Письмо молодому художнику Н

Здравствуй, дорогая Н.

Посмотрел твои картины. Все это хорошо. Но только это повторяет предыдущий материал. Я помню, как на Паршина мы занимались темой связанной с морем. Там были подобные образы: "Бегущая по волнам", "Летящая по воздуху", "Разрывающая бездну", "Неприступная на берегу", "Плывущая на волне собственных фантазий". И как следствие всего "Ищущая покоя в долине сумасшедшего странствия". Видишь, как много может придти в голову разных названий, когда в них нет определённого образа. Например: "Снегурочка", "Лель", "Русский медведь", "Баба-Яга", "Иван-Царевич", "Лягушка-квакушка". Да это банально и старомодно. Но это есть только в России. Это во-первых. И с этим сравнится не сможет никто. Это во-вторых. А  с тем, что изо изображается молодой человек или девушка на тему "Бегущая по волнам", "Летящая по воздуху", "Разрывающая бездну" и т. д. — может сравниться любой. Из любой страны. С любой площади мира. С любым запасом фантазий. С любым желанием стать первым в этом направлении. Вопрос только в каком направлении? Вывод. Надо что-то делать, чтобы зритель видел, что он имеет дело с русским художником. А не с общественно-массовым пользователем на тему, — Я ищу и ещё долго буду искать. И спрашивать вас, — А чтобы это в конце концов могло значить?
Да, порой я и не понимаю, что за образы окружают меня? Что они делают рядом со мной? Кроме красивых сочетаний цветов и внешней парадоксальности с реалиями мира, кроме демонстрации виртуозности кисти и профессионального пафоса? Что они несут этому миру? Да. И на этот вопрос не должен отвечать художник. Одновременно с этим он не должен забывать, что время коротко. И результат бьет в него, как нацеленный лук.
НК: Подумаю, спасибо за совет.
Здесь не совет. Это повод к размышлению о сменe композиционного жанра. Меня самого воротит от современных последователей персонификатора былинной Руси, типа моего институтского сокурсника БО, который воплощает в своих китчевых картинах Матушку Русь. Весь кошмар заключается в том, что он занимает лидирующее место в этом направлении и уже приобретает массу последователей, среди, прежде  всего, художников-дилетантов. Но меня не меньше возмущает другое. Как?!!! Художник с даром природы сочинять и делать невероятные живописные решения на холсте и бумаге занимается столько лет топтанием на месте? Переливает из пустого в порожнее? Ищет под влиянием заслуг европейских художников - что? Европа и Россия две разные стороны мира. Европа котел, в котором она сварит Россию заживо, до косточек, и выплюнет обратно. Россия для Европы русская баня, в которой она, сначала гостеприимно примет ее, а потом захлещет березовым веником и напоит первяком. Веник есть. Баня есть. Надо нащупать первяк. И это не значит, что нужно опаивать Европу. Для этого есть наши столы.

                7 августа, 2021 г. Москва — Париж.               


Рецензии