Мой брат Дима

    Димулька-пикулька, Димка-невидимка - так мы называли младшего брата. Он был очень славным малышом: белокурым, с большими выразительными глазами. По характеру послушный и добрый. Помню его коляску, высокую, голубую. Мы помогали маме ее катать. Потом несколько лет играли с ней в дом. Дима родился маленьким, всего 2200, скорее всего, недоношенным, но никто не занимался его реабилитацией. Поэтому ему трудно давалась учеба. Про вес детей на момент рождения я тоже имела свое наблюдение. Думала, что он снижается от старшего ребенка к младшему, как у нас. Я родилась с весом 3250, Сергей – 2800, Дима, вы уже знаете, а Толя-1800. Говорящая тенденция, не правда ли?

     Поведение Димы ничем не отличалось от других детей, вполне адекватное. У него была одна небольшая особенность- наполовину сросшиеся 2 средних пальца на ногах. Папка говорил, что это даже хорошо, есть особая примета, легче найти, если вдруг потеряется. Я это восприняла по-своему, стала бояться, что брат пропадет. Однажды мне приснился сон, что Димку украли цыгане, а вместо него подсунули черненького, кудрявого мальчика. Я с плачем проснулась.

   После смерти мамы оба моих брата почти 2 года были в санатории. Сережка там пошел в 1 класс. Изредка отец забирал их домой на выходные или каникулы. Чаще мы просто их навещали. Как-то папка забрал пацанов, и мы поехали в кинотеатр «Спутник» на фильм «Вожди Атлантиды». По дороге в такси отец напился, его не пустили на сеанс. Фильм был очень интересный, временами даже страшный. Когда мы вышли из кинотеатра, было уже темно, а отец не стал нас дожидаться. Нам пришлось ехать "зайцами", с пересадками домой. Ключей у нас не было, папка оставил дверь открытой, подставив под нее ботинок. Замок был захлопывающийся. Он спал пьяный, а мы почему-то решили лечь под его железной кроватью. Наложили фуфаек и тряпок, так и уснули вместе, чтобы меньше бояться. Такое впечатление произвел на нас этот фильм.

   В это же время с Димкой произошел необычный случай. Ехали на такси с санатория домой. Диме что-то нездоровилось. Напротив нашего дома была подстанция скорой помощи. Мы туда заехали, но там отказались брату помочь. У папки был талант восстанавливать против себя людей. Так разговаривал, как будто все ему должны, поэтому выпроваживали несолоно хлебавши. Дома отец уснул, а мы начали играть. Пока вдруг Дима не впал в коматозное состояние. Он лежал на спине с широко открытыми глазами и не моргал. Вначале мы с Сережкой подумали, что он притворяется, стали его щекотать. Потом теребили за щеки - не реагирует. Мы испугались, стали будить папку, безрезультатно. У нас началась паника, мы расплакались. Мы же еще маленькие были, мне не больше 8 лет. Что мы с Сережкой только не делали, чтобы оживить младшего. Мы реально подумали, что он умер. И протирали лицо, и прикладывали лед на лоб. Тормошили его, пели, кричали. У нас были воздушные шарики. Мы махали перед ним. Он лежал белый, как полотно, не шевелился. Нам казалось, что прошла целая вечность, когда Дима стал подавать признаки жизни. Порозовел, заморгал глазами, слава Богу, очнулся! Что это был за приступ, я не знаю до сих пор. Но я так хотела, чтобы он очнулся, так неистово просила у неведомой мне тогда силы не забирать брата, что поверила в чудеса.

   Диме не было и 3-х лет, когда не стало мамы. Он остро в ней нуждался. Поэтому с легкостью стал называть мамой мачеху, тетю Люду. Он не ругался с ней, как мы с Сергеем. Был очень дружен с ее дочерью Леной, они тоже были погодки. Нехватка материнской любви давала о себе знать и во взрослом возрасте. После женитьбы Дима стал звать мамой и тещу. Я же никого больше не могла называть этим словом.  Очень тепло относилась к своей свекрови, но в моей голове и сердце не умещалось, как можно назвать мамой постороннего человека. Это лично мое ощущение, у всех по-разному.

   После 1-ого класса Димку оставили на второй год и перевели во вспомогательный интернат. Сейчас такие школы называются коррекционными. Ему поставили диагноз - легкая умственная отсталость. Это больше задержка психического развития. Но к повседневной жизни Дима был достаточно приспособлен, даже в чем-то сообразителен. Когда он закончил училище по специальности штукатур-маляр, в его дипломе не было ни одной тройки, даже по общим предметам! Страдало, в основном, абстрактное мышление. Не мог объяснить смысл пословиц и поговорок, когда сдавал на права, например. Но если брать этот критерий умственной полноценности, то у нас в администрации многие испытывали затруднения в этом вопросе при прохождении диспансеризации у психиатра. А на муниципальной службе работают люди только с высшим образованием. Как все неоднозначно в этом мире!

  Димке исполнилось 12, когда папка с мачехой уехали от нас, и мы зажили одни, без пьянок и скандалов. Я оформила опекунство над братьями. Ему тоже пришлось рано стать самостоятельным и полагаться во многих вопросах на себя. Я не всегда знала его проблемы. Но, в общем, он умел ладить с людьми, его редко обижали. В позднем подростковом возрасте меня вызывали в школу по поводу поведения и учебы. И все равно большинство педагогов относилось к нему тепло, сердечно. Со мной Димка никогда не ругался, не спорил, был отзывчив на любую просьбу. Только один раз мы поговорили с ним на повышенных тонах. Ему было 17 лет, и он решил жениться. Это было по-мужски, т.к. любимая девушка Света ждала ребенка. Меня он упрекнул, что я не знаю по-настоящему его жизнь и какой он. Что ему не хватало материнской любви, и он чувствовал себя одиноким. Тогда я не приняла упреков брата, сказав, что мне тоже ее не хватало.  И большую часть жизни я прожила вместе с отцом в невыносимых условиях. Ему же повезло больше, маялся только до 12 лет. Все его претензии отослала к отцу, сказав, что я всего лишь сестра, а не мать. Но никогда не бросала их с Сережкой и заботилась, как могла. Хотя у меня была возможность устроить личную жизнь и жить отдельно. Димка удивился моему ответу, видать, такое ему и в голову не приходило. Часто забота старших братьев и сестер воспринимается как само собой разумеющееся. Но в жизни эти отношения встречаются не так уж и часто, знаю об этом из многолетнего опыта работы в сфере защиты прав детей. Кто-то спасает себя, если может. Большинство варятся в этом соку и продолжают негативные сценарии родителей.

   В 17 лет Дима стал отцом, родилась моя единственная племянница Маргарита. Имя ей предложила я, т.к. сама хотела при получении паспорта взять это имя. Но в паспортном столе не стали заморачиваться на эту тему. Рита сразу была похожа на нашу родню. В первый год жизни очень напоминала мою маму, свою бабушку, потом стали проявляться черты папиной матери, бабы Поли, прабабушки Риты. Сейчас Светлана говорит, что племянница вылитая я. После 18 лет Дима со Светой поженились. Сначала новобрачные жили в общежитии училища, где оба учились. Потом немного у нас, затем снимали. После размена нашей квартиры Дима получил деньги. Светлана была родом из Тасеевского района, дом решили купить там. На жилье в Красноярске денег не хватало. Помню, что дом стоил 5 миллионов, у них было даже больше. Но сразу отдали только половину, а вторую потихоньку растратили. Умение грамотно планировать и распределять деньги дается не сразу, да и не всем, пожалуй. А дом был просторный, с постройками и большим огородом.

    Молодую семью попросили съехать, раз не рассчитались за дом. И первую часть никто не вернул, конечно. Димка с семьей переехали в Красноярск, пришлось снимать гостинки. Видимо, эта неустроенность или неготовность каждого к раннему созданию семьи дали трещину в отношениях. Я не берусь судить, кто прав, кто виноват, но по моему глубокому ощущению в таких ситуациях есть вина обоих. Ожидания друг от друга часто не соответствуют реальности. Дима не хотел расставаться, не пришел на суд и не поставил в паспорт штамп о разводе. Ему так было спокойней, наверно. Но обиду на бывшую жену затаил. К сожалению, часто бывает, что отношения между родителями отражаются на детях. Раз захотела уйти от меня, воспитывай ребенка сама - этот постулат я слышала много раз, работая в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Обида на бывшую перекрывает чувства любви и ответственности за совместного ребенка.  И Дима не хотел платить алименты дочери, считая, что тратить Света их будет исключительно на себя. Он практически не работал официально, все по найму. Отделочником он был хорошим, много квартир и домов отремонтировал в городе и крае. Когда брат был недалеко от меня, я убеждала его помогать дочери. В этом вопросе я была полностью на Светиной стороне. Иногда удавалось его убедить, и он передавал деньги. Но долг все равно рос. Тогда Светлана подала в суд, и Диму осудили по статье 157 УК РФ - злостная неуплата алиментов. Редко алиментщиков судят, большинству все сходит с рук. Брату назначили обязательные работы, которые он отрабатывал в управлении зеленого строительства. Фактически убирал территорию около нашей администрации.

  После Светы у него, конечно, были женщины, но уже пьющие. Он вместе с ними снимал частные дома то в Покровке, то на Водниках. Постепенно и Диму, как старшего брата, стал разрушать демон пьянства. Выпивший, он чувствовал себя свободно и уверенно, чего не хватало в трезвом состоянии. С ним часто случались какие-нибудь неприятности, особенно связанные со здоровьем. Брат перенес несколько полостных операций, в 19 лет ему удалили часть желудка из-за язвы. Потом эта область стала наиболее уязвимой. Из-за долгого пьянства у Димы появилась эпилепсия. Но это случалось, когда он отходил от запоев. Падал и со стульев, и со стремянки при ремонте. Расшибал голову неоднократно. Несколько раз лежал в наркологии, увозили в беспамятстве. Я туда постоянно ездила, как на работу. После выписки он чаще всего жил у нас. Это не очень нравилось моим домашним. Димка курил, занимал диван перед телевизором в зале. Но ему некуда больше было идти. Он знал, что всегда может на меня рассчитывать. В ответ помогал по дому, его не надо было просить или намекать. Много ремонтов в нашем большом доме происходило с его участием. Когда выздоравливал, то практически сразу находил себе работу. Брался за любое дело, не только штукатурно-малярное.

   Однажды Димка попал в скверную историю. В это время он жил у друга на станции Злобино. Мне позвонил этот друг и сказал, что у Димы проблемы. Своего телефона у брата опять не было, продал, как всегда. Я несколько раз не могла его там застать, то дома нет, то пьяный в стельку. Наконец, нам с Сережкой удалось пообщаться с братом. Дима рассказал, что скоро станет генеральным директором крупной фирмы. Ему пообещали хорошее вознаграждение за это. Надо только подписать какие-то бумаги. Еще попросили помощи при получении кредита, он возьмет, ему четверть за это, а выплачивать будут они. «Они» - это мужики на новом Крузере. Димка от их внимания разомлел и на все согласился. Успел подписать первые бумаги. Я взяла у него телефон этих благодетелей и внятно сказала, что Дима не одинокий, у него есть родные, которые в обиду его не дадут. И представляете, этого хватило, чтобы от него отстали! Хотя меня предупреждали знакомые, чтобы я не лезла в это дело, наживу для себя неприятностей. Но нас не задело, милостив Господь. А скольких бичеватых мужиков с паспортами они подставили на деньги?! Возможно, кто-нибудь из них сидит в тюрьме, как зицпредседатель Фунт из «Золотого теленка», только без оклада.

  Младший брат шел за старшим, как ниточка с иголочкой. Запой - кодировка - запой. Одно отличие, Димка до последнего работал, не был нахлебником. Но болезнь брала свое. Мозг потихоньку атрофировался, личность менялась. Что дальше? Никакой перспективы. Он пытался наладить отношения с дочерью, получалось не очень. Нормальной женщины не попадалось. Перерывы между запоями становились все короче. У меня сердце кровью обливалось, глядя на своих братьев. Воображение рисовало картины: одна страшней другой. В один момент ко мне пришло осознание, что я не должна держать их на этой земле. Понятно, что я не распоряжаюсь чужими жизнями, я не об этом. Я о своей энергии, которую трачу на обоих братьев. Много лет ежедневно я молюсь, как и многие из вас. И в своих молитвах я упоминаю имена конкретных людей, за которых больше всего переживаю. Братья, конечно, входили в их число. Я решила больше не просить для них милости у Бога. У меня возникло ощущение, что я искусственно заставляю их жить, а они не хотят, сознательно себя губят. Я положилась полностью на Божий промысел. Даже если моя теория не верна, то я смогу это увидеть.

    Эти мысли возникли в феврале 2018 года. В мае не стало Димы, в ноябре- Сергея. Он мог уйти раньше, в одно время с Димой, но я уже рассказывала, что испугалась такого исхода. Опять включилась надежда на Высшие силы, чтобы они дали Сережке второй шанс. Но он им не воспользовался, к сожалению. Еще в июне, когда он лежал в больнице, знакомая парапсихолог сказала, что его спасение бесперспективно, Сережа не изменится. У Димы такого шанса не было, он умер быстро.

  Долгое время по ночам оба брата приходили ко мне во сне, часто это были страшные сны. Я много ходила в церковь, заказывала службы по успокоению их душ. Чтобы легче им было на том свете, при погребении пригласила батюшку на их отпевание. Не хочу думать, что они попали в нижние миры, в бесовский капкан. Трудно выпрыгнуть из наезженной колеи, не повторив родовой сценарий. Братишкам этого не удалось, хотя много в них было и хорошего, и правильного. Теперь лежат рядом самые близкие люди. И никто на них уже не обижается, ведь мертвых любить легче, чем живых. Я же надеюсь, что их души скоро перевоплатятся, а следующая жизнь будет гораздо счастливей этой.


Рецензии