Благотворительность в Дагестане

В Дагестане, в частности, в Сирхинском вольном обществе, где крестьяне были полными хозяевами своих земель, где они самостоятельно устанавливали подходящие для себя  порядки, имущие горцы (землевладельцы) нередко помогали нуждающимся людям, оказывали им материальную помощь или моральную поддержку. Благотворительная поддержка и милосердие в Сирхинском вольном обществе выражались в раздаче зерновых, мясо-молочных продуктов, овощей и т. д. во время праздников или народных бедствий или в будни, вспоминая покойных близких. Бывало, что при хорошем приплоде и просто так дарили нуждающимся жеребёнка, ягнёнка или козлёнка.
С распространением Ислама (в 7-8 веках) у них появилась обязанность: выплачивать закят – обязательный налог, который должен отдавать каждый состоятельный мусульманин со своего имущества или доходов и вручать его в пользу нуждающихся людей: сиротам, вдовам, нищим, старикам, больным и др.   
Помимо выплачивания закята в данном обществе получил развитие ритуал дарения в священный день. В селении Карбачимахи Дахадаевского района, откуда я родом, таким днём считался четверг, у других дагестанцев – пятница. В этот день горцы, поминая своих близких, дарили детям те блюда, которые готовили специально для раздачи в священный день. Соблюдая древний ритуал, в Дагестане и сегодня, как и раньше, вспоминая близких родственников, в день их кончины раздают подарки (в основном, продукты питания), дарят сиротам сувениры.
Хорошо развитой считалась у сирхинцев, как в многих дагестанцев, традиция молочного родства – вскармливания горянками неродных детей своим молоком. Молочными братьями или сестрами становились не только те дети, вскормленные молоком другой женщины, но и их младшие братья и сестры. Считалось, что молоко вскормившей женщины, пройдя через «кровь» потребившего, делает его как бы родным сыном или дочерью. Нередко молочное родство оказывалось прочнее кровного родства.
Хорошо развиты были у горских народов традиции братания. На поле брани или в экстремальных ситуациях неродные между собой горцы давали клятву: помогать друг другу, как родные братья. Такие клятвы обычно не нарушались. Точно также поступали и горянки.
Ветеранов тыловых работ, рывших в годы Великой Отечественной войны противотанковые окопы на рубеже Каякент-Махачкала, я называла тётями, то есть, Хажабаабазай, Джавайратабазай, Аминатабазай, добавляя к их именам слово «абазай», что означает «тётя». Оттого что горянки, работавшие на строительстве оборонительных укреплений, делили пополам и крошки хлеба, и пригоршни воды, и свою радость, и общую скорбь пополам, в июне 1942 года поклялись называться сёстрами. Моя мама и они свою клятву не нарушили. Моя мама иначе их не называла, кроме как своими сестрами, так что я с детских лет думала, что ветеранов тыловых работ – кровные сестры моей матери. Даже тогда, когда, повзрослев, узнала, что Хажаба, Джавайрат или Аминат – названные сестры мамы, уважения к ним нисколько не уменьшилось, так как они с искренней привязанностью относилась к нам, дочерям своей названной сестры. А таких сестёр у моей мамы было 13. Хотя единственную родную (кровную) сестру моя мама похоронила, когда ей исполнилось 19 лет, она относилась к названным сестрам, как к кровным сёстрам, делилась с ними, чем могла. Все они (ветеранов тыловых работ)  до самой своей смерти сохраняли дружественные отношения и оказывали друг другу всяческие почести.
Еще больше в Дагестане, в Сирхинском вольном обществе, была развита традиция куначества. Эта негласная традиция требовала создание комфортных условий для кунаков, то есть, для приезжих знакомых или пребывания гостей, впервые оказавшихся в том или ином доме. Хозяева предоставляли им лучшие комнаты, на стол ставили лучшие яства. И делалось это с большой любовью, считая за честь оказание им уважения. За оказанное гостеприимство никто никогда не платил, так как кунак кунаку оказывал такое же гостеприимство. А нарушение данной традиции расценивалось, как святотатство, что хуже преступления.
Нередко знакомство, начавшееся с куначества, превращалось в крепкую дружбу. Если кунаки по-настоящему сближались, то они становились настолько близкими, что в случае смерти родителей-кунаков, кунаки живые брали детей умерших друзей в свою семью и воспитывали их, как своих родных.
По традициям горцев Дагестана, в Сирхинском вольном обществе, куначество передавалось по наследству. Кунак, друживший с дедом или с отцом, считался самым близким человеком. Подобные тесные и дружеские отношения сохранялись священно и передавались от старших младшим. В аулах самой уважаемой семьей считалась та, у которой было больше кунаков. Поэтому каждый старался не нарушать сложившиеся традиции, почитать представителей соседних сёл или народностей.
Традиции куначества в Дагестане, именно, в Сирхинском вольном обществе, можно объяснить суровыми географическими и климатическими условиями, где люди не могли обойтись без взаимной поддержки и выручки. Кроме того, горцы, находясь в постоянной внешней угрозе, осознавали необходимость объединения и совместного отражения нашествий иноземных захватчиков.
Кроме того, нуждающимся в Дагестане, в особенности, в Сирхинском вольном обществе,  оказывалась и общественная помощь. Такая же помощь предоставлялась и семьям, потерявшим кормильцев, людям, у которых от стихийных бедствий пострадал дом или произошёл падеж крупного или мелкого рогатого скота. Под особой опекой у общества находились сироты, вдовы, нищие, болезненные люди. 
Со сменой эпох менялись и традиции народов Дагестана. Наряду с привычной благотворительностью в Стране гор появлялись и обычаи бесплатного оказания моральной или материальной помощи.
Как и по всей стране, в 1940-1950-х годах в Сирхинском вольном обществе стало распространяться тимуровское движение. Это произошло сразу же после того, как Аркадий Гайдар опубликовал свою книгу «Тимур и его команда».
Тимуровцы-подростки оказывали помощь детским домам, школам, внешкольным учреждениям. Оказывали они помощь инвалидам, пенсионерам. Тимуровцы заготавливали для них топливо, убирали дома, получали для них по карточкам продовольствие. Кроме того, они собирали лекарственные растения, металлолом, трудились на полях, шефствовали над младшими. Они ухаживали за могилами красноармейцев.
Желание помочь нуждающимся было в Сирхинском вольном обществе абсолютно нормальной реакцией на то или иное событие. Благодаря такому отношению к окружающему миру, сирхинцы всю жизнь оставались участливыми людьми. Они не забывали, как на фронтах Великой Отечественной войны солдаты всех национальностей нашей страны делились друг с другом последними кусками хлеба, последними патронами, из последних сил грудью защищали друг друга от врага. Среди них было немало дагестанцев, которые так и не вернулись с фронтов.
А матери-сирхинки, как и по всей стране, вместе со своими детьми с любовью растили и приемных малолеток, горевали одной скорбью о погибших, со щемящей надеждой ждали вестей от «Без вести пропавших», вместе приближали победу, как одна единая семья. 
Сейчас людей, которые помогают нуждающимися, называют волонтерами. Помогая людям, поддерживая их в трудную минуту, мы укрепляем традиции благотворительности в Дагестане, как средства формирования гуманного отношения к окружающим людям. Ведь добрый человек живет не только для себя. Он живет интересами других людей. А доброта – самое ценное качество человека, ибо счастливым по-настоящему становится только тот, кто стремится сделать счастливыми других.
Поэтому и сегодня нам нужна благотворительность в Дагестане, необходимо улучшение межличностных отношений в семье, детском саду, школе, колледже, вузе, в обществе через благотворительность, необходимо возрождение нравственного начала в человеке и морально-этических норм, если нам дорога судьба нашего подрастающего поколения.


Рецензии