Эгоисты и Доброхоты периодической системы...

                Химию я любил. То ли потому, что папа получил диплом преподавателя химии и биологии, то ли  потому, что Этя Ароновна Фридман , наша классная в одиннадцатой тираспольской школе, была учителем химии от Б-га.

                Да плюс привередливые библиотекарши, в главном городском книгохранилище. Они тоже были на высоте.

                На каждую фантастику и приключения, которые расхватывались всеми быстрее горячих пирожков, строгие дамы  давали впридачу по паре обязательных, с их точки зрения, научно-популярных книг.

                Все занимательные математики, физики, химии, биологии и  даже психологии, должны были немедленно внедряться в буйные детские головушки.

                А классические серии  «Жизнь замечательных людей»? Там, наряду с Ньютонами, Циолковскими , Эдисонами , Кавендишами, присутствовали и описания их замечательных изобретений с блистательными открытиями.

                Часто , при обмене, служительницы библиотечного храма подробно спрашивали о содержании той, более серьезной литературы . Горе же хитрецу, который , прочитав фантастику или приключения, мечтал получить следующие, даже не открыв , не прочитав и не усвоив, научно-популярную. Повесив голову, он как миленький отправлялся домой ни с чем.

                Думаю, что в ярких способностях очень многих «виноваты» , на самом деле, все факторы, вместе взятые. Очень развитое ассоциативное мышление  у меня, подозреваю, могло возникнуть  на благодатной почве сотен фильмов, по многу раз смотренных в нашем стареньком Сокирянском кинотеатре. Внук контролерши кинотеатра. Многие могли только мечтать о такой бабушке.

                Поэтому мне всегда было относительно просто представить и круглые электронные облака вокруг протона  и гантелеобразные, на следующих энергетических уровнях .

                Правда, сильно напрягало соотношение неопределенностей Гейзенберга. Трудно было ассоциативно представить, почему нельзя одновременно засечь электрон и по месту, и по времени? И как же он может выглядеть, когда считается  и волной,  и частицей? Но главным было попытаться. Многое , даже от таких попыток, становилось гораздо яснее и понятнее.

                Казалось , что само электронное облако - это структура с каким-то особым , немного размытым уплотнением, вибрирующим и меняющим его по любому внешнему или внутреннему капризу.

                Поджигаешь, к примеру,  в соседнем дворе (ведь в своём узнают и заругают), смесь порошковой серебрянки  или магния с марганцовкой. А затем с удовольствием наблюдаешь испуг девчонок при вспышке с оглушительным грохотом . Не понимаешь только почему, то массовое окисление и выброс фотонов, при переходе электронов на более нижние орбиты,  обязательно приводит тебя потом , прямо в центральный отдел Тираспольской милиции.

                Прекрасные теории, подкреплённые незабываемой практикой и приключениями.

                В наше время, на Западе, химию  вообще в школах не проходят. Рассказать определение физического смысла единицы ньютон, смогут вспомнить, наверное, только бывшие пионеры и комсомольцы из СССР

                Правда , на школьном выпускном экзамене и у нас  были свои персонажи. Но сугубо единичные. На вопрос,- Кто такой Ньютон? ,-  уверенно отвечали убийственным ,- Ньютон вращается вокруг Плутона.

                А кто из химических элементов лучше? Водород или Хлор?  Тот, кто отдаёт свои электроны, либо тот, кто отнимает? Таких  вопросов, в те  далекие советские времена , даже возникнуть не могло. К сожалению. Введение этических вопросов в преподавание академических  дисциплин,  было, в ту интересную пору, верхом идеологического несоответствия.

                Грицай - местный бандит , взрослевший в нашей школе параллельно со мною , был типичным окислителем. Только, в отличие от хлора и фтора , он отбирал не  электроны у металлов, а самые настоящие деньги. Отнимал у первоклашек и прочих восстановителей его незаконных накоплений.

                Если бы нам тогда объяснили, что каждый металл из первой, второй и третьих групп Таблицы Менделеева,  а также неметаллы из последующих, - все как один, просто мечтают стать благородными инертными газами?

                Каждый, конечно,  мечтает и стремится побыстрее набрать побольше  электронов. И  вперёд, к Совершенству. Можно и успокоиться. Но чем больше у тебя , этих самых, электронных богатств, и , чем меньше  остаётся до полного заполнения орбиты, тем ты обеспеченнее, противнее и эгоистичнее.

                Зато, когда, наконец, жадина оторвал  у любого встречного тот единственный, последний недостающий электрон, возникает полностью заполненная внешняя орбита. Никто и ничего тебе не должен. И ты никому , и ничего.

                Скучно, однако. Надо оживить картинку. Составить, например, новую таблицу. Юморную. Там, где благородные золото с платиной и инертными газами, совсем зазнались. Там, где бандиты  из седьмой  группы вовсю обирают группы первые и вторые. Слабаков и лохов. Разве что зовутся они металлами. А так, любой газ -  даже хлор, противный и зеленый, в два счета и запросто, оберет их, обманет  и съест.

                Полное уважение вызывают только Водород и Углерод. Они, как раз, в настоящем Вселенском равновесии. У первого, в наличии один электрон. И до полного Совершенства, ему не хватает тоже, всего одного. Объединяясь, атомы Водорода рождают благородный Гелий и такой реакцией зажигают миллиарды солнц. Углерод на внешней орбите имеет столько же электронов, сколько ему не хватает, чтобы превратиться в совершенный Неон.

                Недаром, ох недаром, поставлены они Творцом во главе всего сущего. Вся Вселенная состоит, строилась и поддерживается Водородом. А ее Величество - Жизнь на Земле , Водородом и Углеродом. Они входят во все органические соединения, как компоненты Заглавные.

                Они - главный секрет равновесия, так называемой « средней линии», которая лежит на переднем крае борьбы Эго и Альтруизма. Они, в равной степени, готовы и отдавать , и принимать. Поэтому, думаю, и мы всегда хорошо чувствуем, где начинает зашкаливать корыстолюбие или, наоборот, начинают светить благородные свойства.

                Подбросив в наши ткани, дополнительно, приличное количество фосфора и азота с кислородом, Творец , таким образом, сместил  все несколько влево от золотой середины. И сдвинул целенаправленно , в сторону большего Эго.

                Чтоб было, что исправлять...


Рецензии
Здравствуйте! Прекрасный текст. Заодно освежил школьный курс химии. К своему удивлению, многое помню, оказывается.Все ж таки нас в советском прошлом учили намного крепче.Понравилось. Спасибо.

Дмитрий Бутко   27.01.2023 12:21     Заявить о нарушении
Очень приятно, Дмитрий!

Эмануил Бланк   27.01.2023 16:50   Заявить о нарушении