Доминик Энгр. Портрет Принцессы де Бройль

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет Принцессы Полины де Бройль. 1851–1853 гг. 121,3 см ; 90,9 см.Метрополитен-музей , Нью-Йорк.

     Полина де Галар де Брассак де Беарн  вышла замуж за Альбера де Бройля , будущего 28 - го премьер-министра Франции , в 1845 году. Полине было 28 лет на момент завершения работы над картиной. В семье родилось пятеро сыновей. Полина  была очень умна и широко известна своей красотой, но  отличалась  застенчивостью. 

         Многие считали ее поразительно красивой и обаятельной, но окружающие часто избегали зрительного контакта, чтобы не смущать ее. Альберт заказал картину после того, как был впечатлен портретом своей сестры, графини д'Оссонвиль, созданным Энгром в 1845 году  .
 
   Полина умерла в 1860 году в возрасте 35 лет от туберкулеза. После ее смерти Альбер опубликовал три тома ее эссе по истории религии.  Альбер (который в 1873 году стал 28 - м премьер-министром Франции ) прожил до 1901 года, но был убит горем и больше не женился.
     Он хранил ее портрет до конца своей жизни, задрапированный тканью и спрятанный за бархатным занавесом , предоставляя его только для избранных выставок.  После его смерти, картина находилась в семье до 1958 года ,позже был продана в музей Метрополитен через банкира и коллекционера Роберта Лемана.


   Эта картина считается одним из лучших портретов женщин позднего периода Энгра , наряду с портретами графини д'Оссонвиль , бароннессы де Ротшильд и мадам Муатессье ( эти портреты посмотрим позже).

    Существует сравнительно немного подготовительных эскизов к картине Полины де Бройль по сравнению с другими его портретами более позднего периода. Сохранившиеся эскизы датируются 1850–1853 гг. , выполнены графитом на бумаге или кальке. Они различаются по проработке и деталям, но показывают, что Энгр обдумывает возможную форму и позу натурщика.

   Полина де Бройль изображена в  три четверти, ее руки покоятся на спинке кресла. 
    Голова наклонена влево от зрителя, а черные волосы туго зачесаны назад и перевязаны синими атласными лентами.  Она изображена в семейном доме на улице Rue de l'Universit;, 90 в Париже,  в вечернем платье, что подразумевает, что она собралась на бал.
    
   Женщина одета в платье по парижской моде того времени. Она носит вышитую золотом вечернюю шаль и бледно-голубое платье с атласной юбкой- обручем с открытыми плечами, с короткими рукавами и отделкой из кружев и лент, что очень символично для вечерних платьев 1850-х годов. Ее волосы покрыты прозрачной оборкой, отделанной соответствующими синими ленточными узлами, и зачесаны назад с пробором по центру.

    Ее украшения включают ожерелье, серьги с кисточками и браслеты на каждом запястье. Ее кулон с крестиком символизирует ее благочестие .  Серьги сделаны из каскадов небольшого натурального жемчуга. На ее левом запястье браслет из перевязанного жемчуга; браслет справа сделан из эмалированных красных  и золотых звеньев с бриллиантами. Ожерелье держится на двойной цепочке с золотым кулоном , который выглядит как оригинальная римская булла.
 
       Энгр находил сеансы трудными и мучился с каждой деталью. Он написал своему другу и покровителю Шарлю Маркотту, что «убивает  глаза на фоне принцессы де Бройль , которую я рисую у нее дома, и это очень помогает мне продвинуться вперед»; но, увы, как эти портреты заставляют меня страдать, и это наверняка будет последний"
      Детали костюма выписаны с высочайшей точностью, четкостью и реалистичностью, которые историки искусства сравнивают с работами Яна ван Эйка.
 
  Картина помещена в очень красивую раму, которая была сделана, когда Метрополитен музей  приобрел работу, во французском стиле Людовика XIII, модном во времена Энгра .

 Один критик писал, что на картине Полина изображена как «утонченная, нежная, элегантная до кончиков пальцев  ... чудесное воплощение благородства».
       Портрет имел большой успех, ею восхищались и о ней писали..
 Семья хранила большую часть украшений и аксессуаров, изображенных на картине, хотя перья марабу были проданы Институту костюма музея Метрополитен.

     Но не обошлось и без критики. Прежде всего это касалось изображения лица, рук ,шеи и плеч. Но не стану уточнять эти детали, мы ведь не искусствоведы и  художники, поэтому воспринимаем портрет в комплексе.


Рецензии