Эмирство Ахмад-бека Илчава-Бахадура
Илчав Ахмад-бек сын уцмия Султан Мухаммад-хана (скончался в конце XIV в.) после смерти отца вступил в тяжбу со своим старшим братом Бек-Киши-ханом (Али-бек-хан) по вопросу о наследовании власти уцмия, но вынужден был уступить законным требованиям своего старшего брата, покинул Кайтаг (Кайтагское уцмийство — феодальное государство кайтагцев и южных кумыков в V–XIX веках, которое занимало территории современных Кайтагского, Дахадаевского районов и часть Сергокалинского, Дербентского и Каякентского районов Дагестана), нашёл, убежище в Ширване и поддержку ширван-шаха Гершаспа, Ибрахим I Дербенди (1382–1417) и Тимура (1336–1405), который отдал ему, возможно, на правах союргала (от монг. «пожалование» — форма феодального землевладения в странах Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии в Средние века, в частности в Сефевидском государстве и особенно в государстве Тимуридов), ряд населенных пунктов в Северном Ширване и Южном Дагестане. Потомки его, будучи наследственными владетелями, создали династию южнодагестанской фамильной ветви кайтагских правителей — уцмиев. Илчав Ахмад-бек, как член уцмийского дома, был богатым и влиятельным феодалом, имел «имущества, владения, земли», «прислугу и невольников».
Сведения об Ахмад-беке по прозвищу «Илчав» и «Ахмад-Бахадур» (прозванного так Тимуром — «Бахадур», то есть «Богатырь», за отличившиеся деяния в войне на его стороне), присутствует в исторической хронике «Махмуда из Хиналуга». В свою очередь, Махмуд из Хиналуга не дает названия своего сочинения, ограничившись лишь общей характеристикой основной темы рассказа:
«Это — заслуживающий доверия (рассказ), аргумент и доказательство на будущее, который содержит объяснение о (причинах) возникновения конфликта между Илчав Ахмад-беком и Али-бек Кяши-ханом, сыном Султан Мухаммад-хана, уцмия (усуми) вилайата Кайтак и о выходе Илчав Ахмада не по своей воле из крепости Курайш и (области) Кайтак — в область (иклим) Ширван. Илчав Ахмад-хан — сын Улубек-хана усуми из рода в род наследственно вплоть до сегодняшнего дня управляют вилайатом Кайтаг в Дагестане. По отцу они происходят от Аббаса, по матери — от Хамзы!».
Известно, что конфликт между «эмиром эмиров» («эмир ал-умара») Бек-киши-ханом и «опорой великих эмиров» Илчав Ахмад-Бахадуром начался в день, когда скончался их отец Султан Мухаммад-усуми. С одной стороны, собралась большая группа людей, чтобы поддержать Илчав Ахмад-Бахадура в вопросе о взятии управления в свои руки. Другие роды (кабаил) поддержали Бек-киши-хана. Между ними возник спор по вопросу об управлении, произошло несколько столкновений (китал). Войска Илчав Ахмад-бека одержали победу над войсками Бек-киши-хана. Упомянутый Бек-киши-хан отправился в поисках поддержки к шамхалу, дяде со стороны матери, учитывая родственные с ним отношения со стороны своей матери, прося у него войска, чтобы утвердиться во власти надежно (фил-хал ва-л-мал). Вместе с ним (Бек-киши-ханом) пришла большая группа людей из людей (кабаил) шамхала.
«Эмир Илчав-Бахадур нашёл, что сопротивление — дело тщетное, и вышел этот эмир, выводя вместе с собой своих слуг (хадама) и рабов (абаид), из крепости Курайш (в) Кайтаге, и явился к славному дяде по матери (хал) Султану Гершаспу (Керша-сиб), вали Ширвана».
Султан Гершасп (Ибрахим I Дербенди) возгордился тем, что предоставил убежище Бахадур-хану, оказал ему почёт (и уважение). Султан Гершасп отдал ему на содержание махал Акдаш (Агдашский магал) вилайата Ширван, исключая только селение Вардан, Йакублу и Сукутлу, которые и раньше до выхода из Кайтага были в его распоряжении (тасарруф). Эмир Илчав решил поселиться в селении (карйа) Салар-арди, в одном из селений своего владения (амал). Он купил еще раньше земли этого селения от его владельцев, имена которых можно перечислить в таком порядке: имя первого владельца (сахиб) — Таджахмад, второго — Нурали, третьего — Салих, (а также) Наркули, Мухаммад-Хусейн и другие жители указанного селения. Все это он купил «законным путём (би-байс сахих), чтобы заселиться там с охотой, благоустроил его, обосновался в нём».
Хроника «Махмуда из Хиналуга» дополняется четвертой частью, представляющей собой генеалогию кайтагских правителей, потомков Бек-киши-хана (он же Уллубий-бек), оставшегося в Кайтаге, в то время как его брат Ахмад-бек-Бахадур вынужден был бежать в Ширван, где стал родоначальником правителей в Северном Ширване и в Южном Дагестане. Пятая часть доведена до середины ХIХ в., когда царская администрация отменила власть местных феодальных правителей, заменив его военно-народным управлением.
В то время, когда султан Тимур Гурген занял Ирак и Адербейджан, оттуда он направил свое знамя по направлению к Дагестану, и когда он остановился в пределах Карабаха и Гянджи, султан Гершасп взял с собою Ахмад-бека и привел к эмиру Тимуру. Эмир Тимур, обрадованный и развеселившийся выражениями его сочувствия к себе, снова подарил и отдал ему владение области (айалат мамалик) Ширвана. Ахмад-бек в то время был юношей красивой наружности, изящный на вид и высокого роста. Когда эмир Тимур увидел его в таком мужественном виде, спросил у эмира Гершаспа о том, кто этот юноша. Султан Гершасп ответил ему, что этот юноша есть сын высокородного кайтагского уцмия Султан Мухаммад-хана по имени Илчав Ахмад-бек, что он поссорился и враждовал из-за власти со своим братом Бек-киши-ханом, бросил свои имущества, владения, селения, земли (амвал, амлак, акап, ард), убежал из столицы Кайтака Калат Курайш. Когда он так сказал, эмир Тимур, обратившись к Ахмад-беку, сказал:
«Ты потерпи. Если будет угодно богу, когда вернусь из Константинопольского похода, подумаю о тебе».
И Ахмад-бек, будучи человеком разумным и находчивым, изложил так свой ответ:
«Коварство — дело сатаны! Я не желаю употребить обман и коварство против своего брата, я потерплю. Терпение — ключ к отраде, до того момента, когда Аллах рассудит нас по справедливости, ибо Аллах — лучший из судей».
Эмир Тимур одобрил и прохватил Ахмад-бека за эти изречения, снял с него прозвище «Илчав» и назвал его «Ахмад-Бахадуром». Это событие случилось в 782 году хиджры, что соответствует 1380–81 г. х. л. В действительности это событие имело место в 1402 г. а Тимур оттуда от правился в страну Константинополя и султан Гершасп также вернулся в свою столицу Ширван. В те времена жителям Ширвана большое разорение производили разбоями и грабежами «дурные люди, расположенные в горах Дагестана». Поэтому султан Гершасп, задумав обезопасить Шемаху от стеснительных дел и от населения горного Дагестана, посоветовавшись с Ахмад-Бахадуром с целью получить его согласие, сказал:
«Моим желанием является избавление нуждающихся ширванской области по возможности от притеснения, как и твоих умных предков и потомков, живущих на путях в дагестанские горы, где имеются дурные люди».
Ахмад-Бахадур в своем ответе сказал: «Пока мои брат Бек-киши-хан на это не согласится, мне невозможно принять на себя это приказание». Это мнение Ахмад-бек-Бахадура понравилось Гершаспу, он подхватил его за то и написал Бек-киши-хану благожелательные письма, указал в них всё необходимое, изложив события с самого начала, до конца. Когда это послание дошло до Бек-киши-хана, он, очень обрадованный, написал в ответ:
«Я принял все, что было написано в вашем уважаемом письме, но ставлю для принятия, изложенного следующие несколько условий: первое условие — послать ко мне сына моего брата Ахмад-бека, так как желаю его видеть, и желаю, чтобы он некоторое время оставался около меня, чтобы мы могли утолить скуку разлуки зрением красоты его лица. Второе условие — чтобы те пределы селений, крепостей (кала) и области, которые были установлены для детей моего брата, были записаны навечно и крепко на их имя и переданы в их собственное владение. Третье условие — в целях исправления промахов, проявленных с моей стороны по отношению к их отцу, я построю за мой счет укрепленную крепость для спокойствия Мухаммад-бека, сына моего брата, и после переселения туда, я кроме того, буду выполнять по отношению к моему брату Ахмад-Бахадуру братские обязанности и всеми средствами, и способами буду ему помогать».
Когда это письмо было получено султаном Гершаспом, последний, обрадованный этим, принял указанные условия, велел переписать пределы области, городов и селений эмирата, обещанных потомкам Ахмад-бек-Бахадура на их имя и вместе с Мухаммад-беком, сыном Ахмад-бек-Бахадура, послал к Бек-киши-хану. А Бек-киши-хан, также обрадованный встречей с сыном брата своего Мухаммад-беком, некоторое время оставил его около себя, потом вместе с ним прибыл в Ширван.
Султан Гершасп с Ахмад-Бахадуром заключили соглашение относительно следующих селений и крепостей (кала):
«… Я отдаю управление областью Дагестан особенно Ахты, Докузпара, Мискинджа, Микрах, Кура (Куре), крепостью Хаккал-Мака, Хиналук, Ф. ва (Фий), Мада (Маза), вместе с управлением крепостью Ихир, находящейся в этой области, эмиру благородных эмиров Мухаммад-беку, сыну великого эмира, потомку славного дяди пророка, Омейада, хашимита — молитва Аллаха над ними всеми — Илчав-Бахадура».
При этом указанные земли и населенные пункты передавались Мухаммад-беку в полную наследственную собственность. В грамоте это отмечалось особо:
«… пусть постигнет проклятие Аллаха, ангелов и всех людей того, кто отнимет после меня у него или у его потомков управление этой крепостью Ихир и упомянутой областью, так как я отдал ему и его потомкам управление этим участком (махал) по наследству, из рода в род … и я посылаю его на службу к его дяде в Кайтаг»
У Ахмад-бек-Бахадура было четыре сына: первый Мухаммад-бек, второй Тимур-бек, которого султан Гершасп назвал «Тули-беком», третий — Хамза-бек, четвертый — Абдал-Кадир-бек. Тимур-бек, по прозвищу «Тули-бек», был правителем (хаким) на юге Ширвана. Хамза-бек был отнесен к области (айала) Кахман. Абдал-Кадир-бек в местности Рустау.
У Мухаммад-хана, сына Ахмад-бек-Бахадура, было четыре сына: первый — Али-бек, второй — Афрашим-бек, третий — Йусуф-бек, четвертый — Касим-бек. Каждый из них управлял после смерти отца, до конца династии. У Тимур-бека, второго сына Ахмад-бека, не было детей мужского пола. Когда он правил на юге, то ввиду чинимых им притеснений, его тайно убили ночью выстрелом из лука. Таким образом род его прекратился. У Хамза-бека, третьего сына Ахмад-бека, было двое детей мужского пола. Первый — Амир-бек, второй — Абдал-Халим-бек, которого султан Гершасп одарил в Калхане (лезгинская область «Кубба-Калхан») селением Исбик (Испик), селением Тулакеран, Тултин. Они правили в том месте до прекращения их рода. У Абдал-Кадир-бека, четвертого сына Ахмад-бека, было трое сыновей: первый — Геле-бек, второй — Кардаш-бек и третий — Фарман-бек, которые правили в махалла Рустау до конца.
У первого сына этого Мухаммад-бека было двое детей мужского пола. Первый — Махмуд-бек, второй — Аббас-бек, который был эмиром на месте отца своего. У Афрашим-бека, второго сына Мухаммед-бека, не было детей мужского пола, у третьего сына Йусуф-бека был одни сын по имени Ибн Йамин, прозванный Байджкум-бек, которому перешло правление после отца. У Касим-бека, четвертого сына Мухаммад-бека, было трое детей мужского пола. Первый Мухаммад-бек, второй — Амир-Хамза-бек, третий — Хасан-бек. Хасан-бек по повелению отца своего был хакимом в сел. Ахты.
О потомках Байджкум-бека, сына Мухаммад-бека у этого Байджкум-бека было трое детей мужского пола. Первый — Али-бек, второй — Тахмаз-бек, третий — Ахмад-бек. У Али-бека, первого сына Байджкум-бека, было трое детей мужского пола: первый — Хамза-бек, второй — Йусуф-бек, третий — Йакуб-бек; когда владения Али-бека перешли к сыну его Хамза-беку, этот Хамза-бек построил одну крепость и назвал её Джикзджих (Джик-Джик) и отдал в вакф своим детям. У Тахмаз-бека, второго сына Байджкум-бека, было четыре сына: первый — Сархан-бек; второй — Мухаммад-бек, третий — Тимур-бек, четвертый — Аббас-бек. Этот Аббас-бек являлся правителем (вали) селения Мада (Маза). После его смерти правление осталось за его детьми. У Ахмад-бека, третьего сына Байджкум-бека было двое детей мужского пола. Первый — Михирван-бек, второй — Мухаммад-бек. Этот Мухаммад-бек правил — в Мискинджа вплоть до прекращения рода. Илчав Ахмад-Бахадур — ахтынские и другие беки Самурской долины удерживали власть практически до XVII в. Свержение их привело в начале XVII в. к формированию на этих землях союзов обществ — Ахты-пара, Алты-пара, Докуз-пара.
Автор: ‘Али Албанви
На фото: Титульный лист. События в Дагестане и Ширване XIV–XV веках. // Пер. с арабского, составление, предисловие, комментарии и приложения А. Р. Шихсаидова Махмуд из Хиналуга. — Махачкала: 1997. — 208 с. («Дагестан: история и культура»)
Литература
1. Али Албанви. Лезгистан на карте Карла Вейланда (1846) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Wfzqa, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.08.2021). — Яз. рус.
2. Али Албанви. Политическая география Южного Дагестана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WfxYF, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.08.2021). — Яз. рус.
3. События в Дагестане и Ширване XIV–XV веках. // Пер. с арабского, составление, предисловие, комментарии и приложения А. Р. Шихсаидова Махмуд из Хиналуга. — Махачкала: 1997. — 208 с. («Дагестан: история и культура») [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WeWt6, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.08.2021). — Яз. рус.
4. Муртазаев А.О. Роль представителей династии уцмиев в политической жизни Южного Дагестана и Северного Азербайджана в XIV — начале XVII в. // Вестник Института ИАЭ. 2011. №1. С. 3–11.
5. Пашаев К.И. Историческая география Южного Дагестана XV–XVII вв.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. — Махачкала, 2000. — 209 с.: ил. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WeYHT, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.08.2021). — Яз. рус.
6. Хафиз-и Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Предисловие // Шараф-наме-йи шахи (Книга шахской славы) / Перевод с персидского, введение, примечания и указатели М.А. Салахетдиновой. — Москва: Наука, 1989. — Т. II. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Wfpq2, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.08.2021). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №221080901420