И на чужбине Родину любить

1. Очередь свалить из России

Немало в прошлом советских людей уехали из России. Одни вспомнили о своих еврейских корнях. Другие задумались о своей немецкой фамилии. Среди эмигрантов были и стопроцентные русские. Из-за чего валили? А почему бы и нет, если за кордоном колбаса без очереди. А ещё, что кого-то обидел начальник, кто-то не ладил с соседом. Люди считали, что этого достаточно, для того чтобы продать свою квартиру и имущество и круто менять свою жизнь. Вся их жизнь после этого была разделена на до и после.

Современных добровольных беженцев не останавливало то, что на новом месте им нужно будет учить другой язык и учиться жить в чужой стране. Ради этого неизвестного будущего они оставляли друзей и близких, если они у них были, и навсегда покидали место, где упокоены их предки.

Кроме предков, их, возможно, со своей страной связывали воспоминания о прекрасных местах, где пришлось побывать, или, может быть посещение пантеона на Мамаевом кургане. На этом кургане в круглой ротонде пятьдесят тысяч безмолвных фамилий. Людей, что носили эти фамилии нет. Они погибли ради нас, ныне живущих. От них остались только знаки – имена и фамилии. Чудаки? - думает прагматичный эмигрант. Но ничего не поделаешь. Это был их выбор, а я должен жить для себя.

И за человеком закрывается дверь в самолёт и покидает землю, которую ему в наследство оставили предки. Зачем? Если этот их подарок ему не нужен? Он летит в страну, которая получше ой, где он жил и побогаче. И он решает навсегда покинуть Россию, чтобы на новом месте стать немцем, евреем или аргентинцем. И дети его там, уже никогда не станут русскими.

2. Неведомая Индия глазами русского купца

В прежние времена русские тоже бывали за границей. Прежде всего, это были купцы. Купцы всегда были отчаянными людьми. В дороге купца могли ограбить или даже убить. Но всё равно, они ехали в чужие страны за заморскими товарами. Из России они везли меха, мёд и то, чем была богата наша земля.

Вот и тверской купец Афанасий Никитин 1468—1474 годах дошел до Индии. Он стал первым европейцем, побывавшим в этой далёкой стране. Поначалу, правда, Афанасий идти туда не собирался. У него был план продать свой товар в Астрахани. Но плавание по Волге в то время было опасным, и он в каждом волжском городе получал благословение. Но чтобы торговля стала безопасной наверняка, он решил плыть в компании с Хасан-беком, послом ширваншаха татарского. Однако всё это его не спасло. Разбойники разграбили весь его товар, а вернуться по Волге домой не пустили, чтобы он не нажаловался на них. И ограбленный купец поплыл дальше по Каспию до Дербента и до Баку. Там он тоже не нашел купеческого счастья, и уже пешком пошел дальше. Идя от города к городу, он через Персию дошел до неведомой Индии.

Афанасий Никитин был удивлён тем, что в этой далёкой стране «люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много - дивятся белому человеку.

А женщины ходят - голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт».

Афанасий многое повидал и узнал об этой сказочной стране. Непонятно только, как он там общался, не зная ни индийского, ни персидского языков.
Видел Афанасий в Индии слонов, а «на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами.»
В диковину для русского было видеть, свободно гуляющих по городу обезьян. Кто-то ему сказал, что «они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают.»

А ещё он пишет, что в Индии индусы «носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да дударей десять».

Видел он, как «в Бидаре по улицам змеи ползают, длиной по две сажени».
Афанасия интересовала вера индусов. «Всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест».

А ещё «индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхичри с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. Едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел».

3. Как русский человек в Индии жил?

Это загадка. Афанасий не занимался там крестьянским трудом. Он не был ремесленником. Может быть, он что-то покупал и продавал. Но что? В своих тетрадях об этом он ничего не пишет. Единственное он сообщает, что «я, грешный, привез жеребца в Индийскую землю, и дошел с ним до Джуннара, с божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей». То есть перепродажа жеребца — обошлась Афанасию в убыток (наложил на нём 68 футунов, то есть «остался в накладе».
Афанасий ходил пешком от города к городу, и записывал, что в каком городе продают. «В Бидаре на торгу продают коней, камку, шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет».

«Зима у них, - пишет Афанасий, - началась с Троицына дня. Зимовал я в Джуннаре, жил тут два месяца. Каждый день и ночь - целых четыре месяца - всюду вода да грязь. В эти дни пашут у них и сеют пшеницу, да рис, да горох, да все съестное. Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу - из татны. Коней тут кормят горохом, да варят кхичри с сахаром да с маслом, да кормят ими коней, а с утра дают шешни».

Многое узнал Афанасий, странствуя по Индийской земле. Купцов, например, там «поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. (Если имеешь с ней тесную связь, давай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром); а любят белых людей». Тем более, что там можно найти себе «женщину для тесной связи даром».

4. Скитаясь по Индии, Афанасий остался русским

Не хотел русский человек в чужой стране менять свою веру. «В Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин. И он сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу - в Мухаммеддини. А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму». И срок назначил - четыре дня, на Спасов день, на Успенский пост. Да господь бог сжалился на свой честной праздник, не оставил меня, грешного, милостью своей, не дал погибнуть в Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял».

«Братья русские христиане, захочет кто идти в Индийскую землю - оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, иди в Гундустанскую землю.

О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста и четыре Пасхи прошли, а я, грешный, не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара. Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху - в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской».

В разных землях побывал Афанасий. «В Сивасской округе и в Грузинской земле всего в изобилии. И Турецкая земля всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дешево там все съестное. Да и Подольская земля всем обильна. А Русь (бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость!»

5. Не захотел Афанасий остаться в неведомой Индии

А он мог бы там жить, как другие индусы. Нашел бы себе индианку. Благо там они задаром. Пускали бы с ней гостей на постой. Она бы ещё прирабатывала тесной связью. И нарожала бы она ему голопузых индишат своих и чужих. И лопотали бы они по-индийски. Нет, не нужно было это ему. Он решил идти на Родинку.
«Зимой у них простые люди ходят - фата на бедрах, другая на плечах, а третья на голове; а князья да бояре надевают тогда на себя порты, да сорочку, да кафтан, да фата на плечах, другой фатой себя опояшет, а третьей фатой голову обернет. (О боже, боже великий, господь истинный, бог великодушный, бог милосердный!)» Но нет, не по нём чужая земля. И он возвращается на Русь. Но по Волге назад его не пропустят. А плыть ещё через одно море – тоже опасно.

Но он всё же поплыл через это море. Из Трабзонда он добрался до Крыма, и дальше пешком пошел до Твери. Но домой Афанасий так и не дошел. Он умер в пути, и не увидел своих близких в Твери. Спутники его, однако, сохранили его тетради, и привезли их в Москву. Тетради попали к летописцам, и те внесли его записи в Летописный свод 1489 года. Издали его мемуары только в 1821 году. В это время на Руси об Индии уже знали много из других источников. А его книга интересна нам, как описание приключений русского человека в то далёкое время.
Афанасий не мог жить без своей земли. Хотя и на Руси в ту пору было много лихих людей. Но от этого он не перестал любить свою отчизну.

«Где-нибудь на остановке конечной
Скажем спасибо и этой судьбе,
Но из грехов нашей Родины вечной
Не сотворить бы кумиров себе»…
Это, написанные позже, стихи поэта Булата Окуджавы. А авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев говорил: «Родину нужно любить такой, какая она есть».
Однако многим нашим бывшим гражданам неведомо это чувство. Неспособность любить Родину – это как инвалидность. И вылечить от этого недуга невозможно. Вот и разбрелись пилигримы из российского гнезда по всему свету и стали австралийцами, американцами, канадцами… И живут они в других странах, забывая наш великий и могучий русский язык, нашу русскую литературу и музыку – богатство, доставшееся нам от предков.


Рецензии
"Неспособность любить Родину – это как инвалидность". Лучше не скажешь.
Статус статьи - понравилось.

Евангелия Роуз   11.08.2021 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо! Рад, что у меня есть единомышленники.
А если людей, любящих родину не будет, не будет и России.

Владимир Иноземцев   11.08.2021 22:52   Заявить о нарушении
Более поверхностного, если не сказать - примитивного взгляда на историю и причины миграции российских граждан встречать ещё не приходилось.

Анатолий Резнер   15.08.2021 19:06   Заявить о нарушении
Анатолий, для вас категория любви к родине не существует?
Что же для вас важно?
Правда, у Афанасия Никитина были не все дома? Нашел бы в Индии женщину? А он пошел домой и по дороге умер.

Владимир Иноземцев   15.08.2021 23:30   Заявить о нарушении
Характер каждого вопроса показывает интерес к непознанному. Удовлетворить своё любопытство можете, познакомившись с моими произведениями. Сомневаюсь, что вам интересна вся палитра. Но, быть может, осилите хотя бы одно?
http://proza.ru/2011/07/09/1428

Анатолий Резнер   16.08.2021 08:55   Заявить о нарушении
При всей палитре, вам ведомо чувство любви к Родине, или это для вас непостижимо?

Владимир Иноземцев   16.08.2021 09:08   Заявить о нарушении
Ведомо. В начале очерка, который вам лень прочесть, русским языком написано: "Моя родина Сибирь. Я родился в русской деревне..." Непостижимо?

Анатолий Резнер   16.08.2021 09:55   Заявить о нарушении