Совпадения с Людмилой Беляевой

Новый сборник стихов Людмила Беляева назвала «Совпадение». Первый раздел назван несколько грустновато - «Уходящая натура».

Того гляди — и мы «сыграем в ящик»,
То сердце схватит, то «китайский мор»...
Как на крути к натуре уходящей
Нас причисляют с некоторых пор. («Уходящая натура»)

Можно было бы впасть в отчаяние, если не знать ироничный характер Люды. Ну кто еще начнет свой сборник с таких уничижающих строк? Только тот, кто уверен в своей состоятельности.

Зачем цвести? Зачем плоды нести,
Когда итог возможен и печальный?
Смысл своего прихода в мир постичь
Никто из нас не может изначально. («Уходящая натура»)

До определенной степени сборник можно было бы причислить к попытке «собирать камни» («Время собирать камни»). Однако не получилось, стихи слишком оптимистичны, позитивны.

Изчезло много без следа,
Что наполняло жизнь былую.
А что осталось навсегда?
Неловкость первых поцелуев,

Да твой неосторожный взгляд,
Открывший, что глаза — лучатся!
Мы возвращаемся назад,
За этим мимолетным счастьем...

Живет неистребимо в нас
Потери боль... И радость встречи...
Мы обнимались, торопясь,
А это оказалось вечным. («Вечное»)

Сказать об этом же прозой можно. Но мы предпочитаем стихами. Почему? Классик говорил: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столько различны меж собой». Стихи и проза по форме изложения отличаются. И над прозой мы плачем («Над вымыслом слезами обольюсь»), но стихи добираются до самого сердца.

Вкусив вселенской грусти неизбежность,
Ты вдаль по узкой улочке идешь.
Здесь старики покоятся... Хоть реже,
Но все-таки здесь есть и молодежь.

И так понятно, что никто не вечен,
Что должен крест свой праведно нести.
Ведь все потом вернется в бесконечность:
В слезу-дождинку, в ком земли в горсти. («На кладбище»)

«... прозе как мышлению и изложению рассудочному, противополагается поэзия, как мышление и изложение образное, рассчитанное не столько  на ум и логику, сколько на чувство и воображение» (Ю. Айхенвальд. Поэзия и проза. Т. 2, С. 618).

Ты вдаль хотел умчаться,
Ты рвался в высоту.
Мечтал  поймать ты счастье,
Как птицу, на лету.

Ты разве мог предвидеть,
Что будешь одинок,
Как смятая травинка,
Как сорванный цветок... («Ты вдаль хотел умчаться»)

Ох, как непросто  в нашей жизни. Как легко ввести человека в комплексы, вознести до небес и сбросить его оттуда, наслаждаясь чужим падением и своей непревзойденностью. Чтобы понять однажды собственную ущербность и вечное чувство вины.

Порой не вытащищь клещами
Занозу из души своей.
Всю жизнь живешь и не прощаешь
Грех из давно минувших дней.
Нет-нет... И вдруг опять явился,
И так под ложечкой свербит...
Пойти бы в церковь повиниться,
Да останавливает стыд. («Грех»)

В этих накопившихся «камнях» все же ручейком бьется созидание. Людмила всегда была  созидающей. Все, чего касается ее рука, сердце, душа, приобретает нечто интересное, оригинальное, заметное.

В последние годы этим стал сад. Говорят «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына». Получился сад — уголок настоящего творчества, искусства. Если загляните на страничку Людмилы в VK, убедитесь в этом.

Это не цветы на продажу, не ради бизнеса, это единение с собой, своим духовным миром. Совпадение.

Когда земные связи рвутся,
А впереди забрезжит край,
Сад посади, чтобы вернуться
В потеряный когда-то Рай.

Сад подрастет и станет гуще,
И по весне увидишь ты,
Что он уже похож на кущи,
Где райские цвели цветы. («Потерянный Рай»)

В литературе, а в стихах особенно предполагается иносказание. Говорим одно, подразумеваем другое. Поэтому в моем сердце живет мой «сад», который лелею и не могу знать его судьбу.
Читаю и перечитываю сборник, и всюду нахожу совпадения: и я об этом думаю, и это во мне щемит.

В природе все  бесстрастней и мудрей,
Чем мыслят человеческие дети.
Ты увяданье розы — не жалей,
Обрежь ее отжившее соцветье.
Пусть острый нож и смелая рука
Откроют путь для нового цветка. («В природе все бесстрастней и мудрей»)

Прочитала в одной неплохой книжке (сознательно не указываю автора), что человек подвластен некой «параболе возраста». Общение со взрослыми (первый год жизни), орудийно-предметная  деятельность (1-3 года), игра (дошкольники), учеба (младшие школьники), общение со сверстниками ( подростки), профориентация (юность), профессиональная реализация (20-25  лет), семья и воспитание детей.

И затем обратное движение: кризис среднего возраста (35-40 лет), общение с приятелями или возвращение в стадию подростка (45-...), снова обучение всему как в младшем школьном возрасте (55 -...), снова игра, у женщин игра с сериалами (60-...).

Людмила Беляева, мне кажется, является полным несовпадением. Она лишь мудреет, теплеет в отношениях, совершенствуется в творчестве. Жизнь становится размеренней, спокойней, собранней.

Вдруг придумалась строчка
И меня — как пронзила!
Запишу на листочек
И закину в корзину.

Не сыночки, не дочки -
Полежат. Есть не просят.
Те случайные строчки
Словно ветер приносит.

Тот подарок «на счастье» -
Не хвалю, не ругаю.
Вдруг за нею  - случайно -
Появилась другая!..

И пошло, покатилось:
Не хотелось, а пишешь.
И стихи получились,
Словно посланы свыше. («Вдруг придумалась строчка»)

Все в нашей жизни случайно. Случайно встретились, случайно разошлись. Ненароком пришла мысль и застряла в голове, сердце — внутри. Гонишь, не замечаешь — она остается. Случайно заглянул в эти заметки. Задумался. «Случайность - непознанная необходимость» — есть и такое философское понимание.

Мы часто, обстоятельства ругая,
Находим в них губительную связь.
Предназначалась, мол, судьба другая,
Но из-за ерунды не удалась.  («Случайность»)

Что, если «эта ерунда» и была истиной? Увела от большей беды, от ошибки, больших разочарований. «Нам не дано предугадать»?

Сквозь непогоду путь обозначая
Вела тебя неведомая власть -
Туда, где я ждала тебя, - случайно.
И, главное, - случайно дождалась. («Случайность»)

Главный оптимизм в сборнике, начинающемся со стихов «Уходящая натура» - не нов. Все та же любовь. Любовь, без которой все теряет свой смысл.

Я думала, что старики не любят,
Что этим все болеют до поры.
Они, уставшие от жизни люди,
Уходят из опаснейшей игры.   («Я думала, что старики не любят»)

Ночные холода уже слабей,
И солнце днем растапливает льдинки.
А под моим окном влюбленный воробей
Свой брачный пир справляет без запинки. («Влюбленный воробей»)

Предисловие к  сборнику написала Ирина Михайловская, озаглавив его «Поэт — читатель — совпадение». Хочется надеяться,  что у некоторых, прочитавших мой скромных отзыв, совпадут интересы, чувства, желание быть!




На фотографии Людмила Беляева в своем саду


Рецензии
И стихи понравились, и заметка в целом. Подводим итоги, переживаем все заново, изменить ничего нельзя. Только понять самих себя хотя бы. Спасибо!

Мария Явич   16.08.2021 08:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Маша!

Нина Ватрушкина 2   16.08.2021 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.