Заметки о Тёмной Башне и об эпилоге всей истории

Заметки о «Тёмной Башне» и об эпилоге всей истории : часть I

Часть I

Всё-таки «Бесплодные земли» самая сильная книга из серии книг «Тёмная Башня» Стивена Кинга. Стрелок, Эдди, Сюзанна — и Джейк, который , погибнув ранее , переходит снова в суровый мир стрелка ! Суровый, но красивый мир. Воспитывающий людей сильных духом. Или рождающий уродов, демонов и чёрную магию.

Два самых милых персонажа : Джейк и ушастик Ыш. Рассказы о детях особенно удаются Кингу. О детях он пишет без сюсюканья, очень правдиво и прочувствованно. Джейк самый маленький и самый сильный, и он ведь тоже — стрелок. Он, действительно, как та стрела. Маленькая, тонкая, вибрирующая в полёте от напряжения стрела, которая точно летит в цель. Зверёк Ыш не зря выбрал именно его, и остался верен до конца именно ему, Джейку. Совершенно чистое, безгрешное сердце. Два абсолютно чистых, ясных существа, верные Рыцари Белизны.

Меня не вполне удовлетворила финальная , 7-я книга, завершение всей, длинной, истории о Тёмной Башне и походе к ней Ролланда и его ка-тета. И не потому что я плакала, когда погиб Джейк — с честью и по-рыцарски, так же как Ыш. В правильном мире не должны гибнуть невинные воины. Это слишком страшная сказка, даже для взрослых. В седьмой книге было предостаточно богов из машин, чтобы каким-то образом сучилось чудо. Самый большой бог из машины — это полоумный хиппи-художник, просто… стёрший Алого Короля! К чему тогда были все эти жертвы, ранее ? …

Кинг был прав в одном из своих рассказов, некоторые истории не стоит заканчивать. Некоторые истории лучше оставить незаконченными — на фантазию и волю читателя.

Понятное дело, что логически всё шло к этому. Но в жизни далеко не все ситуации поддаются логике, особенно на войне. И на протяжение всех книг «Башни…» Кинг именно это и доказывал. Эдди, Джейк, Сюзанна — ведь они на самом деле умерли, и обрели рай. Стрелок тоже умер, но рая не обрёл. И это не правильно, в мире, где восстановилось равновесие. Воины обретают рай. Так было всегда. Доблесть достойна награды.

Кто же победил великое зло всей серии книг, Алого Короля? Который оказался попросту каким-то беспомощным безумцем… Странный (человек ли ?) персонаж, который и в ка-тет стрелка не вошёл. Сложилось такое неодолимое впечатление, что писателя (не одного из героев книги, а реального писателя — Стивена Кинга ) просто допекли просьбы, и моления, и возможно даже приказы — дописать историю. И он дописал. Пожертвовал Джейком, и всем ка-тетом , в отместку назойливым требовальщикам. Я не говорю обо всех читателях, а только о тех, кому непременно нужен конец, непременно нужна точка ! Ну вот, Кинг её и поставил. Жирную. Даже слишком. Так часто случается со многими популярными сериями. Сама история — интереснее её окончания.

Мне лично ближе всех Эдди, как человек творческий, но тем не менее стрелок. И его творческая натура помогает вернуться в ка-тет Джейку. Вернуться туда, где он должен был изначально остаться. Были бы и другие пути к Тёмной Башне (тем более , что итог Человека в Чёрном тоже вызывает лишь смех…). Эдди помог исправить то, в чём напортачил по-крупному Ролланд. И Сюзанна пожертвовала своей чистотой не ради Ролланда или Розы, а ради Джейка, ради ребёнка. Сюзи единственная не видела никакой Башни и Розы, не была одержима ими. Но — были одержимы этой идеей дорогие ей люди, она продолжала своё путешествие ради них. Вероятно, надеясь, что сможет каким-то образом предотвратить плохой исход.

Кинг написал двух братьев Дин — Генри и Эдди, очень разными, противоположно-разными. Генри наркоман из-за изначально-гнилой своей натуры. Кстати, в этом я согласна с Кингом, есть люди изначально с гнильцой, и это видно уже с детства. С чревоточиной внутри себя. Эдди же описан как творчески-гибкий мальчик, который попадает под влияние старшего брата. Но так же несчастное пристрастие разрастается из-за его творческой натуры, стремления к экстатическому состоянию, дарящему вдохновение. Когда он создаёт ключ к двери Мальчика, он испытывает это искушение. Которое, на самом-то деле !, даёт псевдо-творческий экстаз ! Уж Кингу ли об этом не знать !

Одержимость героином описывается страшно. От старшего брата, Генри, она не оставляет ничего — пустой вонючий сосуд. Эдди шёл к тому же, к сценарию брата, если бы не повстречал стрелка-Ролланда. И перед смертью, придя в себя, Эдди говорит Ролланду : «Спасибо, отец.» Спасибо, что не позволил мне умереть , как Генри, опустошённому обезьяной-демоном героина. Спасибо, что позволил мне узнать настоящую жизнь, и настоящую любовь, и умереть как герою. Но Сюзанну эти мысли, конечно, не утешают, не могут утешить.

И Эдди, и Джейк растут в безотцовщине , в безсемейщине. Что толку, что, номинально, у Джейка есть семья ? Его семья одержима тем же демоном, что когда-то Эдди. Служанка ближе Джейку, чем его мать. Отец может только накричать на сына, когда он не оправдывает его ожиданий. Кинг безжалостно описывает творческую элиту — отец Джейка творческий человек, создатель передач, и он, ради вдохновения, так же испробовал, не устоял, героин. А потом — и не ради вдохновения, как водится. Потом — ведь уже просто нужно. Обезьяне на его плечах это нужно, и всё, иначе она начнёт терзать тебя, рвать твоё тело, терзать твой мозг.

Мать Джейка погрязла в депрессиях, в успокоительных, и , в жалком трусливом бегстве от этого всего, в любовниках. О которых Джейк знает.

У Джейка, увы, нет семьи. Он любит своих родителей. Но семьёй и настоящим домом, в его доме и не пахнет. Служанка, просто честно исполняющая свои обязанности, следит за мальчиком и проявляет дружеское отношение к хорошему, к замечательному ребёнку , которым наградил этих родителей Бог.

Можно предположить, что мать Джейка красива, потому что он белокур (в маму) и миловиден, красиво сложен. Знаменитость, каковым является его отец , тщеславно женился, конечно, на красивой женщине. Но эта знаменитость — самая никчёмная фигура, с буквой Р в инициалах. То есть даже не тень Ролланда, а просто одна буква, да и та — просто псевдоним. Каждый из родителей Джейка занят и очень, очень озабочен своими делами, в которых, как это нынче пишут «всё сложно».

Конечно Кинг в «Бесплодных землях» немало посмеялся над литературоведческим анализом. Как писатель посмеялся. Но, если всё же обратиться к символизму, почему Дверь Джейка это дом ? Эдди съела бы обезьяна на его плечах — его зависимость, героин. Джейка — поглотил бы его дом, который так же уродлив как этот страж-дом перехода в мир стрелка. Через землю, по сути, через умирание. У Джейка тоже есть свои демоны — грехи отца и матери. Хотя он невинный ребёнок. Кинг безжалостно говорит, что грехи родителей тяготеют даже над самыми прекрасными детьми.

В итоге, в конце седьмой книги, Кинг делает Эдди и Джейка (получивших новое рождение где-то в других мирах ) — братьями. Так оно и есть. Они братья не оттого, что Ролланд извлёк их и объединил в ка-тет, а из самих обстоятельств жизни. Эдди тоже получил совершенно ублюдочного отца, роль которого исполнил для него старший брат, Генри. И эти два прекрасных мальчика гибли, могли бы погибнуть, если бы не Роланд. Стрелок понял их соколиную натуру и воспитал из них воинов. Стрелок увидел то, что отец Джейка просто не разглядел, а брат (заменивший отца) Эдди — подавлял и извращал из зависти. Отцы (как и матери) могут быть не только хорошими для своих детей. И это заключается совсем не в материальной обеспеченности (как у Джейка), или не обеспеченности (как у Эдди).

Бессмысленна жертва таких прекрасных стрелков — ради изничтожения такого Алого Короля. Что же мы получаем в итоге — «не противление злу насилия»? , в лице полоумного хиппи-художника ? Образ вот совсем не запоминающийся и искусственный. Увы, в конце всей серии превосходных книг Кинг изнасиловал сам себя, как тот джин, подчинившись гласу владетелей волшебной лампы — многих читателей — не ведающих, чего они от него на самом деле потребовали.


Рецензии