Глава XXI Пенка

- Знаю я эту парочку. Скоро спрячутся на зиму в берлоги и будет поспокойнее, А к концу зимы родит медведица, - пояснил Яков Михайлович им, когда рассказали об этой встрече.
- Кто ж из них медведица –то была? – заинтересовалась Наташа.
- А, та, что побежала. Сложный характер у них, у медведиц, особенно перед зимовкой. Осенью здесь частые гости.
Яков Михайлович несмотря на свою немногословность и стремление к одиночеству, словно рак отшельник, высовываясь из раковины, выставлял на подобие клешни голову, будто выискивая пропавшее на зиму арктическое солнце, стремясь погреться на нём. Но, на самом деле желая изредка поделиться с окружающими своими мыслями.
И, вот сегодня, когда Клим, провожая Наташу на склад за продуктами, выполняя её просьбу, решил показать ей прежде отремонтированный им дизель-генератор, с улыбкой встретивший на пороге Яков Михайлович оказался на удивление разговорчив.
- Смотрю, нравится вам в Арктике. Не унываете от серости полярной ночи, - вытащил из пачки сигарету, отломав от неё фильтр, сминая его пальцами прежде чем бросить в ведро, продолжил разговор.
- Тихо тут. В голове просветление.
- Это от того милая, что нет суеты, которую приносят посторонние. Нет вражды.
- Здесь хочется приносить пользу людям. Ощущаешь себя человеком.
- Человеком!? – краешками губ зажал рваный край, придерживая сухим языком высыпающийся табак.
- Да, - удивилась Наташа.
- Нынешний строй пришёл через убийство человечности. Видимо она ему мешает делать из людей рабов, - опустил голову, рассматривая что-то на полу, среди разбросанных гаек и шайбочек от какого-то разобранного механизма.
- Рабов делали из людей и при Сталине.
- Да. Но, тогда ещё не могли додуматься, что можно отнять не только Бога, но и душу, - снизу-вверх, как-то беззащитно посмотрел на Наташу Яков Михайлович. Улыбка незаметно ушла с его лица. Встал. Отошёл от генератора.
Закурил. Вспомнил прошлое, научно-исследовательский институт, свою тему, недоделанную докторскую.
Выпустил дым. Продолжил:
- Раньше я был очень нужен своим сотрудникам. Ощущал; видят во мне силу, здравый смысл, желание оставаться в профессии. Был для них неким буфером, оберегающим от тупости всё стремительнее деградирующего, часто меняющегося руководства. Глупость, пришедшая сверху множилась. Стал терять способность защищать коллектив. Потом, начали выживать, увольнять думающих. Многие сами не выдерживали. И, понял; даже если кому-то и был нужен, то те уже ничего не могут поделать, смирившись, видя; хоть и хороший человек, и энергия моя бескрайня, но даже она не в состоянии справится с тем ужасом, творившимся надо мной. Перестал быть необходим не потому, что отвернулись от меня, хоть и оставались со мной, видели -  бесполезен. …
Затянулся опять. Долго не выпускал дым;
- … Очень плохо, когда человек становится не востребован. Ведь создан, чтоб приносить пользу. От этого все депрессии.
Ситуация сейчас, впрочем, что и прежде при Сталине, одна и та же. Тогда уничтожили всех понимающих думающих в лагерях. Сегодня уволили, сократили, избавились впрочем, несколько более щадяшими методами, не убивая, а просто обрекая на голодную смерть из-за не востребованности чудом выращенных во времена брежневского отстоя думающих, умеющих логически мыслить специалистов, - закончил, глядя уже куда-то в сторону металлического стола, где были прикручены тиски и разбросаны инструменты.
Ещё после перестройки начал понимать; с этого момента всё, что бы только не делалось в России производится лишь для одной цели – имитации. Видимость космической промышленности, роста экономики, развития медицины, вооружённых сил, атомной промышленности, роскосмоса. И всё только лишь ради того, чтоб никто не догадался – на самом деле страна давно уже не принадлежит населению, по-прежнему верящему в обратное, вспоминающему подвиги предков как наяву, будучи убеждённому, были не вчера, а происходят день ото дня, имея тенденцию к росту.

Шли обратно.
- Вот и я стала никому не нужна.
- Ты нужна мне.
- Нет, Клим, я не об этом.
- Ты о своей профессии, я понял, - задумался. Видел, столкнулся с тем же о чём говорил Яков Михайлович и сам на бывшей работе. Посмотрел на Наташу. Улыбнулся:
- Ты нужна мне.
- А ты получал удовольствие от нужности и незаменимости? Думаю, был лучшим из всех, кто с тобой работал. Но, наступили времена, когда незаменимых людей больше не требуется, а все твои сослуживцы из прошлой жизни не хотят в это поверить. Но им придётся. Всё шло к этому.
- Они видели, но, надеялись.
- Когда наступят такие времена, что ничего не сможешь сделать для людей -  всё и решиться.
- Мы наверно именно те, что должны пройти всё исчерпав сполна и до дна. Не поверхностно, как многие, снимающие лишь пенку. Не любил её в детстве. От неё меня тошнило.
- И я. Хотя, у бабушки почему-то ела, - улыбнулась Наташа. Ненадолго замолчала. Затем решившись вдруг спросила; - Клим ты кажешься мне всё время таким, будто пережитое тяготит тебя. Скажи мне, грустишь о жене?
- Я!? У меня есть ты. И выбор сделан.
- Да, но у тебя есть Лиза. Твоя дочь.
- Пока я не нужен ей.
- Ещё как нужен! Просто в тебе сидит обида за прошлое. Я понимаю, должно пройти время и всё встанет на свои места.
- Обида, - зачем-то повторил за Наташей.
- Обида на женщину, с которой не был счастлив.
- Я многого не говорил тебе. Да и к чему это? Но сегодня хочу спросить. … Женщины возомнившие в отношениях с мужем себя непогрешимыми в итоге становятся предателями самих же себя?
- Каким образом? – не понимала его. Показалось сейчас наконец-таки уяснит для себя причину иногда кажущегося ей грустным Клима.
- Хорошо, что ты не знаешь ответа. Он очень прост. Есть тип женщин, что изгоняют мужа если он не в состоянии обеспечить их амбиции. Оставшись одни влияют на становление детей делая таковое односторонним, навязанным. Так и не найдя нового мужа меняют свое мнение, привитое детям видение мира, превращаясь в лицемерных людей. Потому что с первого дня уверовав в свою правильность самовольно взвалив на себя ответственность за воспитание детей, поставив мужчину ниже запрограммированы на одиночество, которое в итоге всегда приводит к приобретению самого себя.
- Может дело в том, что в людях совершенно нет памяти? Забывают, что было раньше. Поступки дела образ мысли.
- Возможно и так. Только я вижу причину в самовлюблённости видении себя безгрешными и потому не способными помнить прежние ошибки.
- Мы рождаемся на свет некими коробками и не в состоянии заполниться вкладываемым в нас родителями. Но когда взрослея, начиная жить самостоятельно остаёмся одни выкидываем из себя всё ненужное, взятое от мамы, папы, дедушки и бабушки, превращаемся в себя такового каким созданы Богом. И тогда абсолютно голы.
Если это происходит стремительно только диву даёшься тому с кем раньше жил, - на основании своего опыта пыталась понять Клима Наташа.
- Вот! Но скажи мне нужно ли вообще уделять внимание детям, следить за ними, вести по жизни если в итоге, как правило оказывается в пустую. Вырастая скидывают с себя навязанное?
- Думаю если человек чего-то захочет сам добьётся легко. Если же взял по Божией воле от родителей плохое то и Господь ничего не сможет сделать. Ведь не пойдёт против своей же воли? – её ревность к бывшей жене Клима отступила. Не та была причиной грусти её супруга. Не мог простить себе то, что оказался вне воспитания своей дочери.
- Данное при рождении ни ущемить и не добрать. Человек сам будет на протяжении жизни искать возможности, пути развить потенциал заложенный в нём с рождения. И если его не было с лёгкостью сбросит всё впихнутое в себя важное глубокое, ценное.
Лиза будто не моя дочь. В тот день, когда уезжал из Питера, видел, не нужен ей. И не было бы это так страшно если не понял тогда - полное продолжение своей матери.
- Она любит тебя Клим. Просто должно пройти, какое-то время.
- Ну да, ну да. Пока не выкинет из себя всё ненужное. Превратившись, ну скажем в своего дедушку по маминой линии. Только вот, что мне от этого теперь? Находясь рядом с ней, так же буду далёк.
Только сейчас из разговора с тобой понял, грущу не из-за разлуки физической, а скорее духовной.


Рецензии