них, что ни день - семейные скандалы с битьем посуды. Через день пьянки да гулянки. Так что, полностью отпадает. На 4-ом живут Куролесовы – у тех ещё круче: потасовки с крушением мебели, выкидыванием чемоданов из окон, трехэтажным матом и рукоприкладством. Это пару дней там тихо, потому как хозяева на даче. А вот возвратятся, тогда сможете насладиться бурно текущей оттудова жизнью в полном объеме.»
Супруги объясняют, мол, мы «люди немолодые, с большим семейным стажем. Все претензии друг к другу предъявили много лет назад, отношения повыясняли, к вредным привычкам друг друга притерпелись и не хотим устраивать сцен по тому или иному поводу. Решаем всё тихо-мирно, даже беззлобно подшучиваем друг над другом. Вместо скандалов закатываем банки с припасами на зиму – огурчики, помидорчики...
- Могу, конечно, войти в ваше положение, – вежливо отвечал Алексеич, и его глаза при этом выразили искреннее сочувствие. - Только вы Базаровых не знаете. Уж кто им придётся не по душе, на тех начинают строчить жалобы в ЖЭК - одну за другой. Предыдущих жильцов из вашей теперешней квартиры они ведь выжили. Замотали по инстанциям. Эх, разве что мне придётся вам помочь.
- И каким же образом?
Алексеич оживился: – Ну как же! Если у вас нет причин для скандалов, нервотрепок, разборок типа кто кому испортил жизнь – так это я мигом. Могу поставить протекающий старый бачок унитаза вместо нового, пару бракованных прокладок в краны засунуть, пробить батареи отопления в нескольких местах, или...»
А вот что было дальше, читайте сами, найдете еще очень много интересного о том, как люди, в сложившихся обстоятельствах, пытаются искать компромиссы...
Но главное, что они умеют делать выводы, очень правильные и весьма полезные:
«– Да, по-станиславскому играть опасно. Побаловали соседей - и хватит.
Пора заканчивать этот спектакль и возвращаться к нашей обычной, скучной семейной жизни.»
Рассказ и о комедии положений, и о комедии ситуаций. Тонкий юмор, не злая ирония, интересные диалоги, яркие сюжеты и аллегории. Сказка, как известно, ложь, но в ней намек и добрым молодцам урок!
В тему. Вполне городская история. Сюжетно, образно, логично, лаконично, грамотно, продумано, впечатляет. Спасибо автору!
***
Будьте все здоровы и счастливы. С наилучшими, Лидия Шатилова
31.мая 2021 г.


Рецензии
Прочитал с удовольствием. Понравилось уважительное отношение автора к творчеству собратьев по перу. Удачи вам.

Александр Василега   10.12.2021 17:59     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Александр! да, мы прежде всего сами авторы, судьи конкурсов мы по случаю, потому не было у меня задачи "детального разбора полетов", да и написание обзоров - дело добровольное. Считаю, что критика - дело профессионалов, остальные могут высказать лишь мнение, исключительно в корректной форме.
И вам удачи! С уважением,

Лидия Шатилова   10.12.2021 18:18   Заявить о нарушении
Согласен с Вами.

Александр Василега   10.12.2021 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.