Заметки о Тёмной Башне. Часть II Эдди Дин

Заметки о «Тёмной Башне» : часть II , Эдди Дин

«… Привет, Генри, великий мудрец и выдающийся наркоман…»

Мир Кинга внезапно захватил меня так же сильно, как тогда, когда я только прочитала первые три книги о Ролланде из Гиллеада. Стрелок, Эдди, Сюзанна, Джейк, Ыш… Дорога из жёлтого кирпича, к своеобразному Гудвину. Приключения прославленного ка-тета.

Но прежде этих приключений всей пятёрки друзей — было Извлечение Ролландом троих. Один из которых Эдди Дин, Узник.

«УЗНИК. Демон его осаждает. Имя демону — ГЕРОИН »

«Он (*стрелок) смотрел теперь в зеркало и виде лицо, которое уже видел однажды… на карте Таро. Те же тёмные глаза и непослушные чёрные волосы. Лицо спокойное, но бледное, а в глазах — он их видел теперь отражёнными в зеркале — Ролланд разглядел то же самое выражение испуга и ужаса, что и в глазах человека на карте , на плече у которого сидел бабуин.

Человека трясло.

Он тоже болен.

А потом стрелок вспомнил Норта, травоеда из Талла.

Вспомнил слова оракула .

Демон его осаждает. (…)

Правда, что-то в нём есть угнетающее ?»

«Но сам Генри лишь улыбался какой-то надорванной улыбкой.

-Когда ты ещё не совсем забалдел, это в чём-то и хуже , — продолжал Генри. — По крайней мере, когда ты ещё не в улёте, ты ЗНАЕШЬ , что будешь блевать , ты знаешь , что будешь трястись, ты знаешь, что будешь потом потеть , пока тебе не покажется, что ты уже утонул. Иными словами, когда ты ещё не в улёте, ты как бы мучаешься в предвкушении всех «радостей»…»

«Обезьяноподобный демон будет терзать и Ролланда тоже, но если ему будет нужно, он может им управлять» (когда Ролланд, посредством Двери, становится как бы Эдди ) *

В средневековых трактатах Дьявола называют обезьяной Бога.

Эдди Дин, пожалуй, лучше всех понимал, что встреча со стрелком спасла его от позорной смерти. Вернее от того, что хуже смерти : от «жизни» подобной смерти. У него не не было выбора, или умереть от обезьяны за своим левым плечом, или перейти в мир Ролланда и переродиться.

По-сути все три человека, извлечённых Ролландом, обречены на смерть в нашем мире. На примере Джейка мы это видим и знаем чётко. Одетта-Детта, которую в конце-концов убило бы, как мыслящего человека, её безумное раздвоение — если бы она не стала Сюзанной. И Эдди Дин, из-за своего демона за плечами. Если бы всё так и продолжалось, он, как Генри, умер бы от передоза, превратился бы в «зажаренного гуся» со спёкшимися мозгами.

Почему Одетта-Детта (в итоге одна личность, Сюзанна) так хорошо понимает Эдди ? С первого взгляда, с первого слова ? Потому что в ка-тете Ролланда эти двое изначально раздвоены. Королева Теней больна шизофренией, в ней прямо, не аллегорически, уживаются два разных человека, Одетта и Детта. Эдди раздвоен не так явно. Но его брат, Генри, «великий мудрец и выдающийся наркоман», так же его двойник. Его тень, его слабости и страхи, его болезнь, то, что принижает, угнетает, низводит нечто по-настоящему живое в нём — его суть стрелка и его творческое начало. Генри — это и реальный человек (который, кстати говоря, умирает с появлением в жизни Эдди стрелка ), но так же и просто уничижающий голос в голове Эдди. Который не редко продолжает говорить ему: ты ничтожество, у тебя ничего не получится, ты ничего не сможешь сделать. Да ты вообще попросту наркоман !

У Сюзанны не так, и Одетта, и Детта обладают своими сильными качествами, и, по очереди, бывают нужны стрелку. Но двойственность Эдди Сюзанна понимает отлично, на интуитивном уровне, с первой минуты их встречи. Поэтому и получается так внутри ка-тета Ролланда: Сюзанна и Эдди, Роланд и Джейк, и Ыш, как часть Джейка, его разумное эхо. Ребёнок и его любимый питомец, маленький ка-тет внутри большого. Классический вариант. Маленький возрастом (телом) воин и его помощник, дополнение к недостатку, в силу возраста, физической силы. Но ещё и простодушный, равный чистотой ребяческой натуре, друг — в окружении взрослых.

Почему нам так интересно читать «Тёмную Башню»? Почему она захватывает, и ведёт читателя ? Потому что это не просто фэнтазийная серия книг, это философская концепция. Где есть добро и зло.

Эти грани добра и зла, в модных нынче концепциях, могут намеренно делаться размытыми. Но вот мы смотрим на Эдди, красивого, талантливого, сильного человека, в котором «есть стержень» , и совершенно чётко ведь понимаем : обезъяноподобный демон, терзающий его, вот зло, люди, служащие порабощению этим злом других людей — вот зло. И нет на самом деле полутени. Или ты в тени Тёмной Башни — или там, где Свет и Роза, где стрелок. Брат Эдди, Генри, окончательно поглощён этой тьмой, тяготел к ней изначально, в нём была эта чревоточина всегда, и перетянул в тень Эдди.

И если читателю не нравится такая концепция, что ж, тогда нужно читать и любить другие книги, с более размытой философией добра и зла, разнообразных современных «шаманов»-наркоманов. Кинг здесь, в этих книгах, совершенно ясно всё видит и чётко расставляет акценты.

(*с.60-63, ТБ Т-2, С.Кинг «Извлечение троих»)


Рецензии