Мы не рабы, если самостоятельны. Эссе

               Слова Антона Павловича  Чехова  «по капле выдавливать из себя раба»  многозначны, и они раскрывают суть борьбы человека самим с собой и движение его к самостоятельности. Это нравственное «рабство».  Человек, владеющий  развивающимся умом и умеющий использовать знания,  воспитавший определенные чувства, движется к  самостоятельности,  постепенно  лишаясь зависимости  от  всех общественных  отношений.   Человек с недостаточно развитым умом   и  с  невоспитанными  чувствами  всегда  зависим,  являясь  рабом своих желаний и чужого мнения.  Такому  рабству не  поможет   борьба за движение к самостоятельности: она будет бессмысленна и приведёт  к саморазрушению личности.
          К нравственному «рабству»  относится  «добровольное»  преклонение  чужим мыслям и  привычкам.  В  данном  случае человек   становится зависим  от других, что ведёт      целенаправленно к   приспособлению  в  сложных  жизненных обстоятельствах.  Такое рабство, в лучшем случае,  может быть кратковременным,  если удаётся найти  путь к самостоятельности. Не найдя его,  до конца дней  человек будет жить  как  приспособленец.
        Для некоторых личностей источником движения и развития  мыслей является устойчивая или яркая чужая мысль. Личность может проявлять самостоятельность при условии,  когда собственная  мысль выстраивается  на основе чужой. Прямолинейное  использование чужой мысли - это полная зависимость от неё. Привычка — это рабство страстей. Пристрастившись к чему-то плохому, аморальному, безвольный человек  становится безнравственным. Но есть привычки, с помощью которых расширяются способности человека и развивается  талант, а этому способствуют  самостоятельность и воля.
         Существует ещё  так называемое  «рабство» творчества. Увлечённый человек,   «погружаясь с головой» в творчество,  попадает в рабство  своего творения, доводит  его    до конца, и его охватывает радостный миг свободы.  Свобода это ещё не самостоятельность. Мастер  становится на короткое время относительно свободным. Продолжая  работать,  он  становится    зависим  уже от нового творения.  Человек   будет  самостоятельным, если   окружающие   поймут   и признают  особенности  его мастерства.
                Опасно  рабство своих желаний,  приводящее  иногда к аморальным поступкам. Оно  определено   двумя  направлениями. Первое — наивное, когда человек свои желания не сопоставляет  со здравым смыслом и  своими возможностями.  При этом  не  понимаются  и не   учитываются  желания,  возможности и потребности окружающих.  Это заканчивается  всегда противостоянием и борьбой желаний.  Второе направление - это продуманные личные   желания,   без   учёта   желаний  и потребностей  других. Это   тирания в разных её проявлениях,  которая в государственном масштабе может привести  к  раздорам  между  людьми и локальным войнам.
             В истории   неоднократно рассматривалось    и изучалось   так называемое «физическое» рабство, которое наглядно и   материально, что позволяло историкам  выделять  общественные и социальные отношения  между людьми. На всём протяжении истории человечества «физическое рабство»  было  извращением  нравственных устоев общества и разрушением  гуманности.
                Любое рабство предполагало  его обязательность  и  пресечение  самостоятельности. В рабстве нет нужды, если существуют семейные и родовые отношения, как это было у северных славян, у которых не было целеустремленности достичь большего, но  было желание жить в достатке.  Для людей, обладающих чувством достоинства, не было  в жизни завышенных требований и запросов, свойственных  самолюбивым  и высокомерным.
          Познать пустоту невозможно – нет исходной точки, нет опоры, не может быть  направленного движения.  Абсолютная  и  всеобщая свобода и есть пустота. Все свободолюбивые  выдумки о равенстве и братстве исходят от невоспитанности чувств, от умственных заблуждений, рожденных высокомерными, но «мелочными» желаниями. И тогда  протест против законов общества станет абсурдным и потребует ответственности, иначе рабское меньшинство будет властвовать и влиять на ход истории.
                В борьбе с самим собой, в борьбе с другими трудно находить себя, поэтому понимание себя приходит через  воспитание и чувства. Существует и другой путь  движения к самостоятельности, это познание мира. Познание бесконечно, а возникающие  вопросы и интерес к Миру  раскрывают глубину вещей и явлений.  Познание  и открытие нового,  погружение в глубину Природы  изменяют характер человека,   выходящего из  заблуждений. Возникшее удовлетворение  обостряет воспитанные чувства, и  самостоятельность помогает найти  дорогу в жизни. Самостоятельный человек - это несвободный человек, таковым он не может быть по определению. Свобода  всегда относительна, а человек   конкретен.  Творческие  личности   могут быть свободны,   потому что  движение и развитие  их мыслей  в процессе творчества свободны.


Рецензии