То, о чем вам не расскажут ялтинские бабушки и дед

ТО, О ЧЕМ МОЛЧАТ ЯЛТИНСКИЕ БАБУШКИ И ДЕДУШКИ. Часть 1
Не знаю как вы, но я еще в младенчестве спеша на танцы в Дружбу или бар у ресторана «Лето», обращал внимание не только на гуляющих по приморскому парку девушек, но и на замечательные памятники М.Горькому и А.П. Чехову. Мои любимые в этом маленьком странном городке. И всегда возникала мысль. Чем же послевоенный городок удостоился такой чести. Кстати, это касается и памятника В.И. Ленину? И вот сейчас, в воскресенье  на утреннюю трезвую голову пришел ответ. Конечно, без политики здесь ни как, сами понимаете. Загибайте пальцы уважаемые, чтобы понять суть.
 1. Ялтинская конференция 1945 года заявила о курорте на весь мир.
 2. И.В. Сталин Крым посещал четыре раза. Все четыре раза по делам. Отдыхать он, как известно, предпочитал на Кавказе. В августе 1947 года он   небольшим эскортом приехал с Москвы в наши края на автомобиле. Чтобы воочию увидеть восстановление народного хозяйства в Крыму.
3. Сталин серьезно увлекался с садоводством. И при посещениях Крыма,  сетовал, что на ЮБК нет цитрусовых и эвкалиптов. Т.е. заострял на этом внимание.  Причем тут памятник, жуя колбасу, спросите вы? Жуйте и не спешите.
 4..А теперь ищите причинно – следственные связи.  Время, искусственный и естественный отбор выдвигало на руководящие должности тех времен, действительно талантливых руководителей. Ведь иначе можно было угодить и в места не столь отдаленные. Здесь связи не помогут. Руководитель мог удержаться на месте только в случае умения управлять парусами и видения далекой земли. Что мы называем стратегией. Таковым  был сам диктатор, такое он требовал и от подчиненных. Ялта, в 1945 году году получила карт – бланш  знаменитого города. Следовательно,  марку просто было  необходимо поддерживать. Да, делать из деревни современный город не было ни средств ни необходимости. Но статус требовал.  И,  хитрейший из хитрейших,  мудрейший из мудрейших,  первый секретарь городской компартии начала шестидесятых Сергей Федорович Медунов,  принимает решение украсить центр города солидными высокохудожественными памятниками.  А, начинать  с нашего  бывшего  горожанина  А.П. Чехова. Как говорится и  сам бог велел.   И не размениваться на бетонно - гипсовый ширпотреб, а  как полагается объемно и из цветного металла. Любил ли Медунов писателя?  Не важно. Главное он знал, что его уважал Сталин, и вождю его инициатива понравиться. Тем более официально, она шла с низов. 
5. 14 июля 1953 года, памятник, построенный на сборы горожан был торжественно открыт. За спиной памятника была высажена, внимание, Эвкалиптовая рощица. Которая, на удивление прижилась.  Не буду  заострять на открытии внимание. Отбирать хлеб и научных сотрудников. Образ,  получился удивительно живым и прекрасным. А теперь, внимание! Автор памятника Георгий Мотовилов. Классик – монументалист. Профессор Суриковского училища, лаурят Государственной премии,  не имеющего специального образования. Но до ужаса талантливый. Своё образование дворянин, бывший врач и участник первой мировой приобрел в мастерских мэтров. Как это было в старые добрые времена эпохи Возрождения. Его рук дело рельефы в Московском метрополитене. Памятник А. Н. Толстому у Никитских ворот и много другое.  Конечно, в них прослеживается определенная коньюктурность, но это дань времени. Иначе в люди с кисточкой и стеком не выбьешься.  Но поверьте,  и пионера с горном можно создать талантливо.
6.   Не сомневаюсь, после работ, прославляющих социализм, дворянин Георгий Мотовилов с воодушевлением принялся  за нашего Чехова. Тем более, что он был его любимым писателем. Образ с фото был взят как раз в период пребывания Антон Павловича в Ялте. Писатель был тяжело болен. С глубоким философским взором. Круглое по свое природе лицо, болезнь вытянула. Бородка и усы придали тот классический интеллигентный облик, к которому мы так привыкли.  Выпейте грамм сто коньячку за Антон Павловича, и постойте возле памятника.  Почувствуете умиротворение и покой.   А если еще сто, возможно  и всплакнете. Можно смело утверждать, что работа удалась на все сто. Скульптор не просто изваял похожего  бронзового человека, он теплом своих рук и души вселил в него жизнь. И если вы поздно ночью в Приморском парке, сидя на скамеечке, оторветесь от дамы  или мужчины, то можете увидеть как астральное тело писателя  отделяется от постамента и задумчиво помахивая тросточкой,  бродит по темным аллеям парка. 
7. У каждого творца есть лучшие произведения. И их, как правило, не так много. За исключением гениев. Поскольку выстрелить в десятку не так просто. В моменты создания,  помогают много факторов, которые  окутывают автора. Главное, это проникнуться образом.  Я,  уверен, что этот памятник лучшая работа Г. Мотовилова. Которая,  требует заслуженного подиума, но уже  для автора. Была попытка скульптора создать нечто подобное. В 1957 году был открыт памятник А.Н. Толстому у Никитских ворот в Москве. Обратите внимание на их схожесть. Похоже, но не так талантливо как в Ялте. 
Искренне ваш. Володя.


Рецензии