Сердце твоё я уподоблю городу...

Сердце твоё...
Таня 5
Сердце твоё я уподоблю городу....

"Он улетает от вас! Он улетает от вас, о люди, как улетают птицы. Его руки отдаляются от вас, как крылья сокола! Его тело возносится от вас, как тело коршуна ...» [Pyr. §1484].
/Египет, свиток. /
«И, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-51).

Египтяне говорили, что человек есть живая статуя Бога, то это, фактически, была фиксация богословского факта, это был не только символ, это сама реальность. Символ и реальность здесь соединяются. Подобно Ка и Ба, тело – это и личная субстанция человека и плоть Бога. Ка – это ведь замысел о человеке, но замысел в Боге. Ба – это энергия Бога, центрованная человеком – мы уже это знаем. То же самое и тело: оказывается, тело - это одновременно и тело твое, и тело Бога.
«Те, чьи руки сокрыты, свершители тайного. Они совершают тайну Великого Бога, которую не видят обитатели Инобытия и которую умершие не видят. Они пылают в доме камня Бен-бен, близ места, где покоится тело этого Бога (Осириса).
/Книга врат. Египет./
 
«Тайна принадлежащая вам - это тайна Инобытия, которую скрывают руки ваши. Они глаголят к Ра: Дух (Ах) Твой принадлежит небесам, о Ты, пребывающий на небосклоне. Тень твоя вошла в область мертвых, а тело Твое принадлежит земле, о Ты, пребывающий в Небе. Мы возвращаем Ра небу, когда Он отдаляется от него. Ты дышишь, Ты покоишься в теле Своем, которое в Инобытии» [BG II,33-38].

Но воскресение тела человека – это восполнение божественной полноты. Если говорить в египетском контексте – той полноты, которая была нарушена Сетом, разрушена Сетом в Осирисе. И когда человек осиричен, то он восполняет это нарушение – он, как Гор, воскрешает Осириса, воскресая сам.
Важнейшим узлом плоти, центром плоти является сердце. Для египтянина сердце – это самый важный элемент человека.
Сердце - и. Сердце-хати.
Второе слово, которое использовалось для сердца – это слово «хати», которое, как мы считаем, должно было изображать переднюю часть - то, что впереди. Иероглиф изображал переднюю часть льва. А маленькое изображение сердца было только детерминативом к этому иероглифу.
Оба слова означают часть тела, и оба употребляются также для обозначения сердца как вместилища разума, чувств и желаний».
Хати - плат.
Хати-судья, должность судьи...
Хати-а - князь, вождь; хатет – носовая часть корабля. И, вообще, слово хати – это, по-египетски, «впереди». В медицинских трактатах сердце – это только «хати». Это никогда не «иб».
в коптском языке сердце - хит - производное от хати. А иб остается только в некоторых словах, в таких как «желание», «желать», «ум», «мудрость», то есть к сердцу слово иб уже никакого отношения не имеет.
Для Позднего Египта характерны такие выражения, как вах иб – терпение, сет иб – привязанность, любовь, хери иб – намерение, «реди иб эм-са» – испытывать волнение, и так далее. Слово иб, которое тут всюду присутствует, – это древнейшее семито-хамитское слово, встречающееся в аккадском языке как libbu(m) («сердце, внутренность»). На древнееврейском языке сердце – leb. На арабском – lubbun («сердцевина», «ум», «душа»). Так что очень это древнее слово.
Хат-поместье, подворье Хора.
Возможно вместо слова иб употреблялся его заменитель хати - «грудь, передняя часть». Так же как, например, чтобы не называть (по многим причинам) священное слово, обозначающее медведя (лат. ursus), употребляют вместо этого слово «медведь» – «поедатель меда». Наши же русские книжники любили щегольнуть тем, что знают, что медведь – «сиречь аркуда» (это греческое слово, аналог ursus). Европейцы говорят bear, ber – «коричневый», вместо первичного слова «ursus».
"Поучения Птаххотепа" :
«Как прекрасно для сына ловить слова отца своего.
Преклонных годов достигнет он благодаря им.
Кого любит Бог, тот внемлет.
Не внемлет ненавидимый Богом.
Это сердце творит обладателя его внемлющим или невнемлющим".
Сердце человека - источник его жизни, благоденствия и здравия» [P.Prisse. 546-552].
Сердце творит человека царем и само сердце – царь человека. Но мы то с вами знаем, что цари могут быть хорошие и плохие. Хороший царь созидает царство, а плохой его разрушает своими собственными руками.
Человек должен слышать Бога. Понятие уба иб («с открытым сердцем») -это одно из любимых понятий в Египте. И мы видим, как Бог вкладывает в сердце человека благие вещи.

Петубаст писал: «Вложил это все Бог в сердце мое, дабы сделать высокой жизнь мою на Земле».

Придворный герольд Интеф, служивший при дворе Тутмоса III (1490-1436 гг.), учил: «Знает сердце то, что в человеке, прежде, чем уста изрекут слова. Сердце – это голос Божий в каждом человеке, процветает тот, кого ведет оно к достойным свершениям. Сердце мое побудило меня творить все это, прекрасный советчик пребывает во мне, не пренебрегал я советами его, боялся нарушить его указания»
Египтяне верили, что человек может принять Бога в свое сердце и сотворить там обитель ему.


Немецкий ученый Ян Ассман отмечает: «Бог мог быть ощутим и видим, благодаря его воздействию на человеческие сердца, благодаря тем чувствам любви, страха, ужаса, благоговейного трепета и некоторым иным, которые обнаруживали его присутствие. То есть человеческое сердце – это инструмент переживания Бога».

Писец Ани около 1540 года служил при дворе царицы Яхмес-Нефертари, супруги царя Яхмоса (XVIII династия), и его «Поучение» сыну дошло до нас на папирусе Булак 4 из Каирского музея. Его фрагменты находят и на других папирусах, откуда мы понимаем, что оно было популярно – египтяне его изучали. Ани был одним из признанных из мудрецов.
Ани пишет: «Не возвышай голос свой в доме Божьем, ненавистны Ему громкие речи. Возноси молитвы свои в любящем сердце (иб мер). Скрывай в нём все слова твои. Восполнит Он нужды твои, услышит Он слова твои, примет Он приношения твои». Вот так высоко говорится о сердце, которое принимает в себя Бога. Но Бог в сердце тогда, когда это открытое Богу сердце. Вот то самое «уба иб», открытое Богу сердце. Любовью к Богу открываются сердца, и категория сердца – как переживающего, любящего, конечно, проявилась и в человеческих отношениях.
Агни йога. Е рерих.
Видеть глазами сердца; слышать гул миров ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем; так можно стремительно идти путем восхождения. Творчество обнимает огненный потенциал и насыщается сокровенным огнем сердца. Потому на пути к Иерархии, но пути к Великому Служению, на пути Служения синтез есть единый светлый путь сердца.
Назовут ли сердце жилищем Элохима или синтезом синтезов, оно все же останется средоточием. Даже те, которые признают за сердцем лишь низшие, физиологические функции, даже они относятся заботливо к сердцу. Насколько же глубже должен прислушаться к сердцу, кто знает о магните и серебряной нити! Потому Учитель так уносит от всего узкофизического, чтобы на каждом органе напомнить о мире духовном. У Нас праздник, когда чистое мышление переносится в сферу незримого сущего. Нужно так настойчиво вводить в жилище Элохима, точно опасность преследует входящего. Можно признать путь избранных, когда им Незримый Мир становится реальным и доступным; тогда можно заметить рост сознания и сами органы тела преображаются, напитанные связью с Иерархией.

4. Сердце есть храм, но не кумирня. Так Мы не имеем ничего против построения храма, но не принимаем кумирни и базара. Также, когда говорим о построении храма в виде сердца. Мы не имеем ввиду сердцеподобные очертания, но указываем на внутреннее значение. Не может существовать храм без сознания цепи беспредельной, так и сердце прилежит всем ощущениям Космоса. Сердечная тоска или радость созвучит с дальними сферами. Отчего же чаще ощущается тоска, нежели радость? Но постоянные пертурбации космические, конечно, потрясают сердце, к ним приобщенное. Зато и служение сердца такого велико на всех весах мира. Помогайте мира строению! Ни дня, ни часа, когда бы мир не был в опасности. Не два глаза могут эти опасности усмотреть, но лишь три, как на Знамени Владык. Нужно понять храм сердца, как неотложное ощущение. Не случайно сердце отмечалось знаком креста. Так знак креста вечно сопутствует храму сердца.
Но сердце – это не только «место», которое любит Бога. Сердце – это еще и центр воздействия различных духовных сил. Египтяне прекрасно знали и такую категорию, как помысел, причем помысел враждебный, соблазнительный, прилог духовных сил, которые пытаются соблазнить человека, увести его от Бога, от Маат, от Правды.
Сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и духа, не только духа, но и тела, не только умопостигаемого, но и непостижимого, одним словом, оно есть абсолютный центр».

К жене Неферкара, царице Нейт, обращено речение 742:

«Преображенная (воскресением) суть твоя (ах), принадлежит тебе (о Нейт). Она и есть ты.
Сила (ба) твоя принадлежит тебе. Она — за тобой.
Собственное твое сердце (иб) принадлежит тебе» [P.Neith. 742].

«О сердце (иб) моё, полученное мной от матери моей! О сердце (хати) моё от всех состояний моих!» То есть сердце остается, сердце судится, сердце взвешивается на посмертном Cуде. Оно не меняется. Вся плоть новая, а сердце старое. И если ты сердце не направил творить добро, то ты не сможешь обожить свою плоть, ты не сможешь взойти к богам, ты не сможешь воскреснуть вообще.
«Привет тебе, отец мой Осирис-Аменемхат, — обращается Гор к похороненному в эль-Берше при XII династии Аменемхату-Хати, — Я влагаю вновь сердце твое в тело твое, чтобы помнил ты то, что забыл» [ CT62 = I.265 a;e-f].
Оказывается, когда нет сердца, когда сердце уничтожено, человек забывает, и, забывая, перестает быть. В этом суть и спасения, и гибели. Если сердце помнит, помнит о былом, человек спасается. Если сердце не помнит добра, то есть его просто не было или было очень мало (а зло сердце не вспоминает), то человек не спасается. Сердце не свидетельствует против человека иначе как молчанием. Помните, в Евангелии от Матфея: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» [Мф.22:11-12].
Магия – это Хекау, по-египетски. Это не какое-то знание тайных заклинаний, а это память сердечная. Вот послушайте замечательное 572 речение Текстов саркофагов, озаглавленное «Речение слов, дабы пребывала с человеком Хекау его»:
«О вы, привратники Гора, ... подавайте мне Хекау мою, где бы не пребывал я. (О Хекау!) скажи мне о том, что помню я и что забыто мной, проверь и исцели... О Хекау моя, приди ко мне! Готов рот мой и уста мои глаголят - "Приди по этому желанию моему!". Се пребывает рот мой в согласии с желанием моим и чиста рука моя, обретающая ее. Не неведомо сердцу моему место его и прочно утверждено оно на основании своем. Знаю я имя мое. Не забыто оно мной и пребуду я среди тех, кто следует за Осирисом...» [CT572= VI.175c-176h].

Святой Макарий Египетский, как бы в ответ на 572-ое речение говорит в «Добротолюбии» (1.255) следующее:
«На скрижалях сердца благодать Божия пишет законы Духа и небесные тайны, потому что сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении». И отсюда вот это постоянное призывание: «О сердце мое! Я - твой владыка. Не удаляйся далеко от меня... Ко мне, собственное сердце мое! Пребываешь ты в теле моем. Не восставай против меня» [Louvre 3148 V.1].


«О вы, отбирающие сердца (ибу) и обвиняющие сердца (хатиу), видящие в сердце человека всё, что он соделал», - обращается Сен (СТ 715). То есть у тех, кто делает плохо, отбираются сердца, эти сердца обвиняются, и все, что написано в сердце, видят те духи, которые отбирают сердца.
Самое страшное лишиться сердца-бытия, сознания. Перестать быть спутником Ра... Быть в своём роде, развитием рода.
Это и есть в понятии египтянина - Ад...


Слова апостола Павла из послания к Евреям: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы не отступить вам от Бога живого» (Евр. 3:12).


Шри Ауробиндо.
"После того, как ум и сердце стали однонаправленными и сконцентрированными в единственном стремлении к Божеству".
"Львиные сердца получают переживания сравнительно быстро, а обычный Бхакта часто должен кормиться своей собственной любовью..."

Иврит.
"Когда ум(Адам) познал жену (сердце)Еву...."



Цитаты А. Зубов. Египет.
Агни йога. Сердце. Е. Рерих.
Шри Аурбиндо.
Зогар:" книга сияния"/Каббала.


Рецензии