К постулату о беспредельной делимости вещественных
Желание познать глубинную природу Мира, его первоначало определяло цели многовековых философских исканий от древнегреческих мыслителей до схоластов средневековой Европы. В первоначале, первопринципе (arche), первопричине Мира они стремились обнаружить естественные истоки становления Вселенной, понять цели, ценности нашего существования, найти ориентиры в организации настоящего, определить направление движения в будущее. Мыслители средневековья не смогли предложить убедительных аргументов реальности первоначала, необходимости дальнейшего поиска его. Это послужило основанием для творцов науки Нового времени придти к консенсусу в том, что субстанциональные формы (первоначало) отсутствуют в вещах нашего Мира, не влияют на их движение [1]. При этом из сферы научного рассмотрения были исключены предметы и явления, не имеющие опытного, чувственного подтверждения. Такая ситуация в науке характерна и для нашего, Новейшего времени.
Между тем в сфере естественнонаучных, гуманитарных исследований в социальной практике возрастает потребность мировоззренческого, научного выхода за пределы опытного, осязаемого. Например, в рамках видимых явлений не удаётся раскрыть парадокс развития Мира, определить природу синергии, выявить истоки происхождения Вселенной. Но ещё острее проблемы в гуманитарной сфере. Человечество стоит перед выбором: идти в своём развитии технологическим путём или совершенствуя своё духовное содержание. Ситуация в мире такова, что пути первого направления определены, например, трансгуманизм. Они совпадая с тенденциями развития наук. Реализация же человеком духовного потенциала сопряжена с многими трудностями мотивационного, интеллектуального, социального характера. Они связанны также с признанием, верой реализации потенциала бессмертия человека, ответа на многие связанные с этим вопросы, включая фундаментальные вопросы прошлого, настоящего и будущего нашей Вселенной и Мироздания в целом. Например: что такое духовность? Есть ли у неё исходные, природные основания? Антиномна ли духовность вещественным (физическим) аспектам нашей действительности. Имеет ли духовность определяющее значение в жизни человека? Какова роль духовного аспекта в бытии Мироздания? Ответы на эти и многие другие вопросы требуют проникновения в таинственные истоки возникновения Мира, его первоначало. Всё говорит о том, что наступило время возврата к поиску реальной природы первоначала Мира. Достижения современной науки, включая физику микромира, его элементарных частиц, математики, дают нам преимущества в решении этих вопросов перед мыслителями древности и средних веков.
Неисчерпаемый по глубине и занимаемому пространству микромир следует рассматривать как природно-исторический фундамент формирования действительности, являющийся продуктом саморазвития субстанции первоначала. Беспредельное множество его сущностей таил в себе потенциал становления Мироздания. При этом признание реальности первоначала означает, что к представлениям о его дискретном элементе (сущности)мы должны придти последовательным делением любого вещественного образования до его последнего, конечного элемента, являющегося, следовательно, исходным, первичным для всего многообразия вещественных форм Вселенной. Ведь его качествами обеспечено осуществлённое им предназначение.
Между тем, экспериментально выделить, а затем исследовать элемент первоначала невозможно по многим причинам, включая технические. Строго теоретическое решение этой проблемы также не представляется возможным. Остаётся прибегнуть к умозрительному делению вещественных форм на их части до первичного дискретного элемента. Очевидно, что такое мысленное деление вещей природы до микроскопических размеров не вызывает трудностей для космических и меньших объектов вплоть до атомных частиц. При дальнейшем делении наступает этап, когда образуемые частицы не обладают физическими свойствами, сохраняя материальность. В соответствии с квантовой механикой это произойдёт, когда размеры частиц будут менее 10 в -33 степени сантиметра. Меньшие дискретные образования естественно наделить не физическими, а духовными качествами.
Можно предположить три варианта возможного завершения процесса умозрительного деления вещей: 1. Деление завершается частицей с конечными, финитными размерами и свойствами; 2. Деление беспредельно с возникновением потенциально бесконечного множества элементов, количество которых растущего сверх всяких конечных границ. Такое множество получило название "не собственно бесконечное" [2]; 3.Продукты беспредельного деления составляют упорядоченное множество, завершаемое актуально бесконечно малой , "собственно бесконечной величиной". Анализ возникших ситуаций показывает, что только финал последнего варианта возможного деления вещей природы обеспечит возникновение элемента первоначала способного к творению реальной действительности. Конечная,завершённая частица возникающая по первому варианту деления имеет конечные свойства. Она не имеет потенциала образовывать морфизмов, то есть не может служить исходным "материалом" для множества вещественных форм. Второй вариант деления также следует исключить из рассмотрения как реальный, так как он не завершается продуктом способным стать элементом нового образования. Для интерпретации результата деления вещей природного мира с образованием актуально бесконечно малого элемента первоначала необходимо обратиться к теории множеств [2].
Члены множества, возникающего при мысленном делении вещи можно представить множеством чисел отображающих, например, вес продуктов деления или их размеры. Значения чисел будет бесконечно убывать, создавая бесконечное упорядоченное множество, которое можно представить актуально бесконечно малым числом. При этом возникает возможность любую вещь материального мира представить бесконечным, упорядоченным математическим множеством. Как актуально бесконечное, потенциально его можно представить соответствующим трансфинитным числом. Основанием такого утверждения служат положения теории множеств Г. Кантора. В соответствии с ней всякое многое, в нашем случае множество чисел представляющее вещь, можно мыслить как единое. Такое множество актуально бесконечно, если оно является совокупностью определённых и разных элементов, связанных в одно целое [2]. Естественно, что любое вещественное образование целостно, едино - таким оно есть, таким мы его мыслим.
Итак, любая вещь Мироздания в принципе представима актуально бесконечным множеством частей, возрастающих от актуально бесконечно малой до величины, в сумме составляющей её реальное состояние. К нему мы приходим представлением вещей путём индукции, синтезу частей возникших в результате их деления. Такой синтез можно уподобить природно-историческому процессу возникновения, творения вещей. При этом единичным для всех частей вещи и её целого следует признать актуально бесконечно малое – наименьшее любого конечного числа, названное в метафизике духа первичной сущностью [3].
Какова же природа первичной сущности Вселенной? Какими качествами она должна обладать, чтобы исполнять функцию дискретного элемента первоначала. Как величина меньшая любого конечного значения, она представляет собой не материальное образование. В соответствии с метафизикой духа и логикой проведённых рассуждений, отображаемая актуально бесконечным числом первичная сущность, обладает потенцией создания беспредельного множества вещественных образований. Их беспредельный синтез составляет и материальную субстанцию первоначала, беспредельное множество первичных духовных сущностей Вселенной [3]. При этом метафизика духа утверждает, что к представлению первичной сущности мы приходим и как продукту беспредельного деления вещей Вселенной, и как продукту беспредельной самоорганизации, синтеза сущностей Духовной Реальности Мироздания, предшественницы нашей Вселенной. Беспредельное множество последнего также актуально бесконечно, также определяется трансфинитным числом. Правомерность наделения первичной сущности духовными качествами подтверждается наблюдаемыми её проявлениями в физике элементарных частиц, рассматриваемых метафизикой духа как продукты синтеза первичных сущностей. Духовность частиц подтверждает их поведение: дуализм, телеологичность, подверженность воздействию наблюдателя [4]. Только, будучи двойственным, духовно-материальным образованием, имеющим структуру бесконечного множества, обладая духовностью, проявляемой в беспредельной активности к саморазвитию путём самоорганизацией. Первичная духовная сущность смогла осуществить функцию первоначала, синтезируя «кирпичики» нашей Вселенной, осуществляя преемственность Духовной Реальностей Мироздания [3]. При этом, структура первичной духовной сущности определяется счётным множеством натурального ряда омега возведённым в степень омега. Такая структура возникает при реализации беспредельной активности первичной сущности к саморазвитию путем самоорганизации. Нет оснований исключать, что нашей Реальности (Вселенной) предшествовала не одна Реальность. В этом случае порядок трансфинитного числа определяющего структуру первичной сущности имеет вид омеги многократно возведённой в степень омега.
Итак, анализ возможных сценариев беспредельного деления вещественных форм нашего мира, позволяют придти к следующим выводам:
1. Беспредельная делимость вещественных форм, завершаемая актуально бесконечно малой величиной, конструктивно соотносится с реальным существованием вещей;
2. Множества, представляющие вещи Вселенной, содержат две составляющие: духовно-материальную и духовно-вещественную. Первые определяют основу второго: истоки вещей нашего Мира имеют духовную природу;
3. Постулирование беспредельной делимости вещественных форм правомерно. Им обосновывается математическое моделирование как становления Вселенной в целом [5], так и отдельных предметов, явлений действительности [6];
4. Активные математические множества и соответствующие им трансфинитные числа предстают собой реальные образования, действующие субъекты нашей действительности в силу их духовности: внутренней активности к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии;
5. Реализация преимуществ трасфинитной математики, позволяют отображать ею предметы и явления телесной и духовной действительности [2]. Это позволит придти к единому теоретическому описанию физической и духовной сфер нашей жизни, рассматривать математику в качестве универсального инструментария описания любых вещей и процессов действительности.
Литература:
1. Декарт Р. Соч. в 2 т. М., 1989.Т.1, с.417
2. Кантор Г. Труды по теории множеств. М. Наука, 1985.
3. Сазонов В. Н. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО, в. 20 с. 18-30, М. 2018г.4.
4. Севальников А.Ю., Рыбакова И.А. Новые парадоксы квантовой механики. Вестник РФО. Выпуск 1-2, 2019, с.132-137
5. Сазонов В.Н. Самоорганизация активных чисел как математическая модель бытия (становления) Вселенной. Материалы 7 Российского философского конгресса. Том 1, 2015, с.49.
6. Сазонов В.Н. Математическое моделирование предметов и явлений действительности. Сайт: рroza.ru
Свидетельство о публикации №221080700811