Иван Иванович, сельский учитель

          При написании этого материала использовались
биографическая справка от учительницы Алексей-Никольской школы Здор Людмилы Николаевны, личные воспоминания Сизиковой В.П., Галаюда Л.П., воспоминания жителей Кроуновки и Корсаковки.
          Фото из архива учительницы А.П.Зинченко, проработавшей много лет под началом Ивана Ивановича.


Есть люди, которых, однажды узнав, невозможно забыть. Когда звучит имя этого человека, обязательно вспоминаешь именно его, а не многочисленных его тёзок, сколько бы их ни было. Имя Ивана Ивановича Гриднева вспомнят все, учившиеся у него или при его руководстве школой. То есть в Кроуновской восьмилетней школе с 1946 по 1962 годы, затем  в Корсаковской средней школе с 1962 по 1986 год. Помнят многие сотни школьников, прошедших его школу. Они теперь давно сами взрослые, пожилые, совсем старенькие, а многих уже и нет. Но имя Ивана Ивановича помнят очень многие.

В Приморье семья Ивана Ивановича Гриднева приехала перед войной из Тамбовской области и обосновалась в небольшом селе Кроуновка. Сам Иван родился в 1923 году на Тамбовщине. В начале 1941 г. его, семнадцатилетнего парня, направили на шестимесячные курсы учителей начальных классов в город Ворошилов, так как в начальную школу села Яконовки требовался учитель. Окончил курсы в августе, когда уже гремела война, и был направлен в Яконовку учителем начальных классов.
Как только Ивану исполнилось 18 лет, в начале 1942 года он был призван в ряды РККА. Прошёл краткосрочные курсы молодого бойца и был готов отправиться на фронт. Однако Ивану дают бронь, и в августе 1942 года его опять направили в школу, завучем Корсаковской начальной школы: начинался учебный год, а педагогических кадров остро не хватало. За годы войны Ивану, теперь уже Ивану Ивановичу, довелось поработать и директором Новоникольской семилетней школы, и завучем Яконовской начальной школы. Работал там, где следовало наладить бесперебойную систему обучения школьников в условиях военной обстановки в стране, когда очень многие мужчины ушли на фронт. Трудностей, возникающих при этом, Иван Иванович не боялся.

После окончания войны, в августе 1946 года, накануне нового учебного года, молодая семья Гридневых, в которой уже росла маленькая дочка Людмила, обосновалась на постоянное жительство в селе Кроуновка, где проживали его родители. Иван Иванович работал первоначально завучем и учителем русского языка и литературы, потом его назначили директором Кроуновской семилетней школы. Необходимых в этой работе знаний ему не хватало. Поэтому он, не прерывая педагогической деятельности, учился в Ворошиловском государственном учительском институте по специальности «Русский язык и литература». Окончил его в 1953 году.

По воспоминаниям его бывших учеников, Иван Иванович пользовался всеобщим уважением – и у детей, и у родителей, и у работавших с ним педагогов. Он был справедливым и одинаково требовательным как к себе, так и к другим учителям. Вспоминают, что каждое утро в школе начиналось с общей линейки, где разбирали нерадивых учеников, отчитывали за проступки. Иван Иванович боролся с курением школьников, отбирал у них табак, наказывал и воспитывал. Что интересно, заядлые «курильщики» обиды на него не держали, и в зрелом уже возрасте вспоминали такой воспитательный процесс даже с ностальгией.

В школе в эти годы работал коллектив молодых учителей, которые относились к Ивану Ивановичу, который был ненамного их старше, но уже имел опыт руководства коллективом, с превеликим уважением. Тем более, что это были, в основном, молоденькие девушки, ещё не имеющие за плечами большого педагогического опыта. Он опекал их в профессиональной деятельности, привлекал к участию  в общественной работе – чтению докладов и лекций, в художественной самодеятельности. Он и сам участвовал в самодеятельности с игрой на струнных инструментах.

В 50-х годах, когда Кроуновская семилетка стала уже восьмилеткой, школьников стали активно вовлекать в трудовую деятельность хозяйства. Помимо уроков труда, где их учили владеть столярным и слесарным инструментов, на летние каникулы школьникам давалось задание отработать в поле или на току, определённое число часов. Колхозный ток находился рядом со школьным двором, что как бы приближало его к школьникам. Осенью, когда работала Приморская сельскохозяйственная выставка, школьники группами выезжали в Уссурийск и посещали её. Многочисленные павильоны Выставки отражали многообразие народного хозяйства края. Макеты рыболовецких сейнеров, макеты каменноугольных шахт, макеты цехов промышленных предприятий расширяли кругозор посетителей. Но главное богатство выставки – продукция полей и садов – представляли колхозы и совхозы в своих индивидуальных павильонах.

В школьном коридоре иногда проводились киносеансы для детей, с помощью кинопередвижки и киноэкрана на дальнем конце коридора. Окон в коридоре не было, завешивать их не требовалось. Гасился в коридоре свет, и начинался киносеанс. Чаще всего это были мультсборники.

       Через улицу от школьного двора был построен двухквартирный жилой дом, который использовался под интернат для детей из окружающих сёл, где имелись только начальные школы. И если яконовские и корсаковские школьники бегали или добирались на попутном транспорте в школу ежедневно, то немногочисленные ребята из сёл Прокопьевка, Тяпигоу, из Богатырки и Пуциловки жили в интернате в годы его существования. После переселения жителей Прокопьевки и Тяпигоу в Кроуновку интернат перестал существовать. Бесперебойную деятельность школы и её хозяйства обеспечивал директор школы, Иван Иванович Гриднев.

       В 1962 году открылась в новом здании корсаковская восьмилетняя школа. Корсаковским школьникам с 5-го по 8-й классы теперь не было необходимости бегать ежедневно в соседнюю Кроуновку. Директором новой восьмилетки был назначен Иван Иванович. Под его началом школа стала средней, обзавелась мастерскими, обрабатывала пришкольный участок, имела свой трактор, набор сельхозмашин и преподавателя по тракторному делу. А ещё Иван Иванович, как энтузиаст кино, добился передачи школе от районной дирекции киносети передвижного комплекта 16-мм аппаратуры и организовал в школе «школьный кинотеатр». Весь штат кинотеатра состоял из школьников. Помимо технических занятий в кружке юных киномехаников, они приносили огромную пользу родной школе: юные кинодемонстраторы показывали учебные фильмы на уроках, на специальных сеансах показывались общепознавательные фильмы разной тематики. Проводились также сеансы художественных фильмов – биографических, киноэкранизаций литературной классики, детских фильмов для разных возрастов.
       Впоследствии, когда школа переехала в новое трёхэтажное здание, Иван Иванович и здесь старался сделать школьную жизнь насыщенной и интересной. Помимо своей основной деятельности в качестве директора, он продолжал совершенствоваться в своей профессии, повышал квалификацию в Уссурийском Государственном Педагогическом институте и получил в 1964 году диплом о высшем образовании. Он организовал шефские связи школьного комсомола с пограничниками. При нём стали традиционными ежегодные шефские выезды корсаковской молодёжи на заставу в конце мая, в День пограничника. В школу приходили молодые педагоги, выпускники УГПИ. Иван Иванович опекал их в начале их профессиональной деятельности.

       Профессиональный путь Ивана Ивановича на педагогическом поприще длился с 1941 года, когда он, восемнадцатилетний, впервые появился перед школьниками в качестве учителя. А завершился этот путь в 1983 году, когда он ушёл на заслуженный отдых, с педагогическим стажем в сорок с лишним лет. Однако и уйдя на пенсию, школу он не забывал, частенько приходил в гости, пообщаться с коллегами и учениками. Никогда они не были для него чужими. Его жена Варвара Григорьевна рассказывала, что в архиве у мужа сохранялись тетрадки с детским работами, которые чем-то ему приглянулись:  школьные диктанты и сочинения, литературные опыты детей. Дома он не мог сидеть в силу своего характера. Жизнь Ивана Ивановича оборвалась в результате трагической случайности 23 мая 1986 года…

Бывшие его коллеги, ученики и сейчас вспоминают о нём, как о позитивном, деятельном человеке, который мог найти общий язык с любым собеседником. Он был прекрасным оратором и организатором, читал доклады и лекции в кружках и для населения. А ещё он был просто другом для многих людей, которые встречались ему по жизни.

Его не однажды награждали за его профессиональную и общественную деятельность. Среди его наград – юбилейные медали «30 лет Победы», «35 лет Победы», «40 лет Победы», вручённые ему как труженику тыла, медаль за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, медаль «Ветеран труда». В 1962 году он получил звание «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1969 году ему вручили Почётную грамоту Министерства просвещения РСФСР. Приказом начальника войск Краснознамённого Тихоокеанского пограничного округа КГБ СССР Иван Иванович был награждён нагрудным знаком «Отличник погранвойск II степени». Так отметили его деятельность по укреплению связей между пограничниками и населением.

А близко знавшие Ивана Ивановича считают, что самым главным подарком в его жизни была семья: жена Варвара Григорьевна и три дочери. Давно уже выросли пять внуков, подросли и пятеро правнуком. Жизнь семьи продолжается в младшем поколении Ивана Ивановича!
 
Он заслуживает, чтобы была написана его подробная биография. Сбором материалов могли бы заняться школьники-краеведы. Тем более что в 2023 году исполнится 100 лет со дня рождения Ивана Ивановича Гриднева, педагога-ветерана, отличника народного просвещения. По нашему мнению, его имя могла бы носить школа, в которую он вложил весь свой труд, всю свою любовь к делу…


Рецензии