Градостроительная культура

Такое впечатление, что градостроительная культура на высоком уровне существовала в Петербурге с момента его основания и до событий 1917 года. Подтверждение – выверенный в эстетическом плане, хотя и не единый  по стилю  дворянский Петербург. Далее произошла радикальная смена элит и культурный уровень правящих лиц в стране резко понизился, но традиция строительства требовала всё же придерживаться определенных правил. Надо учитывать, что  поредевшая плеяда архитекторов имела традиционное образование и навыки. Модерн 20-30 х годов  был интересен, но чужд городу. К счастью, он не оставил сколь-нибудь заметный след в общем ансамбле и не изуродовал город. Кроме того и очень важно, что модерн использовался почти исключительно на окраинах города, где и было ему место.  Некоторая инерционность высокой городской градостроительной культуры существовала и при не слишком культурных новых правителях города и страны. Подтверждение этому  так называемый весьма пристойный стиль сталинского периода, который существовал довольно долго. Эта ситуация  неизбежно должна была рано или поздно прерваться по объективно-субъективным причинам, что в итоге и произошло. И случилось это во время правления  Н.С.Хрущёва, который был фантастически необразован, и которому внушили что любой декоративный элемент на сооружении не функционален и ведет к ненужной перетрате средств. Ну откуда знать Никите Сергеевичу, что строительство в духе Корбюзье угнетаеюще действует на  психику и не способствует повышению энтузиазма у строителей коммунистического общества.  Таким образом, высокая культурная традиция, существовашая длительное время и после 1917 года, была резко и полностью перечёркнута, примерно, в 1958 году откровенно неграмотным очередным генсеком. Не стало лучше и при последующих правителях. В итоге получили унылые кварталы, застроенные пятиэтажками и девятиэтажками. А это деградация архитектурных навыков. Какой смысл учить тому, что признано негодными излишествами. Это резко сказалось уровне молодых архитекторов и на облике города. Что ни постройка, то неудачное творение.  Приведу пример здания Российской национальной библиотеки, совершенно по стилю не соответствующего облику проспекта, на котором находится, безликой гостиницы Россия, портящей вид площади Чернышевского  и нового сооружения, не украшающего  Владимирскую площадь. Со мной кто–то поспорит, но большинство, уверен,  приведут другие примеры неудачного зодчества последних десятилетий.
Справедливости ради, следует отметить, что не всё из нового строительства откровенно плохо. Сравнительно недавно построен красиво выглядящий дом № 82 на Московском проспекте. Есть удачные решения и в других районах города. Тем не менее не оставляет впечатление, что  новое поколение современных заказчиков,  архитекторов, и лиц, от которых зависит решение, плохо учитывают сложившийся столетиями архитектурный облик города и не смотрят на на новое строительство с эстетических позиций. 


Рецензии
Совершенно согласен с Вашим мнением, Александр.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   07.08.2021 18:57     Заявить о нарушении