О дилемме теоретика

Наша задача - построить теорию первых начал Бытия. Такую задачу ставили уже  древние философы,  например, Аристотель. Его модель Бытия "вещи,  свойства,  отношения" говорит нам,  что Аристотель очень близко подошел к ее решению. Наука приблизилась к понимнию сущности этой модели только в прошлом  веке.  Эти понятия Уемов взял как исходные для создания ЯТО - языка тернарных отношений. Почти все философы достигают этого уровня понимания Бытия. Но это все оказывается эвристикой. Возник вопрос: А нельзя ли дать строго научное решение этой задачи?
ТАК Карл Густав Гемпель написал книгу "Логика обьяснения" (Гемпель , 1998). В 4-м разделе этой книги он говорит о "логике построения теории":
"Научное исследование в различных своих областях стремится не просто обобщить определенные события в мире нашего опыта - оно пытается выявить регулярности в течении этих событий и установить общие законы,  которые могут быть использованы для предсказания,  ретросказания и обьяснения."  ( Гемпель , 147)
Гемпель полагает, что стандартная схема научного исследования включает три этапа:  1)  описание данных в терминах наблюдений;  2) получение систематических связей  -  утверждений (которые могут содержать ссылки на ненаблюдаемые сущности );  3)  предсказания  в терминах наблюдений.
Гемпель  делает также важное утверждение:  предсказания  "могут быть получены  даже и без обращения к использованию теоретических терминов".
Это утверждение имеет аналог в теории  ЯТО -  Языка Тернарных Отношений. Это -  метод."Черного ящика". 
Существует два основных метода получения научных результатов:   дедуктивный и
индуктивный. Как правило,  в конкретном исследованиии  используется один из них.
Например,  книга Матурано и Варелы "Древо познания" исследует "аутопоэзис"  и  адаптацию как главные  факторы возникновения и эволюции жизни.  Они начинают от наблюдений и создают историю биологических видов живого на Земле. Ими получены многочисленные  интересные результаты вполне правдоподобные и даже обоснованные геологическими артефактами. Однако, у читателя их книги остается ощущение какой-то незавершенности и неуверенности.
Если мы обратимся к Аристотелю и его исследованиям в области биологии ,
 то мы увидим,  что Аристотель начинает свои исследования с Физики.  И именно здесь он изучает вопросы первых причин Бытия. Таких причин он выявляет четыре: цель,  субстанция,  форма и действующая причина. Что касается последней,  то Аристотель определяет ее как движение/изменения в Природе. И он вообще принимает эту причину как аксиому. Его результаты очень правдоподобны,  но они получены на основе логических заключений. В результате,  применяемые им термины варьируются.
Вернемся к Гемпелю. Как было сказано в начале нашего эссе  для получения обоснованного научного результата требуется предварительное получение "систематических связей" между обьектами наблюдений.  Таких связей/законов наука получила достаточно много,  особенно, за последние несколько столетий. Наиболее продуктивной оказалась физика Ньютона. В первую очередь ,нас интересуют общие /универсальные законы Природы. Например, законы термодинамики. Состояние окружающей среды описывается Энтропией - вероятностью устойчивого предельного состояния. Физики установили всеобщий закон возрастания Энтропии.  Это значит,  что предельное значение Энтропии есть константа. Вариация функции Энтропии позволяет нам найти ИНВАРИАНТ,  то есть математическое уравнение,  которое не зависит от движения материи, но содержит три относительных вариации переменных:  время,  масса,  информация.
В качестве общих законов было рассмотрено еще три варианта: принцип наименьшего действия, константу ДЕЙСТВИЯ  в квантовой физике и соотношение неопределенностей Гейзенберга. Все они дали одинаковый вид функции инварианта.
Несмотря на такое совпадение вариантов, есть некоторое сомнение в том , что полученное уравнение .  которое основано на законах неживой природы ,  подходит к случаю с живой природой. Основное отличие живой природы в том , что  она может накапливать энергию ,то есть ,противостоит Энтропии.
Здесь как раз лежит грань между неживой живой природой.  Уравнение, которое описывает возрастание энтропии ,  не нуждается в наличии памяти.  А уравнение ,  которое описывает  динамику живых систем ,нуждаются в наличии и использовании памяти.
Полученные три вариации этих переменных ВРЕМЯ, МАССА,  ИНФОРМАЦИЯ  образуют интегральное целое,  составляющие которых не имеют определения (это свойство было доказано Аристотелем). В результате,  все три составляющие  тетраду,   взаимно коррелируют и тем взаимно определят друг друга. Так МАССА  посредством маятника создает измеритель продолжительности времени.  Так ИНФОРМАЦИЯ посредством квантовых часов образует стандарт ВРЕМЕНИ. Так ВРЕМЯ посредством своей дискретности определяет дискретность весовых мер.  Так ИНФОРМАЦИЯ  ,  коррелируя с МАССОЙ ,  инициирует существование технических средств переработки информации.  Так корреляция ИНФОРМАЦИИ и Времени оказывается основой вычислительных программ.  Кроме того,  составляющие вариационной формулы безразмерны. И вообще ,  это  -  три числа.
Установим соответствие  найденных нами переменных с первыми причинами Аристотеля.  Время соответствует  категории "Цель".  Масса соответствует  категории "Субстанция".  Информация соответствует категории "Форма".
Свойства "Субстации" определяются законами динамики Ньютона. Свойства "Времени" определяются законами механики.  "Информация" это ЯЗЫК  Но такая интерпретация противоречит утверждению Аристотеля относительно исходной   неопределенности первых причин.
Вернемся к общей теории систем.  Уемов ввел категориия:  переменные могут иметь определение,  быть неопределенными или  быть вообще без опреелений. По этой причине Уемов считает, что количество переменных в теории первых причин Бытия - Девять. Мы будем считать,  что таких переменных -  шесть. Эти шесть переменных образуют онтологическое обоснование появления у человека шести органов чувств (шестое чувство -  интуиция).
Тернарная модель первых причин/начал бытия оказываются колыбелью для появления нового онтологического базиса для возникновения живого на Земле.

08/08/2021


Рецензии
Авторецензия
Очевидно, что ЖИЗНЬ "работает" против Энтропии.
Поэтому четвертое начало Аристотеля - действующая причина и ее показатель: энергия должна быть включена в теорию первых начал.
Отсюда следует важный вывод, что использование общих физических законов для определения первых начал бытия - неправомерно!
Известно, что у Аристотеля после физики идет метафизика и именно в ней на первый план выходит Этика! (Никодимова этика). Почему?
Для ответа на этот вопрос нам надо вернуться к 1958 году, когда была лпубликована (в переводе) КИБЕРНЕТИКА Норберта Винера. Именно он в это время определил, что главное направление в Кибернетике - теория управления, которая имеет два класса задач: управление по схеме отрицательной обратной связи; и управление по схеме положительной обратной связи. И именно , что системы с управления с положительной обратной связью есть нелинейные системы, самоорганизующиеся системы, и что они есть основная схема управления в живых системах.
В то время в институте ИПУ ( Институт проблем управления) была создана лаборатория технической кибернетики, которую возглавил Марк Аронович Айзерман.
Эта лаборатория имела и техническое, и теоретическое подразделения. Последнее (теоретическое) подразделение сосредоточилось на проблемах устойчивости управления. Результат-ВЫВОД:любые состемы управления устойчивы , если они имеют не более трех переменных!
Как показано в наших исследованиях, что модель экономики государства использует 6 (шесть!) переменных. Поэтому для обеспечения устойчивости выбирается три (3!) переменные, а остальные устанавливаются нормативно, в основном, на основе законов/положений ЭТИКИ.
10 АВГУСТА 2021 г.
PS Основой определения равного обмена оказывается закон равества потоков энтропии сторон - участников экономических отношений.

Виталий Шолохов   10.08.2021 08:34     Заявить о нарушении