Забытый А. С. Балагин и его возвращение
7 июня 1915 г. «Туркестанские ведомости» напечатали информацию о том, что молодому ташкентскому литератору А.С.Балагину (настоящая фамилия Гершанович Александр Самойлович) удалось пристроить свою инсценировку повести А.И.Куприна «Олеся» в ряд российских театров. А.И.Куприн благоприятно отозвался об инсценировке повести. Ташкентская антреприза З. А.Малиновской также запланировала постановку балагинской интерпретации купринской «Олеси». Между прочим, ташкентскому литератору А.С.Балагину тогда был всего 21 год, он родился 14.09.1894 г. в Ташкенте. В 1912 г. он издал в Ташкенте авторский сборник стихов и рассказов под псевдонимом Германович А.С. После чего, избрав себе более звучный псевдоним Балагин, по-видимому, отправился покорять столицу. Кто же такой А.С.Балагин? К сожалению, о нем мало что известно по расхожей причине эпохи: он был репрессирован в 1937 г.
Библиографический справочник ташкентского доцента С.И.Зинина «С.А.Есенин и его окружение» сообщает:
«Балагин (Гершанович (в некоторых источниках — Гершенович)) Александр Самойлович (1894 – 1937), поэт, драматург. Встречался с С.Есениным с 1917 года. На книге «Радуница» (1916) поэт написал: «Дорогому Александру Самойловичу Балагину в знак приятных встреч под ржавым туманом Петрограда. 1917. Х 4. Помяну тебя в дождик Я, Есенин Сергей». В альбом А.Балагина С.Есенин вписал в октябре 1917 года стихотворение «Песня, луг, река, затоны…» («Колокольчик среброзвонный…»). В книге А.Балагина «Капризное сердце» (2-е изд. Тифлис, 1920) стихотворение «Разлука» («Сокол мой уплыл на струге…»), посвященное А.Ширяевцу, имеет сопроводительное замечание, что оно
«положено на музыку поэтом Сергеем Есениным», хотя более точных сведений об этом не обнаружено. При встрече в 1921 году на подаренной А .Балагину «Радунице» (1921) С.Есенин оставил автограф: «Никогда не забывай! Сергей Есенин. Москва. 1921. Х1» Вместе с С.Есениным А. Балагин принимал участие в организации похорон Александра Ширяевца.13 июня 1924 года подписал акт оставленных вещей покойного А.Ширяевца.
1. С.А.Есенин. ПСС. УП(3), с.564 (указатель). 2. Летопись-2, с.60, 62, 323 3. Летопись-3 (1), с.113, 224.»
После революции А.С.Балагин работал как сценарист и режиссер в Москве, Ленинграде и Грузии. Известны четыре немых фильма 1925-1928-х гг., к которым он написал сценарии: «Минарет смерти», «Узел», «Третья жена муллы», «Пять минут». В фильме «Пять минут» он выступил как режиссер.
«Минарет смерти» был снят в 1925 г. на Бухкино (Бухарская киностудия) и Севзапкино. Второе название «Пленница гарема». Сценарий к фильму написали А.С.Балагин и режиссер В.К.Висковский.
На фильм была написана довольно едкая рецензия: «Дочь хивинского хана Джемаль и ее молочная сестра Селеха отправляются из Бухары в Хиву. По дороге на караван нападают разбойники. Атаман шайки Кур-баши поражен красотой Джемаль, но девушка отвергает любовь разбойника. Его наложница Гюль-Сарык, ревнуя к новой сопернице, содействует побегу девушек. Бухарский джигит Садык, встретив в степи обессиленных и беспомощных девушек, помогает им добраться до отчего дома. Но вскоре девушки становятся заложницами бухарского эмира и его сына, совершивших набег на Хиву. В честь победы эмира устраиваются состязания всадников «кокбуры» (козлодранье) — и эмир дарит красавицу Джемаль победителю Садыку. Однако сын эмира увозит девушку в свой гарем. Фильм кончается счастливой встречей Джемаль и ее возлюбленного. Экзотический псевдовосточный кинороман, в котором вся творческая фантазия режиссера сосредотачивается на постановке сцены купанья в гареме.»
Плакат к фильму «Узел».
Фильм «Узел» был снят в 1927 г. на студии Совкино в Ленинграде по сценарию А.С.Балагина. В основу сценария легла пьеса «Моль», написанная А.Балагиным и С.Разумовским, о борьбе с нэповскими теневиками. Сохранились только первая и третья части фильма. Пьеса «Моль» А.Балагина и С.Разумовская издавалась в Москве в 1927 г., но найти книгу трудно. Как заговор: фильм сохранился только частично, а книга после ареста автора изъята и уничтожена.
Фильм «Пять минут» был снят на Госкинпроме Грузии в 1928 г. Сценарий и режиссура А.С.Балагина и Г.М.Зелонджева-Шипова. Фильм имел и другое название: «Пять минут, которые потрясли мир».Парафраз названия книги Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Аннотация фильма гласила:
«27 января 1924 года в четыре часа дня советский народ и трудящиеся других стран пятиминутным молчанием прощались со своим вождем. Остановились заводы и фабрики, прекратили движение поезда, пароходы и автомобили. В это время американский концессионер, спеша на выгодную сделку, приказывает шоферу-китайцу, остановившему машину, продолжить путь… В фильм включены хроникальные кадры похорон В.И.Ленина. Интересно то, что 22.01.29 одновременно с выпуском этого фильма была выпущена одночастевая киноновелла «Ровно в четыре» («Пять минут»), поставленная выпускником ГТК — Б.Кантером. Сюжеты картин отличало лишь то, что в первой «спешащий на сделку» — американец, а во второй — англичанин.»
Плакат к фильму «Третья жена муллы».
В 1928 г. на студии Совкино в Ленинграде был снят фильм «Третья жена муллы» по сценарию А.С.Балагина. Из аннотации к фильму: «Призыв к раскрепощению женщин Востока. Действие происходит в первые годы советской власти. Правоверный магометанин мулла Ганиев, после смерти жены решает жениться на сестре умершей. Юная красавица Айша, полюбившая студента-комсомольца Шакира, должна стать третьей женой старого муллы. В первую же брачную ночь Айша убегает из дома Ганиева, но по дороге уставшей и измученной девушкой насильно овладевает богатый лабазник Абдулла, через некоторое время она становится матерью. Айша пишет письмо Шакиру и обращается за помощью в женотдел. Получив место учительницы в начальной школе, она устраивает ребенка в детские ясли. Абдулла и Ганиев, каждый по своему, добиваются ее увольнения. Шакир, окончивший Саратовский университет, возвращается на родину, женится на любимой и усыновляет ее ребенка.» В русле антибалагинского заговора фильм не сохранился.
В «Энциклопедии кино» А.С.Балагин назван уже грузинским сценаристом и режиссером: БАЛАГИН Александр Самойлович (14.09.1895 — ?), грузинский сценарист, режиссер.
В 1915—1917 — сценарист на разных кинофабриках, в 1917—1926 — сценарист, актер, режиссер АО«Фильма» (Кавказ), в 1928 — режиссер Госкинпрома Грузии. Автор ряда статей и книг по вопросам кино.
Такое впечатление, что описывали однофамильца: А.С.Балагин стал на год моложе, потерялась его связь с Ташкентом, дружба с поэтами и трагический год смерти.
А.С.Балагин состоял в переписке с М.И.Цветаевой: Медон, 25-го сентября 1927
Здравствуй, дорогой Ал<ександр> Самойлович.
Пишу Вам на скарлатинном одре, со свежевыбритой головой, – остальные подробности болезни узнаете от Аси, хочу говорить о Вас: никогда не забуду тихого стука в дверь, – так стучат поколения воспитанности! – высокую фигуру в дверях, и особенно одной елочки, данной Вам где-то за что-то и поделенной Вами поровну: пол-елочки себе, пол – мне. Куда до этой елочки святому Мартину с его плащом!1
Помню и Туркестан2 и Тунчи3, ее детские рисунки – не то планетную систему, не то небо в ангелах, и сваху, непременно хотевшую Вас женить на невесте, которая Вам не нравилась, и Ваши стихи и наши беседы.
Но обещания своего Вы не исполнили: не приехали! Ведь на том прощались? Зато совершенно неожиданно для меня со мной породнились: Мария Ивановна4 мне конечно сестра, очень ее люблю, поцелуйте ее за меня. Лея везет карточку Мура, в жизни он много лучше: добрее, здесь он очень напуган фотографом. Об Але не говорю: очень красивая девочка (с меня ростом и дважды с меня весом), а на карточке – один нос да и то не ее. Аля Вас помнит и к концу припишет. О себе скажу, что живется мне в общем хорошо, хотя не легко – времени на стихи все меньше и меньше. Кончаю. Сердечно обнимаю Вас и М<арию> И<вановну>, будьте оба здоровы и молоды и не забывайте искренне любящую Вас
МЦ.
Балагин (псевдоним, настоящая фамилия Гершанович) Александр Самойлович (1894 – 1937) – поэт, драматург. Второй муж М. И. Кузнецовой (см. письмо к ней в т. 6).
Впервые – НП. С. 379 – 380. Печатается по тексту первой публикации.
1 Ср. с описанием в очерке «Герой труда» (глава «Вечер поэтесс») «…жеста Св. Мартина, царственно с высоты коня роняющего нищему половину (о ирония!) плаща. (Самый бездарный, самый мизерный, самый позорный из всех жестов даяния!) (См. т. 4.)
2 Цветаева имеет в виду, по-видимому, рассказы А. С. Балагина о своей родине. Он родился и вырос в Ташкенте.
3 Тунчи – Татьяна Викторовна Соловьева, первая жена А. С. Балагина. Художница. Умерла в 1921 г.
4 М. И. Кузнецова.
В 30-е годы А.С.Балагин проживал в Москве, в 1937 г. его арестовали, после чего обычно наступала неизвестность.
Возвращение А.С.Балагина
Когда я писал статью о ташкентском литераторе А.С.Балагине (1894-1937) «Забытый А.С.Балагин», даже не подозревал, что рассказ о его непродолжительной жизни с грустным финалом получит такое быстрое продолжение. Была некая историческая несправедливость по поводу памяти об этом человеке. А.С.Балагин был одним из первых советских киносценаристов, дружил с С.Есениным, М.Цветаевой, а информация о его жизни и литературных трудах очень скудная. Был расстрелян в годы массовых репрессий, тогда это означало, что одновременно с человеком должны исчезнуть из истории плоды его материальной и интеллектуальной деятельности. Изымались из библиотек и уничтожались книги, статьи, фотографии, а в случае с А.С.Балагиным даже кинофильмы пропали, зачастую родственники отрекались. Но историю невозможно подчинить воле политического вождя или какой-нибудь партии. Рано или поздно в словаре появляются слова «реабилитация, незаконно репрессирован»… Разыскиваются фотографии, публикуются книги, история избавляется от навязанных однобоких трактовок.
И вот вскоре мне написали журналист В.Фетисов и двоюродная внучка самого А.С.Балагина Н.Гершенович. Оказалось, что литератор Александр Самойлович Балагин (Гершенович) — это младший брат известного ташкентского врача, педиатра, профессора, одного из основателей ТашМИ, заслуженного деятеля науки УзССР, члена-корреспондента Берлинского и Парижского обществ педиатров Рафаила Самойловича Гершеновича (1889-1960).
Теперь как пазлы складываются в рисунке генеалогического древа: литератор А.С.Балагин (А.С.Гершенович) и профессор Р.С.Гершенович родились в Ташкенте в семье фельдшера Самуила Гершеновича, который был кантонистом, а затем первым фельдшером в Самарканде в конце ХIX-го века и имел государственные награды за свои труды. Позднее он переехал из Самарканда в Ташкент, где и родились его дети. Очевидно, что фельдшер Самуил Гершенович понимал значение образования, оба его сына достигли заметных успехов в своих сферах деятельности благодаря базе, заложенной в семье. К примеру, литературные таланты Александра очень рано заметили в Ташкенте, и в дальнейшем он довольно легко вошел в столичные литературные круги.
А старший брат, Р.С.Гершенович, даже учился в Париже в Сорбонне на медицинском факультете. Как и младший брат, профессор Р.С.Гершенович не был лишен лингвистических способностей и владел русским, английским, немецким, французским, итальянским, испанским, идишем, а также разговаривал с пациентами на узбекском, таджикском и корейском языках, умел читать и по-арабски, так как узбекский язык до 1929-го года писался на арабской графике. А по свидетельству его внучки, Н.Гершенович, в солидном возрасте проявлял интерес к изучению китайского языка.
Женой А.С.Балагина в московский период его жизни стала актриса Камерного театра М.И.Кузнецова-Гринева (1895-1966), близкая к литературной сфере и цветаевскому окружению. Она оставила воспоминания о встречах с М.И.Цветаевой. В первом браке актриса М.И.Кузнецова-Гринева была замужем за Б.Трухачевым (1893-1919), который скончался в Крыму от тифа. Он же, в свою очередь, был женат первым браком на Анастасие Цветаевой (1894-1993), младшей сестре поэтессы М.И.Цветаевой. Несмотря на сложные переплетения судеб, М.И.Кузнецова-Гринева и А.И.Цветаева сохраняли дружеские отношения долгие годы. А.С.Балагин также подружился с сестрами Цветаевыми. В материалах для библиографического словаря Ю.А.Горбунова «Писательницы России» упоминаются несколько книг актрисы М.И.Кузнецовой-Гриневой, что интересно опубликованных под псевдонимом Балагина: Авт кн.: «Гринька и Гранька» (Повесть) (М., 1923) – Кузнецова Мария; «Девкин грех». Рассказ. (1929); «Ум хорошо, а два лучше», Ком. М., 1928; «Переполох», Ком. М,. 1929; «К новым берегам» Пьеса. М., 1930; «Город, слушай!». Пьеса в 9 эпиз. М., 1931; «Перегородка», пьеса. М. — Л., 1931. Масаноов; РНБ; Св. каталог. 21085. Однако следов этих книг мне найти не удалось.
В своих мемуарах о встречах с М.И.Цветаевой актриса М.И.Кузнецова-Гринева, к сожалению, ничего не пишет о своем бывшем пропавшем муже А.С.Балагине: «1939 год. Лето. Единственная моя дочь в 13 лет заболела неизлечимым недугом. Я была предельно несчастна и одинока.» Можно ли по этим строкам догадаться, что в 1937 г. А.С.Балагин сгинул, а его единственная дочь заболела?
Вот и все. В Ташкенте ли, или позднее в Москве, А.С.Балагин связал свою свою судьбу с партией левых эсеров, за что, как думается, и пострадал в годы репрессий.
Старшему брату на память остались только стихи младшего на обороте присланной фотографии, где старший брат Рафаил упоминает под семейным именем Фоля:
На обороте мой портрет.
Взгляните Фоля и Дебора!
Ну, как? Худой я или нет?
Худой!- вы скажете без спора.
Меня измучил Петроград:
Я знал метель, морозы, вьюгу.
Теперь я весел, счастлив, рад
И возвращаюсь снова к Югу.
Я четверть года проживу
Под ярким солнцем Туркестана,
А там, обратно поплыву
В страну метелей и тумана.
Ваш Ал.Балагин
Петроград 2 мая 915г.
Внучка профессора Р.С.Гершеновича и, соответственно, внучатая племянница, литератора А.С.Балагина (Гершеновича) Н.Гершенович описывает свои детские впечатлеия от знакомства с запретнымми книгами родственника так:
«Отчего же всегда заперто на ключ? Спросить не решилась почему-то. Но однажды улучила момент, когда секретер был открыт, а бабушка отвлеклась на что-то и вышла из кабинета. Немедленно влезла в самую глубокую часть секретера и обнаружила три книги, пожелтевшие, отпечатанные на копеечной бумаге. Оформление непривычное — на розоватую картонку наклены пожелтевшие листки с названием, все в амурчиках и цветочках. Названия совсем недавно выветрились из головы. Что-то вроде «Огней сердца» и ещё парочка подобных.
Автор везде один и тот же. Имя совершенно незнакомое — Александр Балагин. Но на одной из книг рядом с фамилией Балагин стоит и дедова — Гершенович. Я столбенею, и в этот момент в комнату входит бабушка.
— Нашла всё-таки?- спрашивает она. Я обречённо киваю. Думаю, что ждёт меня очередная выволочка. Могла и подзатыльник получить, несмотря на подростковый возраст, — бабушка была крута на расправу.
Но на этот раз она не ругает меня, тяжело опускается на стоящий рядом стул.
— Ладно, читай. Только у себя в комнате. Никому не говори и не показывай. Это брат твоего деда, его красные расстреляли.
— А он белый был? — спрашиваю я в ужасе.
— Левый эсер. Но молчи. Сейчас времена хорошие ( ещё не закончилась хрущёвская «оттепель»), а что будет после Никитки, никто не знает. ( Бабушка обожала Хрущёва и изучала все его речи с карандашом в руках, чтобы вечером зачитать семейству самые интересные моменты и реплики.) Прочитаешь, положи на место, — вот тебе ключ, — ты уже большая и с мозгами. Но не жди ничего особенного — книжки он писал так себе…
Книжки были тоненькие, одолела их за пару часов. Сборник многозначительных стихов с потугами на экзистенциальность, несколько рассказиков про любовь и странная пьеска, в основе которой был то ли инцест, то ли совращение, — не помню уже.
«Большой» и «взрослой» я пробыла ровно до следующего утра, когда в школе рассказала своей задушевной подруге о том, что обнаружила.»
Точка в этой истории еще не поставлена. Но имя ташкентца А.С.Балагина постепенно выплывает из небытия.
Свидетельство о публикации №221080901366