А Бурту - труба! По следам Бендериады-2005

В июле 2005 года вместе писателем-сатириком Анатолием Трушкиным и группой единомышленников выехали на гастроли на мою малую родину – в Марий Эл. В общей сложности в рамках гастрольного тура было запланировано три выступления – два в Йошкар-Оле и одно в городе Козьмодемьянске на XI Межрегиональном фестивале сатиры и юмора «Бендериада».
Надо отметить, что встречали нас по высшему разряду. Предоставили две правительственные «Волги», организовали экскурсии по музеям, прогулку на катере и прочее.
Кстати, на пресс-конференции, предварявшей наши выступления на марийской земле, на вопрос одного и корреспондентов «Испытываете или вы ностальгические чувства, находясь вдалеке от родины?», мне неожиданно на ум пришло одно из давних четверостиший, которое позабавило присутствующих:

Как хотел бы я, глядя из вечности,
Насладиться палитрою чувств,
Когда мне – идеалу беспечности,
Установят на Родине бюст.

В целом же мы делились с журналистами информацией о клубе «12 стульев» «Литературной газеты», который, собственно говоря, были призваны представлять на фестивале «Бендериада».
Зрители в Йошкар-Оле встречали нас более чем тепло. Книги после концерта разлетались, как горячие пирожки. Особенно, к Анатолия Алексеевича. К его столу с книгами выстраивалась шеренга страждущих.
Отработав два концерта в столице республики, наконец, вечером 22 июля мы прибыли в Козьмодемьянск.
На следующий день с самого утра начался праздник. Козьмодемьянцы в своё время пошли по стопам Остапа Бендера, даровав своему городу славу Васюков. Якобы прототипом описанных в романе Ильфа и Петрова Васюков являлся именно Козьмодемьянск. Благодаря этому факту, козьмодемьянцы добавили в копилку официальных праздников ещё один повод залить за воротник. И надо сказать традиции этой следовали неуклонно – трезвых уже с утра на главной площади города практически не было.
К нам же во время выступления подошёл изрядно подвыпивший тогдашний администратор 16 полосы «Литературной газеты» Валерий Бурт, невесть каким чудом очутившийся на празднике. Дыша пивными парами, он начал предъявлять претензии нашему коллективу о якобы самозванстве. И это, несмотря на то, что четверо из пяти участков нашей команды являлись постоянными авторами «литературки», а двое – лауреатами премии «Золотой телёнок» ЛГ. Как же смешно было слышать упрёки в самозванстве от человека, не внесшего в копилку клуба практически ничего. Более того, за недолгий срок своего «правления» ещё ниже опустившего планку литературного юмора. В последствии его действия нашли логическое объяснение. Дело в том, что в преддверии фестиваля на Бурта вышел самый настоящий самозванец с принимающей стороны. Представившись организатором фестиваля, он попросил Бурта разместить на 16-й полосе ЛГ фестивальный анонс, а заодно, видимо, пригласил и самого Бурта на этот съезд юмористов.
Многое становится ясно при прочтении статьи, опубликованной в 17-18 (сдвоенном) номере «Литературной газеты» от 27 апреля 2005 года. Вот её содержание:

«Во времена не столь отдалённые каждая республика Советского Союза имела свой юмористический журнал. Нынче нет той страны, да и намного меньше стало подобных изданий. Однако кое-где ростки смешного всё же проглядывают. А именно: в Республике Марий Эл, где выходит цветной, хорошо иллюстрированный журнал «Пачемыш», что значит «Оса».
Весёлое насекомое «летает» не только по городам и весям республики, но и заглядывает в соседние области. Среди авторов мелькают способные имена, что свидетельствует об авторитете издания. Кстати, в составе редколлегии «Пачемыша» – фамилия известного писателя Аркадия Арканова.
Несколько лет назад у возглавляющего журнал Виталия Шкалина родилась замечательная идея – провести фестиваль, посвящённый героям романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Сказано – сделано! Причём уже многократно – ежегодно в городе Козьмодемьянске, ставшем прототипом легендарных Васюков, шумит и веселится «Бендериада». Обещают новый праздник – уже одиннадцатый по счёту – устроители фестиваля и нынешним летом. Разумеется, с богатой и разнообразной программой.
Администрация «Клуба ДС» надеется подробно рассказать о нём читателям ЛГ».

Упомянутый в статье Виталий Шкалин и являлся тем самым самозванцем, поскольку по признанию авторитетных в республике людей не значился автором идеи организации фестиваля, да и к изданию «Пачемыш» имел опосредованное отношение. В общем, сошлись два одиночества.
Привезти на «Бендериаду» кого-либо из артистов в виду своего низкого авторитета в юмористическом цеху Бурт не смог, но сам отказываться от приглашения не стал. Вполне понятно, что при виде действительных конкурентов его самолюбие понесло урон. Вследствие чего, вскоре в «литературке» появилась его злобная статья «Дело Остапа живёт!». Анонс к статье звучал так: «XI «Бендериада» не обошлась без детей лейтенанта Шмидта». Это он о нас. Вот выдержки из статьи:

«Этим праздником провинция обязана великому комбинатору, куда он забрался волею фантазии Ильфа и Петрова. Помните? «При свете дрянного керосинового фонаря Остап прочёл из путеводителя: «На правом высоком берегу Волги расположен город Васюки. Отсюда отправляются лесные материалы, смола, лыко, рогожи, а сюда привозятся предметы широкого потребления для края, отстоящего на 50 километров от железной дороги».
– Это же «вылитый» Козьмодемьянск! – решили его жители и по этому поводу устроили шумное гулянье. В 1995-м родилась первая «Бендериада», а минувшее торжество стало уже одиннадцатым по счёту.
…С эстрады руководил действом сам Остап – актёр Юрий Синьковский из Йошкар-Олы, столицы Республики Марий Эл, что в ста верстах от Козьмодемьянска. Конферансье неустанно звал народ петь, плясать. Руководил аукционом стульев, объявлял номера, сыпал шутками. Я уж было подумал, что у него хватит сил и умения и на сеанс одновременной шахматной игры, однако в круг из столов, уставленных досками, вошёл международный гроссмейстер из Казани Валерий Яндемиров. Реальный турнир от книжного отличался тем, что ладей маэстро с досок не таскал и в «васюкинцев» фигурами не бросался. Ну и результатом, конечно: хозяева трижды победили гостя и столько же раз сыграли вничью. А сколько проиграли, не скажу, чтобы остальные горожане шибко не огорчались.
После турнира пошатывающийся от усталости гроссмейстер отметил возросший класс «васюкинцев»:
– Свежие идеи? Были… Таланты? Заметил… Межпланетный шахматный турнир? Конечно! Это может совершенно преобразить город…
Затем гость с улыбкой озвучил уже известный проект Бендера. Реальные козьмодемьянцы, как и книжные васюкинцы, горячо зааплодировали, стали бросать в воздух белые бендеровские кепочки и предложили гостю возглавить комитет по благоустройству города. Тот поблагодарил и обещал подумать.
К тому времени праздник не гремел, а грохотал. Говорят, что окрест, то есть на фестивальной площади, поодаль в парке и на волжских берегах выпить и закусить собралось больше чем полгорода. Плюс приехавшие йошкаролинцы, чебоксарцы, казанцы и прочий охочий до веселья люд…
Прошла-промчалась развлекательная программа «Кто хочет стать авантюристом?» Желающих, между прочим, было сверх меры – такие уж времена… Выбирали самую привлекательную и обаятельную Эллочку-людоедку и даже искали настоящие бриллианты в стульях. И, представьте, находили!
Что было ещё? Разные конкурсы, тараканьи бега, розыгрыш поросят. Кстати, одна из свинок попала в руки известного писателя-юмориста Трушкина. Приз, по-моему, достался Анатолию Алексеевичу весьма символичный, ибо тот чуть ли не час без передыха выливал на головы ошалевших от жары васюкинцев-козьмодемьянцев потоки плоских и неуклюжих острот. Остро повеяло «Аншлагом»…
Между прочим, Трушкин был не единственным посланцем славной столичной эстрады на «Бендериаде». Туда же затесался – в лучших традициях Великого комбинатора – и некий ансамбль «Двенадцать стульев», на каждом углу клявшийся в родстве с 16-й полосой «Литературной газеты». И наивные «васюкинцы» самозванцам опять поверили! Усилия же автора этих строк по разоблачению очередных детей лейтенанта Шмидта успеха не имели. Те худо-бедно свой номер отработали и гонорар – небедный, между прочим – получили…» («Литературная газета, № 32 (6035) 3 – 9 августа 2005 г.)

Ну, вот и ещё одно объяснение столь явным нападкам – деньги, грОши, гонорары. Ну, конечно же, прокатили Бурта мимо кассы, вот он и начал исходить желчью. Впрочем, оставлю это на совести самого Валерия Бурта и охарактеризую его и ему подобных ещё одной фразой из другого легендарного романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»: «Жалкие, ничтожные люди», как любил говаривать Михаил Самуэлевич Паниковский.
Кстати, по поводу поросёнка – совершеннейшая правда. Анатолий Алексеевич потом крепко призадумался, как распорядиться нечаянным сюрпризом? Не везти же в Москву. Решение пришло само собой. Один из наших водителей вызывался пристроить поросёнка у кого-то из родственников в близлежащей деревне, и мы его благословили на выполнение ответственного задания. Правда, вернулся водитель с некоторым опозданием, чем заставил нас изрядно понервничать. Да к тому же, слегка подшофе. Но результат был достигнут.
Что же касается «потоков плоских и неуклюжих острот», упомянутых в статье Бурта, возьму на себя нескромность привести выдержки из статей, опубликованных в местных печатных СМИ. Вот, например, статья под названием «В Козьме Трушкину подложили свинью» в газете «Жизнь» (№ 30 от 26 июля 2005 г.):

«23 июля туристы просто заполонили Козьмодемьянск. К пристани причалил теплоход, на дорогах образовались пробки. Специально на фестиваль смеха в Марий Эл прибыли московские гости – Анатолий Трушкин, Светлана Бережная, Алена Клейменова, Игорь Алексеев. К 10 часам утра многотысячная толпа устремилась к центру города. Почти все были одеты а-ля «Остап Бендер»: сотни фуражек украшали большие и маленькие головы.
…Гвоздём «Бендериады-2005» стало выступление пародистов из Москвы. Люди с нетерпением ожидали выхода на сцену Анатолия Трушкина, но почти никто не узнал его, когда он проходил по площади.
Первым на сцену вышел наш земляк, Игорь Алексеев, который 15 лет назад уехал из Йошкар-Олы покорять Москву. Публика просто покатывалась со смеху, когда он читал свои четверостишия.
Светлана Бережная собрала полный аншлаг. Зрители без труда угадывали в пародистке Людмилу Гурченко, Алёну Апину, Анжелику Варум, Лолиту, Машу Распутину.
Алёна Клейменова покорила сердца женщин своим монологом «Девичник». Больше всего аплодисментов сорвал, конечно же, Анатолий Трушкин. Артист порадовал зрителей совершенно новыми репризами, которые никто из россиян раньше ещё не слышал. Козьмодемьянцы не остались в долгу. В конце выступления Трушкину вручили большую коробку. А когда артист её распаковал, оттуда показался... поросёнок. Анатолий Алексеевич растерянно держал «подарок» за задние лапы, а презент визжал на всю площадь.
– Не знаю, даже что теперь с ним делать, – сокрушался Трушкин, – ведь нам же ещё в Москву ехать...»

Кстати, упомянутая в тексте Светлана Бережная не кто иная, как Светлана Галка – звезда шоу «Большая разница», транслировавшегося по Первому каналу. А вот и ещё один отзыв. На этот раз – журнал «Стиляга»:

«…с нетерпением ожидали настоящих мастеров юмора во главе с писателем-сатириком Анатолием Трушкиным. Московские гости на ура исполняли монологи, иронические четверостишья, музыкальные пародии. Они искренне поздравляли всех васюкинцев с праздником, демократично фотографировались с публикой и раздавали автографы, причём обязательно обещали вернуться, милые, милые... Нарасхват летели книги выступающих, а им в ответ торжественно презентовали розового визжащего поросёнка в качестве благодарности от спонсоров – вот такой культурный обмен!
Приятным сюрпризом для всех стало появление в ряду столичных мэтров юмористики нашего земляка, Игоря Алексеева. И он – далеко не случайный гость на фестивале, так как имеет самое непосредственное отношение к пресловутому произведению Ильфа и Петрова, являясь членом Клуба «Двенадцать стульев» и лауреатом премии Литературной газеты «Золотой телёнок». Идея проведения подобного праздника в Козьмодемьянске и сама «Бендериада» привели в восторг нашего соотечественника. Игорь с гордостью сообщил, что этот фестиваль, будучи совсем ещё юным, ничуть не уступает даже петербургскому «Золотому Остапу», а душевность публики в Марий Эл прельщает московских гостей больше, чем золотые пляжи Сочи. «Стиляге» писатель признался, что все 15 лет столичной жизни грезил концертами на Родине. И в этом году перст судьбы, наконец, указал в сторону марийского края. С собой был привезён огромный творческий багаж с монологами, стихами, эпиграммами, балладами, но предела совершенству, как известно, нет. Возможно, когда-нибудь, переосмыслив все известные человечеству жанры, Игорь изобретёт свой собственный.
Кстати, в планы писателя входят не только концертные программы для йошкаролинцев. По его мнению, в столице нашей республики, как и в столице России, должно быть проложено метро, и Игорь сам готов на время поменять писательское перо на лопату. Чего не сделаешь ради Родины...»

Так что, скорее всего, следует доверять мнению независимой прессы.
Когда Валерий Бурт бесславно покинул пост главного администратора клуба «ДС» мне неожиданно на ум пришла одна строчка. И всё бы ничего, но пришла она мне во сне и звучала так: «А Бурту – труба!» Я не сразу догадался, что это ни что иное, как палиндром.


Рецензии