Почему же вымерли неандертальцы?

   

          Или самый лучший тост в моей жизни.


 Много разных тостов я слышала за свою долгую жизнь. Много раз по различным поводам произносила тосты и я.

 Но один из тостов, который я услышала на заре своей юности,  оставил глубокий след в моей душе. И сейчас я уверена, что тот тост во многом определил мою судьбу,  мои жизненные поступки.

 В  далёкие времена  (или недалёкие?  Они ведь совсем рядом в памяти. Как будто это было вчера: так отчётливо помнится каждая минута того дня из прошлого: день рождения бабушки моего мужа. Тогда он был ещё не мужем, а моим женихом. А я была его невестой.

Июньское жаркое раннее утро. Автостанция.  Посадочная платформа. Старенький автобус «Пазик». В переднем окне  белый лист бумаги, на котором чёрным фломастером коряво написано:  До Всесвятского.   Немногочисленные пассажиры неторопливо заходят в запылённый автобус, не спеша  рассаживаются по свободным местам.

Мой жених Володя стоит позади водительского места, ожидая, когда я подойду и займу место возле окна. Но я демонстративно уселась в другом ряду, наискосок, и уставилась в окно. Я слышала, как Володя хмыкнул, и,  не говоря мне ни слова, сел на выбранное место. И тоже уставился в окно.

Когда автобус тронулся с места, я злорадно подумала,  что навряд ли мы на нём далеко уедем. Казалось, в этом движущем средстве передвижения, сотворённым, видимо, ещё до революции, всё, до последней гайки,  гремело, стучало, скрипело, дребезжало… Но автобус, на удивление, выехал за город, свернул на какую-то ухабистую дорогу. Пылил, громыхал, трясся. Но ехал.

- М-да, - с сожалением подумала я,  крепко держась за поручни, - а могли бы ехать на дачу с нашим другом  Васей в комфортной   белой «Волге».  Неважно, что машина была не Васина, а его родителя, какого-то высокопоставленного чиновника.  Неважно, что дача тоже была не Васина, а его родителей, которые на днях  укатили в отпуск на юга. Важно было то, что  на выходные наш приятель  пригласил весёлую компанию и обещал шашлыки.  Был приглашен и Валера, который классно играл на гитаре.

Но мой жених, выслушав Васю, отказался от приглашения, сказал, что в эти выходные мы уезжаем в деревню к его дяде Андрею.  К нему  недавно переехала его мать, бабушка Володи. И в эти выходные празднуют её 85-летие.

А мне так хотелось опять попасть на эту дачу, в эту компанию…  И я предложила Володе поехать в деревню на следующие выходные, а в эти дни повеселиться на даче в кругу весёлых друзей. Но Володя  тоном, не терпящим никаких  возражений, сказал, что к бабушке  мы едем именно в эти выходные.

Перечить Володе я не стала, но губки, обидевшись, надула. Мой жених, казалось, совсем не обращал никакого внимания  на мою обиду.

Ближе к полудню автобус, наконец-то, въехал в деревню. Остановился возле небольшого домика, на котором красовалась бело-голубая  вывеска «Сельпо».

Володя, захватив дорожную сумку, первым вышел из автобуса, подал мне руку. Я, усталая, разбитая, с головной болью, руки своей ему не подала.
Володя, не говоря мне ни слова, повернулся и быстро зашагал по деревенской улице, распугивая пёстрых куриц.
Я, почти вприпрыжку, злясь одновременно и на себя, и на своего жениха, старалась поспеть за ним.

Подойдя к деревянному дому, с красивыми резными наличниками, Володя, приоткрыв калитку, всё же подождал меня, взял за руку  (я уже не сопротивлялась) и завёл на широкий двор.

Во дворе было много народу. Статный седовласый мужчина,  завидев нас, подошёл, обнял Володю, похлопал его по плечу:
Здравствуй, племяш, здравствуй!  Ну, знакомь со своей красавицей невестой.
Володя представил меня, а затем начал знакомить меня  со своими родственниками, гостями.  Видя мою растерянность, тётя Настя, жена дяди Андрея, приобняла меня за плечи, приветливо проговорила:

 - Ничего, девочка, со временем всех запомнишь, подружишься с нашими родственниками. Так говорите, свадьба ваша через три недели? Приедем, приедем к вам в город.

- А то, может, у нас и свадьбу сыграем? Места  здесь много, будет разгуляться где на воле. – Дядя Андрей обвёл рукой широкий двор со  столами посередине. Столы, накрытые цветными скатертями, были заставлены деревенскими разносолами.  Три девицы, мои ровесницы, исчезали в доме, а потом, держа в руках очередные блюда с едой, быстро появлялись возле столов. Найдя свободное местечко, ловко устраивали их, и опять спешили на кухню.
Володя засмеялся:
- Нет уж. На нашу свадьбу пожалуйте к нам в город. У нас тоже неплохо. Тоже есть где разгуляться.

В это время на крылечке появилась и виновница торжества: опрятная сухонькая старушка в беленьком платочке. После приветствий, хозяин дома пригласил гостей к столу. Во главе стола усадили бабушку  Нину Афанасьевну. Рядом, по правую руку от неё, встал её старший сын Андрей. 
Хозяин дома легонько постучал вилкой по бокалу, прося тишины. Радостное оживление, гул стихли.

Дядя Андрей обвёл взглядом гостей, затем перевёл свой взгляд куда-то вверх.  Я проследила за его взглядом, но ничего примечательного не увидела: обычное синее небо, бегущие облака. Мужчина негромко откашлялся и тихо заговорил.

- Прежде, чем произнести  слова поздравления и пожелания  моей маме, - старший сын слегка поклонился в  сторону старушки, - я хочу вначале обратиться к себе и  к вам, дорогие гости.

Мужчина  не перевёл взгляд на присутствующих; по-прежнему смотрел поверх верхушек  деревьев. Как будто видел в безмерной дали что-то неведомое нам.

 Я обратила внимание, что солнце не слепило ему глаза.
- И ещё хочу полистать далёкие страницы истории.
Мой жених тихо шепнул мне, что  его дядя – учитель истории в местной школе.

Дядя Андрей продолжал:
- Были времена, когда на планете Земля очень давно  жили разные племена людей: неандертальцы, кроманьонцы, денисовский человек и другие виды. Но выжил только один вид людей, кроманьонцы, или человек разумный. И знаете, почему?

И не дожидаясь ответа, продолжил:
Как установили учёные, археологи и генетики, только человек разумный лучше остальных заботился о своём старшем поколении  и о своих потомках. От старшего поколения он  перенимал  жизненный опыт, знания. Заботясь о  своих детях, человек  сохранял и оберегал свой род. Это позволило  кроманьонцам  надёжнее укрепиться на Земле, выжить, победить.

За столом и так сидели тихо, но я почувствовала, что тишина сейчас сделалась какой-то особенной – звенящей  и напряжённой.

Мужчина замолчал.  Потом опустил свой взгляд,  посмотрел на свой наполненный красным вином бокал,  опять заговорил:

- Очень важно и нам всем оставаться людьми разумными, - негромко продолжил седовласый человек. -  Было время, когда мы были детьми малыми, очень зависимыми от своих родителей. И они сделали всё, чтобы мы выжили, выросли: отдавали нам лучшие кусочки еды, провели немало бессонных ночей  у наших колыбелей, учили нас уму-разуму… Теперь вот мы, такие сейчас сильные, умелые… А наши родители стали такими слабыми, беспомощными, зависимыми от нас…Вот сейчас и проявится наша человечность и разумность…

Тишину прервал чей-то женский всхлип. Младшая сестра дяди Андрея  Алла  встала из-за стола, подошла к  имениннице, опустилась перед ней на колени и спрятала своё лицо в длинной материнской юбке.

Старушка морщинистой ладошкой погладила ей нежно голову, покоившуюся у неё на коленях, потом укоризненно посмотрела на своего старшего сына:
 - Андрюша, ну полно тебе, право.

Я вдруг почувствовала, как у меня почему-то щиплет глаза. И заметила, что не у меня одной. Я не знала, что случилось, вопросительно посмотрела на своего жениха. Но он молча махнул рукой, мол, потом всё объяснит.

- Ладно, Алла, - голос брата стал  мягче, - садись на своё место.
Сестра послушно  встала, прошла на своё место, села за стол, пряча свои глаза.

- Дорогая моя  мамочка! – обратился наконец-то старший сын к виновнице торжества.- Поздравляю тебя с днём рождения, с юбилеем! Будь здорова и живи долго, милая. Позволь мне подольше оставаться на этой земле ребёнком.
Дядя Андрей обнял её бережно за плечи.

За столом стало шумно. Поднимались бокалы.  Звучали поздравления, здравницы. Дарились имениннице подарки. Рассказывались весёлые истории, пелись песни и частушки.

В середине застолья старушка встала. Один из молодых людей, видимо, её внук, подбежал к ней, бережно придерживая её под руку, провёл в дом.

На следующий день, в обед, шумная компания провожала меня и моего жениха  домой. Мы зашли в тот же запылённый автобус, что накануне привёз нас в деревню. Только сели мы уже рядышком. Шумная и весёлая компания Володиных  родственников долго махала вслед отъезжающему автобусу.

- Как хорошо, что мы поехали  не на дачу к приятелю Васе, а приезжали сюда, в деревню, к дяде Андрею, к бабушке Нине, - неожиданно подумала я. Прижалась к Володе. Мой жених ласково взглянул на меня, сжал мою руку.

Прошло десять лет. Уже не в автобусе, а на собственной машине, мой муж, я и наш маленький сынишка, ехали в деревню  Всесвятское.

Перед деревней свернули в сторону, заехали на местное небольшое кладбище. Я развернула мокрый сверток,  взяла в руки цветы.

4  темно-бордовые розы я положила на могилку Нины Афанасьевны.
Тёплый июньский ветерок нежно перебирал лепестки роз.  Я   видела бабушку моего мужа только раз в своей жизни, на её дне рождения. Кроме слов приветствий, пожеланий и  слов прощания больше ничего она мне не говорила.  Но чувством благодарности, почтения  к ней, была переполнена моя душа.

Мой муж Володя положил 8 красных гвоздик  на другую могилу, расположенную рядом.  Могилу старшего сына Нины Афанасьевны, Андрея.
Володя  был печален и молчалив.

А потом мы ехали к дому дяди Андрея, в котором жил теперь его старший сын Максим.
- На свете живёт очень много людей. Разных и всяких. И как хорошо, что есть хорошие и светлые люди.  И какими были  дядя Андрей и его мама, - подумала я.

И опять я задумалась над вопросом: так почему же вымерли неандертальцы?

Надо сказать, что с того памятного дня  меня очень занимал этот вопрос. Я следила за публикациями учёных, историков, журналистов. И до сегодняшнего дня нет убедительных версий исчезновения этого вида людей. Может, и вправду верна та версия, которую давно, на дне рождения своей старенькой мамы, озвучил её старший сын, старый учитель истории Андрей Андреевич.


Рецензии