Заметки мимоходом. 1 - 30 июня 2021 г

Продолжаю восстанавливать записи за прошедшие май-июль.

1 июня
Накануне выехал в Дульдургинский район. Книгу о районе создаю. С конца марта. Собрал уйму материала, нужного и ненужного. Черновик уже набросал. Теперь надо проверять, уточнять

* * *

Переночевал в гостинице Дульдурги. Некогда здесь было мощное хозяйство Юго-западных электросетей Забайкалья. Теперь медленно разваливается. Гостиница - 1000 рублей в сутки.
С утра вместе Баиром Н. отправился в село Узон, который был и остался  лучшим селом Забайкальского края, может быть, и всей Сибири. Сравнивать надо. Думаю, что такой прекрасной школы нет ни в одном селе или городе Забайкальского края.
Об Узоне надо писать. Долго, много и дотошно.
Встретил супругу земляка Виктора Григорьевича Жамбалова - Намсалму Арсалановну. Работает в музее села.

2 июня
У меня запланирован объезд сёл района. Сегодня был в селе Алханай. Об этих местах я за свою жизнь создал (написал, перевёл, переложил) несколько книг, герой первой - Бадма Жабон, Герой России.
История создания этих книг долгая и нудная. Но они есть, оказывают влияние на развитие села, района, края. Многое из них, конечно, переврали, сделали из текстов "испорченный телефон", но в общем они работают на сознание.

3 июня
Агинский Бурятский округ существенно отличается от края. Здесь особая территория, какая-то охраняемая зона, качество жизни которое сегодня недосягаемо для остальных жителей Забайкальского края, хотя проблемы одни и те же.
С утра отправился в село Ара-Иля. Оно относится к русским сёлам бурятского округа. Кстати, менталитет русского населения национального округа мало чем отличается от менталитета бурят. Можно сказать, что в округе воплотилась мечта идеалистов, где достигнута гармония и согласие людей разных национальностей, которые не забывают о своих корнях, но ощущают себя единым сообществом. Это большой пример для России, который ещё не использован руководством.
Кстати, разногласия существуют именно в руководстве, а в народе их нет.

4 июня
Всегда помни: никого, кроме человека и человеческого, у тебя никогда не было, нет и не будет. Самое ценное и дорогое в этой ситуации – твои современники. Кроме них, больше никого не встретишь.
Сегодня у меня - День Красноярово. Это маленькое русское село у предгорий Алханая  Дульдургинского района. Впечатления потрясающие. Крепкое село, крепкие люди. Всё крепкое и надёжное. Удивительная природа.

5 июня
Историк села Иля Галина Фёдоровна Паницына пишет: "Село Иля  расположено вдоль трассы Чита – Госграница, в 180 км. от областного центра города Читы, и в 20 км от районного центра, с. Дульдурга.
Основное коренное население – русские. В дружбе, согласии, взаимном уважении рядом живут буряты, татары и др.   С упадком общественных форм производства  население села оказалось безработным.  Кое – кто получает пособие по безработице,  в основном селяне занимаются сельским хозяйством, выращивают скот".
Полдня работал в Иле. Это старинное русское село, которое разрезает тракт, идущий в Монголию. В памяти моей живёт образ Константина Ивановича Токмакова, уроженца Нижнего Цасучея. Он учительствовал всю жизнь в Иле. Во дворе у него стоял настоящий планер, на котором он пытался взлететь. В 60 с лишним лет! Всю жизнь хотел летать, обучал лётчиков во время войны, просился с училища на фронт, но не пустили: отец репрессирован. Такой казус: не имеешь права умереть за Родину...

6 июня
Сегодня у меня Токчин, хотя в моём расписании он стоит на 10 июня. Но мы предполагаем, а бог располагает.
Мой друг, владелец базы отдых "Юсэн туг" на берегу Онона, приготовил мне и сопровождавшим меня друзья знатное угощение. Но было воскресение, а я каждое воскресение голодаю. Интересная получилась история. Кстати, так бывает часто: презентации, культурные мероприятия бывают, зачастую, по воскресеньям, в бурятских семьях и сёлах накрывают обильные столы. Организаторы торжественно усаживают меня на почётные места. Я смотрю на народ, вкушающий разные блюда и явства, пью водичку.
Целый день изучал известную мне историю Токчина. Честно говоря, историю почти всех сёл округа, как и целые родословные, я знаю лучше, самих жителей и местных историков. Но внутреннее беспокойство никогда не даёт покоя. А вдруг что-то не так, а вдруг узнаю что-то новое?
О "Юсэн туг" надо писать, Баиру - помогать. Создать большой материал.

* * *

Сегодня снова потрясён удивительной поэзией Александра Кабанова, которого я давно считаю своим родственником, как и первого поэты Сибири Федора Бальдауфа, родившегося в Нерчинском Заводе.
Вот новое стихотворение А. Кабанова:

* * *

Я впервые родился мужчиною
и не плакал, как многие здесь,
мертвой мамой и кислой овчиною -
провонял, обезвоженный весь.

Сирота: не в рабы и не в цезари,
без кинжала, коня и жилья,
ведь отца - под роддомом зарезали -
наши кровники, дядя илья.

Пощадил, воспитал ради помощи,
ради подлого чувства вины,
помогал ему фрукты и овощи
продавать на базарах страны.

После школы, остались мы в киеве,
павильоны, лотки, закрома:
груши, яблоки, персики, киви и
виноград, мандарины, хурма,

авокадо и прочие радости,
постоянно растущий объем:
кто же купит восточные сладости,
если мы - всех неверных - убьем?

Новый мир, да хреновое качество,
удивление, злоба и страх:
в каждом городе - наше землячество,
а неверных - так много в горах.

Как последнее стихотворение,
там, где точка - стремится к нулю,
я бы злость обменял на смирение,
но зарезали дядю илью.

Вот и стал я наследником прошлому,
жить по хитрости, а не по лжи,
и смотреть по айфону хорошему:
вот - айву разгружают бомжи,

вот - проходит красивая, спелая
украинка с глазами лилит,
и вот так что-то бедрами делая,
и вот так, но аллах не велит.

Вся природа в соблазнах раздвоенна,
что встает одинокий вопрос:
почему, на торговца и воина -
ты с презреньем глядишь абрикос?

Будто крёстный из фильма про мафию,
загоревший, как в небе - земля,
взял планшет и открыл фотографию:
точно, вылитый дядя илья!

06.06.2021
Какая история человечества!

7 июня
Выехал в Таптанай. Это в километрах 20 от Дульдурги. Таптанай я называю кладезью истории. Только образы братьев Бадмаевых требуют к себе такого внимания, что затмевают многие страницы советской истории бурят. Мой давний друг Батор Жамсоевич Тумунов иногда просит меня написать очерки о некоторых исторических деятелях. С очерками о Бадмаевых он обошёл, видимо, всё руководство Бурятии. Теперь в Улан-Удэ будет памятник Петру Бадмаеву. Конечно, современные, как и прошлые, руководители бурят полагают, что Бадмаевы были тибетскими лекарями, ставят их в один ряд с Распутиным и т. д. и т.п. И памятник будет такой же, "лекарский". Но Бадмаевы - отцы бурятского просвещения, бурятской идентичности и новой, русско-европейской цивилизационности и т. д. и т. п. Ничего общего с миром пьянства, разврата, блуда, мата у них, как и у всех бурят, не могло быть. Памятник им должен быть настоящим ансамблем, с повторением в местах их рождения.
И так должно быть с увековечиванием многих исторических личностей бурят.

8 июня
Объезжая бурятские сёла, невольно поражаюсь обилию, даже чрезмерному, до усердия, природного ума бурят, но огорчает отсутствие цивилизованного интеллекта, которое возможно приобрести только будучи вне своей среды.
Что выводит народ на большую историческую арену? Надэтническое мышление, синтез мысли Востока и Запада, слияние природного ума и приобретённого интеллекта в один сплав. Это сильнейшее оружие, против которой бессильны все европейские умы и доктрины, не говоря о гуманитарной сфере деятельности. Вместе с тем такие люди должны соединить в себе естественные, точные и гуманитарные науки в одно целое.
Пока в бурятском народе таких людей единицы...
Особенно обострённо такие мысли приходят в таких сёлах, как Зуткулей, который я называют средоточием духа и воли Забайкальских бурят. Именно такую концентрацию природного ума, который имеется в Зуткулее, надо обогащать европейским и еврейским интеллектом. И это будет грандиозный ум!

9 июня
Бальзино. Большое, старинное русское село. В моём представлении - Русь в предгорьях Алханая.
Впечатлила надгробная плита в музее села. Заметил, что плита перевернута вниз головой. Надпись на идиш: неподалёку, под горой Иерусалим жили евреи. Некогда я выпускал еврейскую газету "Ём Тов".
Здесь бывали в 18 веке европейские учёные Мессершмидт, Миллер, Гмелин, Паллас. Современниками места изучены мало. Я изучал историю села. Впечатляет история детдома, которую открывали здесь зимой 1945 года. Интересны судьбы учителей Тимофеевых и вообще большого рода Тимофеевых. Когда-то я писал рассказ, где присутствовала фамилия местного жителя Албитов. Но рассказ где-то затерялся. Не теряю надежды найти.

* * *

Около десяти лет тому назад Юрий Арустамов, живший в Хайфе, на мой вопрос по поводу отсутствия еврейских погромов в Забайкалье, написал мне, что здесь холодно и людям некогда заниматься бессмысленными делами...

10 июня
Переночевав 1 июня в гостинице, я переселился в редакцию, которую, впрочем, и строил ещё в 1981 году со многими людьми. Меня пригласил тогда Цыден Батомункуевич Батомункуев, партийный деятель национального округа. Я был простым колхозным парнем, недоучившимся студентом, довольно дерзким и совершенно свободным во взглядах, писавшим стихи и прочую лабуду. Округа совершенно не знал, и он мне был безразличен. Но дело в том, что мы с Батомункуевым были и остались трудоголиками. Это роднило нас сильнее всех остальных чувств и качеств. Никогда не забуду, как он однажды сказал мне: "Нам с тобой нужен заместитель, он должен быть партийным..." То есть не ему, а - нам с ним нужен заместитель.
И вот теперь хожу по коридору построенной нами редакции один-одиношенек, шаркаю кавалерийской походкой по линолеуму и вспоминаю, вспоминаю...

* * *

Был в селе Чиндалей. Некогда близ села был рудник. В администрации села собралось довольно много людей. Был серьёзный и обстоятельный разговор. Дело в том, что в сёлах я читаю уже написанное, а на месте исправляю, уточняю, дополняю. Иногда переписываю набело так, как и пожелают жители. Книга-то ведь о них.

* * *

Вынужден интересоваться СМИ. Выборы говорите? Сразу возникает бургомистр из "Убить дракона": «Это не народ? Это хуже народа. Это лучшие люди города».

11-12 июня
Хожу по Дульдурге. Фотографирую. Думаю, что народ удивляется: давно не видели чудаков с фотоаппаратами, бредущих по знойным улицам.
Отправился в Национальный парк "Алханай". Описывать не буду. Всё в книге и книгах, созданных и создавемых мной.
Алханай я знал лет с шести.
Году в 1960-м в этом чудесном месте, где в котловине горной тайги стремительно катится, образовывая водопады, громокипящий ручей отдыхали и лечились мои родители со своими друзьями - ламами Агинского дацана. Взяли и меня, шестилетнего. Бурятского языка я не знал совершенно, а о том, что ламы - бывшие заключенные сталинских лагерей и знать не мог. У меня "текло" ухо, и мама попросила одного из лам полечить меня. Тот, взяв меня на колени, стал дуть мне в ухо, но я вырвался и крикнул: "Хули плюёшься!" Поднялся шум, меня пытались отхлестать родные, ламы не давали. Ухо с тех пор перестало течь и болеть. Не болит до сих пор.
Потом, в 1982 году я писал здесь книгу "Огненные тропы", оббежал, как горный козёл, все ручьи и вершины, писал на бересте углем возле известных мест ручья "От глаза", "От сердца", "От почек", имеется в виду от болезней. Ездил сюда чуть ли не каждый год. Переводил и издавал книгу своего друга Содбо Ешисамбуева "Алханай - мир великого блага", текст которого компилируют и ещё долго будут использовать.
Многое меня связывает с Алханаем и народом района...

12 июня
В принципе для такого существа, как человек, не должно быть дилеммы «Смело или трусливо», ибо понятие «совесть» исключает право выбора. Появление выбора может означать только одно – недоразвитость или незрелость существа до состояния человека, что вполне закономерно.
В нашем мире, где буквально всё промежуточная стадия, ничто или никого невозможно считать созревшим или совершенным. Есть только тот или иной уровень развития, то есть кто-то убил в себе дракона, а кто-то ещё нет.

13 июня
Писал, снимал. Обошёл весь районный центр.

17 июня
Выехал домой и сразу сел за вёрстку, компановку книгу. Работы вал. Пишут и пишут изо всех сёл. Режима или хотя бы какой-то, относительной, упорядоченности нет. Каждый хочет впихнуть в книгу себя, всех своих родственников до седьмого колена, не родившихся внуков и т. д. и т. п. Ситуация известная.
В общем, природного ума и повадок хоть отбавляй, а интеллекта как не было, так и нет. Бывают моменты, вызывающие поначалу оторопь, а потом - сумасшедший смех. С такими людьми сойти с ума легко. Тут основное то, что я каждого из них ощущаю своим прямым родственником. И потому никто из них не вызывает у меня какого-то дикого раздражения, напротив - хочется всем помочь...

22 июня
Электорат
Сегодня меня спросили:
- За кого будете голосовать?
- Как это за кого? Естественно – за единую, коммунистическую, либерально-демократическую, справедливую партию России. ЕКЛДС называется… А вы?
- За ЁКЛМН!
- Как, как?  Расшифруйте?
- Не расшифровывается. ЁКЛМН и всё!
- Вы прямо Хармс.
- А кто это?
- Брат ЁКЛМН и заодно ЕКЛДС.
- Даже не знал. Спасибо что известили. За него тоже надо голосовать?
- Нет. Он не партийный. Это старичок маленького роста.
- Тогда, конечно…
- А вы программу ЕПРСТ не читали?
- Расшифровывается?
- Конечно. Единая партия Роста Справедливости и Труда.
- Роста? Справедливости и Труда? Тогда я буду за ЕПРСТ.
На том и сошлись.
В общем, перевербовал я его. Нет такой партии ЕКЛДС, выдохлась, вчера закрыли, а ЕПРСТ есть. Вчера вступил. И сразу  взялся за работу.

23 июня
Пора писать о сельском хозяйстве Забайкалья, которое по всем приметам катится куда-то в чертову пропасть. Но когда писать? Может быть, во время выборной кампании встряхнуть болото...

30 июня.
Книга летит к завершению. Но работы ещё много. Предварительно будет 408 страниц на А4. Сижу и думаю: что же я совершил и всё ещё не сошёл с ума... Но в душе тёплая благодарность ко всем людям, с которыми я встречался и говорил в этом замечательном июне. Спасибо!
Не переживайте, друзья, всё будет хорошо и радостно. По большому счёту никто и никому не запрещает развиваться, умнеть, достигать каких-то целей. Всё открыто, выбор огромный.


На снимке: за работой в селе Алханай. 2 июня 2021 года.


Рецензии