Ода разуму. Особенность адыгской нартской мифологи

Содержание адыгской нартской мифологии можно условно разделить на две категории:
 - описание удивительных подвигов,приносящих счастье народу, достигаемых чудотворением сильных духом героев;
 - описание достижения разума героев, приносящих практическую пользу, улучшающих жизнь народа.
 Очевидно, что восхваление достижение разума нартских героев, по сути, укрепляет уважение к человеческому разуму.
Такие нартские сказания призваны укреплять веру народа в возможности своего разума. Подобного отношения к разуму
невозможно встретить в большинстве квазирелигий и мёртвых религий (и мифологиях, послуживших им фундаментом). 
То, что в древнейшей нартской мифологии, созданной более 6 тыс. лет назад воспевается разум, это неожиданный факт.
Ведь мы (современные люди) уверены, что древние предки не мог похвастаться множеством достижений в познании
мира, не было многих знаний, которые мы считаем элементарными, что тогда ещё не было атеистов и неРелигиозных
народов.
  Адыгская Нартская мифология, как своеобразная «ОДА РАЗУМУ», долго служила адыгам в качестве прививки против
болезней разума (которые мы именуем квазиРелигиями). Однако, никакого особого парадокса здесь нет, потому что
в той древности, до наступления эпохи духовной деградации, во многих языческих религиях, к разуму относились
правильно, считали его проявлением и продолжением Высшего Разума (Тхьэшхуэ).
  Способность разума познавать Истины (знания), затем делиться опытом и полезными знаниями, в той древности
воспринимались как проявление духовно-божественной силы героев.   Уровень доверия древних предков своему
разуму был так высок, что они не стали бы верить в «посланцев Бога», не обладающих значительно большими
знаниями (полезными в реальной жизни и поддающиеся проверке в материальном мире).
  Высокий уровень доверия разуму человека тогда прямо одобрялся живыми религиями множества народов. 
  Во многих квазиРелигиях разум человека систематически оскорбляется прямо или косвенно (ничтожный раб наделён
недостатками разума и иными дефектами).
 Множество ошибочных религий повторяют как высочайшую истину ДОГМУ, что якобы нельзя дефектным разумом человека понять Бога или вступить с ним в контакт.
 Далее, поступая нелогично, они предлагают служить Богам, но предварительно травмировав свой разум при помощи разных техник. Они называют эти практики ДУХОВНЫМИ, хотя по сути это всего лишь эффективные методики нанесения травмы разуму. Как будто травма разума означает повышение духовности. Будь то медитации, тысячекратные повторения мантр, многократные молитвы и т.п., они лишь призваны ввести человека в сумеречное состояние разума, которое учёные именуют ИСС (Изменённое состояние сознания). Нарты брезговали такими методиками.
 Впервые (за последние 220 лет), мы указываем на тот факт, что уровень доверия наших языческих предков своему
разуму был настолько высок, что подтверждённые на практике новые полезные знания, использовать для того, чтобы
избавиться от давно известных авторитетных религиозных догм.  И у этого нашего утверждения есть множество
доказательств. К примеру, вышеупомянутый  мифосюжет «неубитый отец». Ведь ни нарт Бадыныкъо, ни его отец Бадын,
никакого божественного чуда не демонстрировали нартам, чтобы убедить последних отменить  негуманный обычай.
Никакой Бог, никакой посланник Бога, не оказывал воздействия на принятия решения об отмене обычая.
Никакой религиозный лидер не совершал магических ритуалов и т.п. Только достижения разума нарта Бадына, его
бесценные практичные знания, и гуманный поступок Бадыныкъо (спасшего отца), были восприняты как
проявление «Высшего Разума».
 Явление к нартам знака истины, в виде превосходящего разума Бадына, смогло моментально уничтожить веру в древний
обычай (успевший убить множество старцев). В том нартском кругу было много нартов, безропотно сбросивших с горы
своих предков, они должны были фанатично настоять на неукоснительном соблюдении древнего обычая, но и они не стали
 этого делать, потому что увидели яркий разум старца и его сына.
  Однако следует особо отметить - для отмены негуманного древнего обычая, этих двух разумных людей, обладающих
полезными знаниями, в той древности могло не хватить, так как требовался ещё один важный фактор - чтобы всё
произошедшее оценивал здоровый народ, доверяющий своему разуму. 
  У некоторых патриотов может возникнуть соблазн считать Нартскую «ОДУ РАЗУМУ» великим достижением адыгского
народа. Никто, никогда не отнимет у адыгов авторства на адыгскую Нартскую мифологию. Однако утверждаем, что нельзя
приписать адыгам авторства или пальму первенства в правильном отношении к разуму. Этому нашему утверждению тоже
есть научные доказательства. К примеру, как мы уже писали выше, современная наука «Археология фольклора» содержит
доказательства того, что мифосюжет лежащий в основе нартского мифа «Отменённый обычай убиения стариков»,
присутствует в мифах ещё 100 (ста) разных древних народа, живущих далеко от адыгов. Мы полагаем, что до начала эпохи
духовной деградации, множество языческих народов древности имели такой же высокий уровень доверия разуму.
 Заслуга адыгов в том, что они (большинством), примерно до 18 века, смогли сохранять приверженность Нартыгъэ-
Адыгагъэ, пропитанную этим доверием к разуму.

Фрагмент книги "Адыгагъэ-Нартыгъэ"


Рецензии