Микровоспоминание. Малынь-Пушкино. 01 08 2021

Сестра говорит, что мама уехала из тульской Малыни в Москву сразу же после войны. Похоже, сначала одна, ибо я, еще трехлетний, помню поездку из Малыни сразу до подмосковного Пушкино, где она пристроилась по фиктивному браку у моего отчима, коменданта энкавэдэшного (о чем я узнал лишь через 60 лет) поселка Дзержинец.

Помню из той поездки многое.
Как в 4 утра, с петухам, вышли из деревни до райцентра Крапивны. Меня несла тётя, у мамы на спине был “калым” - мешок картошки. Светила луна, и в полном безмолвии она шла вместе с нами, чему я был немало удивлён! Я впервые в жизни шел под луной и не знал, что она, с круглым лицом моей сестры, всегда идёт вместе с путником!
В Крапивне подошли к комфортному транспортному средству - не к кобыле какой-нибудь с телегой, а к полуторке с лавками! Меня передали к уже сидящим людям, потом мама забросила в кузов мешок с картошкой и забралась сама…

В Туле поражался пиками разрушенных бомбёжками домов. Иногда вместо домов стояли одни стены с оконными проёмами…

На тульском вокзале выстояли длинную очередь за билетами. Помню окошко кассы...
В Туле сели на состав с паровозной тягой. В вагоне стоял терпкий запах потных ног и ватных телогреек. С темнотой в обоих концах вагона проводница зажгла керосиновые лампы. Ехали со скоростью километров двадцать в час, так что двести километров до Москвы проехали часов за двенадцать.

На Каланчевку в Москве прибыли уже с солнышком. До Ярославского вокзала нужно было пройти полкилометра пешком. Я быстро устал и стал капризничать: “Накамэ!” (т.е. на ко мне, на руки). А у мамы на спине мешок картошки! Напротив Ленинградского вокзала я сел капризно на тротуар, бедная мама долго стояла, ждала…

На  Ярославском вокзале сели в поезд тоже с паровозной тягой. Нам уступили место, поехали. По вагону потянулись вереницы безногих инвалидов-колясочников...

Но вот и Пушкино! До дома отчима нужно идти почти два километра. Каждые метров двести я садился на землю. Представляю, как мама со мной намучилась!..

При подходе к Пушкинскому почтамту вижу на другой стороне, у почты (булгаковского “телеграфа” из “Мастера”), стоит полуторка и шофёр гоняется вокруг машины за напарником с криками: “Ах, ты блть!, Ах, ты блть!”. Мне интересно, я спрашиваю у мамы, а что такое блть? “Замолчи! Так нельзя говорить, это плохое слово!”. Ну замолчал, но через десять лет всё равно узнал, что оно значит!..

От почты - поворот на Новую Деревню, к реке Серебрянка, с длиннющим деревянным мостом. Потом еще метров триста по лесной тропе.

Но вот и дача-25! Судя по всему, мама здесь уже была. Поднялась на террасу и вошла в меньшую из двух комнат. С облегчением сбросила с плеч мешок картошки. Вот мы и ДОМА! Отсюда через 15 лет начнётся мой “путь в люди”!...


Рецензии
Спасибо за рассказ о родных и знакомых местах, о ярких детских впечатлениях в понимании уже и взрослых поступков. Посмотрела фото Малыни. Сейчас деревня и село рядом слиты в одно. Всё меняется. )

Ты продлил мою память, в которой я увидела деревянный мост через реку, но уже твоими описаниями и фото старого образа Пушкино. Паровозной тяги уже нет. Но паровоз и в моём детстве ещё работал на станции Пушкино, помогая собирать товарные вагоны. Только сейчас для меня и само слово "товарный" уже не просто слово, а глубокое понимание его значимости в жизни.

На Каланчовке тоже была, ездила оттуда в Серпухов, открыв тайну "трёх вокзалов" недостающим указателем креста. В моей жизни это сыграло свою роль. Мы с мужем купили квартиру в Малаховке. Это стало как бы зеркальным отражением моего детства в переводе во взрослую жизнь. Дорога до Ярославского вокзала и обратно для меня в детстве была частой. Мы ездили с мамой из общежития в семью родственников и обратно почти каждые выходные. А потом мне приходилось также ездить к мужу, находясь между мамой и мужем связующей ниточкой жизни. Всё есть тайна, которую интересно разгадывать.

У нас мамы похожи. Моя мама меня также выпрямляла от мата при знакомстве с ним, освобождая сознательный подход к словам и к выбору по сути своего местоположения в обществе. Путь в люди закладывался терпением и вниманием самого близкого к нам человека. Наши мамы сделали первый шаг в сто лиц, образов человека. Мы жили близко от столицы, мегаполиса, в котором строится человеческая культура как образец для подражания. Можно было довольствоваться речью одной семьи. Но город и тем более мегаполис эту речь всегда расширяет вместе с сознанием. Моя дочь тоже была вынуждены уехать за границу, превратив мышление в международное.

Мы не можем видеть расширение сознания никак, только через образы самого пути. И осознавая путь, мы понимаем, как, каким образом строится то самое расширение сознания, освобождая ум для понимая общечеловеческих ценностей миром людей.

Джаля   16.09.2021 18:41     Заявить о нарушении
Редко заглядываю на Прозу. (Как жель, что ты живешь вдали от столбовой дороги Сети!)
Спасибо за воспоминания. Маневровый паровоз гудел, мне кажется, до 1970-го...
При переписке какие-то важные вещи из общения выпадают. И мои сферы деятельности (математика, педагогика...).
Жду возможности пообщаться!
Пока!

Виктор Сорокин   30.10.2021 08:56   Заявить о нарушении