Очерк 13 - В. Логика с Большой Буквы

«Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного».

Карл Генрих Маркс (1818 - 1883): немецкий философ – атеист, социолог, политический журналист, экономист, общественный деятель. Его научные работы сформировали: диалектический и исторический материализм в философии; теорию прибавочной стоимости в экономике и теорию классовой борьбы в политике. Совокупность его творческих произведений получила название «марксизма»  и стала основой идеологии социалистического и коммунистического движения. Издание трудов: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» Институт марксизма – ленинизма при ЦК КПСС.  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.  Издание второе в  50 томах. М., Издательство «Политическая литература» 1955-1981 г.г.

   В тезисе К. Маркса есть две идеи, обращающие внимание:1) о движении мысли от абстрактного к конкретному и обратно  и 2) о синтезе  многих  определений, образующих  единство многообразного. Движение мысли абстрактное – конкретное (и обратно), безусловно, играет важную роль  в  образовании теории содержательной металогики,  поэтому  предлагается к рассмотрению  статья специалиста в области диалектического материализма, философских проблем психологии и кибернетики, и др., члена – корреспондента АН СССР и РАН, главного научного сотрудника Института философии РАН, доктора философских наук, профессора Института философии РАН, популяризатора достижений: Д. Давиташвили, Н. Кулагиной и Р. Кулешовой  - А.Г. Спиркина (1918 - 2004) «Конкретное» (1953), опубликованная в Большой советской энциклопедии (БСЭ). «Конкретное (от латинского concretus, буквально - сгущенный, уплотнённый, сросшийся), единое в многообразном, общее в единичном, реальная связь сторон, граней объекта, знание его во всём богатстве существующих отношений, взаимодействий, противоречий. Представители идеализма, например И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, исходили из понимания конкретного, как только духовной в своей основе связи эмпирически данных явлений. С их точки зрения конкретное  существует лишь в абсолютизированном понятии. Сторонники эмпиризма сводят конкретное - лишь к единичным чувственно-воспринимаемым вещам, а различные школы позитивизма - к индивидуальному объекту, понимаемому субъективно-идеалистически, как комплекс ощущений. В диалектическом материализме понятие конкретного употребляется в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно-воспринимаемое и представляемое целое. В этом смысле конкретное - исходный пункт познания. В теоретическом мышлении конкретное выступает уже концептуально, как система научных определений, выявляющих существующие связи и отношения вещей, событий, единство в многообразном, закономерности, тенденции развития явлений. Если перво-начально конкретное дано субъекту в виде чувственно-наглядного образа целого предмета, «витающего в представлении», ещё мысленно нерасчленённого и непонятого в его закономерных связях и опосредствованиях, то на уровне теоретического мышления кон-кретное выступает как внутренне-дифференцированное целое, понятое в его противоречиях, развитии. Конкретное - противопоставляется абстрактному и осмысливается в сравнении с ним. В процессе познания мысль движется от абстрактного, бедного содержанием понятия к конкретному, более богатому содержанием понятию. В этом и состоит суть метода восхождения от абстрактного к конкретному, при помощи которого мышление усваивает конкретное, воспроизводит его путем связывания понятий в целостную научную теорию, отражающую объективную расчлененность объекта и единство его существующих свойств и отношении. Категория конкретное имеет важное методологическое значение в системе мате-риалистической диалектики. Одним из фундаментальных принципов диалектики является признание конкретности истины. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, В.И. Ленин писал, что «... всякую истину, если её сделать «чрезмерной»,... если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (Ленин В.И. ПСС, Пятое издание, Т. 41, стр. 46). Принцип требует подходить к фактам природной и общественной жизни не с общими формулами и схемами, а с точным учетом всех реальных условий, в которых находится объект познания, выделением его главных, существенных свойств, связей, тенденций, определяющих другие его стороны».  [В тексте статьи логический термин «противоположно», по определению -  заменён на логический термин «противопоставляется», который так же - подчёркнут, -  примечание В.Б.] . Идея К. Маркса о синтезе  многих  определений, образующих единство многообразного относится в целом к структуре  металогики  и  будет рассмотрена в других очерках.

Логический принцип определённость и  закон тождества

   В  рассматриваемом контексте нам важно убедиться, что  все  существующие  законы содержательной логики знания, как  и  те,  которые  могут  быть  открыты, вытекают  из закона  исключённого  второго,  то есть из закона  тождества. Дело в том, что законы содержательной логики знания служат  только  одной  цели – сохра-нению  достоверного знания (истины) в процессе рассуждений. За исходную характеристику этой концепции правильного содержательного мышления логики знания - примем принцип определённость. Содержательно, предложенный логический принцип  определённость выражает роль закона исключённого второго. Так ли это?  Определённость мышления предполагает, прежде всего –  достоверную дефиницию используемых понятий. Рассмотрим определение термина истина: «Истина - это процесс движения познания от незнания  к  знанию, от менее глубокого, к всё более глубокому знанию, - утверждает в статье одноименного содержания в спра-вочнике «Логический словарь» (1971) специалист по логике, сотрудник Института философии АН СССР Н.И. Кондаков, - Истина, следовательно, не может рассматриваться, как застывшее, окостенелое и неизменное отображение объектов  действительности. Та-ково -  в  сущности, известное, определение  понятия  истины. То есть, истина - это  достоверное  знание, отражающее на различных ступенях развития  науки  и  практики  материальную  действительность в  пределах, ограниченных средств и возможностей, имеющихся в распоряжении человека.  Поэтому достоверное научное знание (истина) всегда  относительна, так как не  охватывает  всего наличного содержания исследуемого предмета, или явления. По мере прогресса познания человек постепенно преодолевает относительность  истины знания, хотя и не устраняет эту относи-тельность полностью. Относительность истинного знания не в смысле существования объективного знания, а в смысле условности пределов приближения наших знаний к этой объективности». [Кондаков  Н.И. Истина. Логический  словарь. Академия наук СССР, Институт  философии АН. М., Издательство «Наука», 1971, стр. 188-189]. Важно, что в законе тождества традиционной формальной логики (по Н.И. Кондакову), выражается коренное свойство правильного мышления - его определенность и  осмысленность. Объективным основанием действия этого закона в мышлении выступает качественная определенность самих предметов и явлений. Сущность этого закона в следующем: одна и та же мысль не может быть сама собой и иной. Другими словами, мысль должна быть определенной, однозначной и тождественной себе. Его наиболее общая формула: «А есть А», или «А = А», где символ «А» – любая мысль, а символ «=» – знак равенства, тождества, равнозначности, определённости и осмысленности. Как и во всяком законе, в нем выражается необходимая связь, повторяющаяся  везде  и  всюду при определенных условиях. Ту же связь выражает и принцип определённость! Логической связью является отношение тождества мысли  самой себе: сколько бы раз она не появлялась в рассуждении, и в какие бы взаимоотношения не вступала с другими мыслями. Предварительный, первый вывод следующий: логическая аксиома (принцип) определённость содержательной логики знания, должна выполнять, и выполняет функции традиционного закона тождества. Закон тождества, как известно, универсален в смысле охвата всех без исключения логических форм мышления: понятий, суждений, умозаключений, доказательств, опровержений, и других. Из объективно действующего в нашем мышлении закона тождества, вытекают и другие, важные требования, формулируемые в содержательной логике знания, как логические нормы. Например: 1) каждое высказывание, должно употребляться в одном и том же определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения, 2) нельзя отождествлять различные по содержанию мысли и нельзя тождественные в значении мысли выражать, как различные. Когда эти требования нарушаются, то возникают многочисленные логические ошибки, называемые по-разному: «смешение понятий», «подмена тезиса» и т.п., рождающие неопределенность, хаотичность, бессмысленность в мышлении. Отметим, что содержательная определённость мышления, как и традиционный закон тождества, является логическим предложением исключённого второго! Здесь важно заметить, что содержательный принцип определённости мышления выполняет так же и функцию сохранения достоверности знания, используемого в процессе рассуждений. Наряду с этим, содержательный принцип определённость, своими функциями, обеспечивает соблюдение однозначности мышления в дискуссиях, спорах, договорах, чтобы они не оказались беспредметными, или неосновательными. Очевидно, трудно переоценить рекомендации и запреты, вытекающие из логического принципа определённость. Например, юридически значимые документы и законодательные акты не должны содержать неясностей, неточностей, двусмысленностей, или несоответствия существующему положению дел и тем более элементарной бессмысленности, как и других нелепостей. Повторим: принцип определённость, призван выражать в содержательной логике знания: свойства правильного логического мышления, воспроизводить  качественную определённость самих предметов и явлений, их относительную устойчивость в точности мышления, его однозначности, отсутствии путаницы в понятиях, ясности и краткости  мышления. Это целеустремление функций принципа определённость необходимо направлено на соблюдение достоверности, точности, осмысленности и однозначности выражения мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении. Наряду с этим, необходимо отметить, что содержательная логическая определённость, должна пониматься, как творческое произведение, изящно выражающее мысль автора, с предельно возможной лаконичностью, при этом отмечающая глубокий познавательный и философский смысл. Специалисты и особенно логические гурманы, полагают, что необходимо приветствовать – лёгкий и ясный слог, не исчерпывающий окончательно предмет мысли. Ещё раз подчеркнём, что содержательная определённость достигается посредством целеустремлённого, то есть: целенаправленного и неотступного мыслительного творчества, как и рефлексивности  в процессе  мышления.

Простота содержательного логического принципа  определённость

   В содержательной теории логики знания, определённость мышления (высказываний) необходимо соотносится с принципом  простоты, требующим  использовать  при  объяснении изучаемых  явлений, как  можно  меньше независимых допущений, при этом содержащих больше простых предложений. Эти качества должны сочетаться с опытными данными и соответствовать ранее принятым теориям. Простое  и  определённое высказывание  должно производить особое  эстетическое впечатление, отличаться элегантностью, ясностью, стройностью и, если хотите, даже - романтизмом. Степень определённости выражают так же характеристики: компетентности, эффективности и конкретности мысли о предмете рассмотрения, элегантности его выражения, достоверности исходных посылок, их логической обоснованности и системности. Подобную определённость мышления называют строгой, или строгостью высказываний.  Отметим, что строгость  – это безупречная  определённость  выражения  мысли,  при  оптимальности, полноте, всесторонности, объективности  и  гармонии  её  содержания и формы.

Рефлексивность и определённость творческого  мышления

   Совершенно неверно полагать, будто рефлексивность - это сугубо математическое, либо логическое свойство. Скажем так: рефлексивность, является важнейшим, исходным свойством любой творческой деятельности, в том числе математики и логики. Разумеется, и содержательной металогики: то есть логики знания, и логики познания. В  качестве расширения знаний, рекомендую статью: «Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика и практика» (2005) профессора кафедры общей и экспериментальной психологии, факультета психологии ГУ ВШЭ доктора психологических наук И.Н. Семёнова [Семёнов И.Н. Рефлексивная пси-хология творчества: концепции, эспериментатика и практика. Психология. Журнал «Высшая школа экономики». М., 2005, Т. 2, №4, стр. 65 - 73]. Из рефлексивной психологии следует, что в  теории познания, математике и логике осуществляется одна и та же рефлексивность: превращение объекта (предмета восприятия) в мысль, или перенесение объекта в субъект. Не являются исключением и содержательные логики познания и знания. Более того, творческие проявления присущи всем без исключения видам человеческой деятельности, в том числе математике и логике. Психология творчества – раздел психологии, изучающий творческую деятельность, созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности: в науке и технике, искусстве,  литературе, поэзии, архитектуре и т.д., а так же в обыденной жизни, быту.  Равно - формирования и развития структуры (формы), и содержания творческого потенциала общества. Рефлексивность – это способность (умение) творческого и критического мышления видеть отрицательные, не соответствующие действительности, или логическим принципам стороны своей и чужой мысли; предотвращение логических ошибок в рассуждении, направленность к максимально эффективному и точному выражению мысли о предмете рассмотрения. В логике  познания и в логике знания, по существу действует одна и та же рефлексивность – это творческая рефлексивность. На деле – это преобразование объекта и перенесение его в психику субъекта, или представление, в процессе познания гипотетического и вероятного – достоверным и определённым, а так же сохранения в процессе мышления принятой достоверной определённости. Эти идеи, как давно известно, представляет неизменную проблему философии и логики, возможно только благодаря, именно, творческой рефлексивности и рациональной обработке знания. Что и обеспечивает в конечном итоге объективность и рациональность мышления. Как теория познания, так и логика всегда были и остаются рефлексивными, ибо критический анализ себя, познавательное и логическое творчество – это и есть рефлексия.  Но учение об этой рефлексивности впервые разработал в своей диалектической логике Гегель, опираясь на идеи Фихте. С точки зрения Гегеля, рефлексивными являются категории; например, если в категории бытия осуществляется переход к иному.  В сущности, в отношение к самому себе имеется некое обращение — круг, где рефлексивность означает своеобразную релятивность: рассмотрение одной категории во второй и наоборот, и т.д. Вообще говоря, с содержательной точки зрения – это целенаправленность к максимально полному и точному определению (отождествлению) предмета рассмотрения и его достоверных признаков. В формальном смысле, как отношение рефлексивности можно привести примеры: равенства, параллельности, подобия, эквивалентности предмета и мысли (мысли о предмете рассмотрения), и т.п. Другими словами, рефлексивность – это целеустремлённость к максимальной объективности: количественной и качественной полноте, ясности и точности вербального отождествления предмета и мысли о нём.  Это, своего рода - творческое размышление над процессом отождествления, или определения мысли! Примером рефлексивности может служить так же любое отношение равенства «Х  =  Х», или тождества, «Х = У», что равнозначно понятию определения (определению понятий) «Х = У», где Х - определяемое (именование), а У – определяющее (высказывание, определение). То есть рефлексивность – это одно из свойств (характеристик) тождества, как и определённость.  Причём, если свойство рефлексивности – одна из характеристик тождества, то свойство определённости – одна из характеристик логического закона тождества, или же «закона исключённого второго»!  Разумеется, и одно и другое присуще, как математике, формальному, или символическому выражению мысли так и содержательной логике знания и познания.  Внимательное рассмотрение терминов рефлексивность и определённость, несмотря на их различное именование, позволяет сделать вывод об их равнозначности, то есть рассматривать, как синонимы. Однако, следует понимать, что в содержательной интерпретации термином определённость, как и рефлексивность мышления выражается не только тождество мышления, но и его достоверность (истинность), что в формальной, или символической интепретации, порой   проблематично, а  подчас и  невозможно! Рефлексивность, как и определённость выражают процесс движения, развития правильной мысли, как  и  принимаемый (выражаемый) его результат. В целом же, хотя, каждый поворот предмета и выражение соответствующего содержания, есть новая мысль, но она должна выражать принятое исходное значение предмета мысли. «Поставленная мысль» во всем многообразии своих объективных свойств и отношений включается во всё новые связи и в силу этого выступает во все новых свойствах и качествах, которые фиксируются в новых «понятиях».  Из мысли, таким образом, как бы образуются (формируются) все  новые  содержания, раскрывающие  и  расширяющие  достоверное  знание.  Наряду  с  этим  мысль  остаётся  тождественной самой  себе, отображаемому  предмету, достоверности исходного знания и определённости  его  вербального представления. Как видите - это важная и  неотъемлемая характеристика исходного принципа (аксиомы) содержательной логики знания определённость, как и термина рефлексивность  тождества.

Противопоставление  понятий  «определённость»  и  «вероятность»

   Для более ясного и полного понимания термина определённость, важно усвоить значение его антиподов. Что, выражает, например, понятие, неопределённость? Это отрицание определённости, как логическое противоречие. Помните:  «белый – не белый»?  В  таком случае, ещё одним отрицанием термина определённость в виде противопоставления, следует рассматривать термин вероятность.  «В  естественном  языке, - пишет в учебнике «Вероятность и индуктивная логика» (1978) американский учёный, специалист в области философии, этики, логики, теории познания и компьютерных наук, профессор Рочестерского университета США Генри Кайберг (1928-2007), - существует  масса  выражений, близких  по  значению слову вероятность: это  и  правдоподобие, и  степень  подтверждения (возможно  с  помощью  фактов), и  степень  уверенности  на  основании  данного  свидетельства. Аналогично  прилагательное  вероятный может  означать всё, что не является полностью  определённым и достоверным, или выражать степень уверенности в достоверности и определённости высказывания,  вид гипотезы, предположения. Когда  мы  выражаем  данное  суждение определённо, мы  категорически  полагаемся  на  его  истинность, а  вводя  слово вероятно в предложение, мы превращаем категорическое и определённое суждение -  в  осторожное, даже гипотетическое, то есть - в предположение. В отличие от достоверного и определённого  - знание может быть реализовано и  в  манере  выражения вероятной мысли: в  первом  случае утверждение звучит категорично - утвердительно, безусловно; во-втором, предусмотрительно, осторожно, лишь в  качестве  вероятного варианта.  Отсюда  не  следует, разумеется, что  вероятностные  высказывания всегда ложные.  Осторожный  человек,  скажет  так: «Два  плюс два, вероятно, четыре», в  то  время, как  менее  осторожный  человек  безоговорочно и твёрдо заявит: «Расширение  нашей  Вселенной, является - абсолютно достоверным и установленным  научным  фактом,  не   подлежащим  сомнению. Вероятность в классической схеме (теории вероятностей)  определяется, как отношение числа альтернатив. С помощью техники подсчёта альтер-натив мы добиваемся порой надёжных, правдоподобных результатов, которые могут достичь требований логической определённости. Очевидно, что понятие вероятность является, противопоставлением понятию определённость. [Кайберг Г.  Вероятность  и  индуктивная  логика. Перевод  с  английского  Б.Л. Лихтенфельда. Послесловие  и  общая  редакция  А.И. Ракитова. М., Издательство «Прогресс», 1978, стр. 11-19]. Итак, в качестве  противопоставления термину определённость знания; мы будем  использовать понятие вероятность знания, а термину достоверность знания противопоставлять термин гипотетичность, предполагающее лишь неопределённую правдоподобность, неясность и неточность. Поэтому будем считать принцип вероятность  одним из исходных принципов логического закона различия, А понятие различие будем рассматривать, как противопоставление понятию тождество.  В  том же контексте необходимо рассматривать и понятия:  различение – отождествление.  К тому же: противопоставление понятий вероятность - определённость эквивалентно, противопоставлению понятий различие - тождество. В этом отношении понятие вероятность – это и мера неопределённости выраженной мысли, мера тех уточнений, которые необходимы для того, чтобы мысль можно было признать логически достоверной и определённой.  Решив вероятностную задачу, мы приобретаем возмож-ность  узнать  нечто  определённое  о  реальном  мире, как в случае рассмотрения научной гипотезы, так и в случае неопределённого высказывания  в  какой – либо  конкретной  области  науки.

Единство  аксиомы определённость  и  научной теории эстетики

   Единство  аксиомы  определённость  и  научной  теории  эстетики необходимо назвать единством противоположностей дискретного логического принципа  определённость и континуальной научной теории эстетики. Действительно, по определению: 1) логический принцип «определённость», является одним из элементов ма-тематической и содержательной  последовательности, образующей «золотую пропорцию», а 2) научная теория эстетики так же и формально, и содержательно может быть образована посредством математической и содержательной последовательностей, образующих «золотую пропорцию». Следовательно – по определению получается, что формально логический принцип определённость является частным случаем теории эстетики. Здесь важно отметить и содержательную эквивалентность порядковых именований принципов логики и эстетики, которые мы рассмотрим далее. Это весьма  важное  теоретическое обстоятельство. По своему значению принципы логики и эстетики не могут и не должны быть синонимами, но представляют собой функциональное тождество, то есть равнозначны по смыслу своего предназначения! Это совершенно новое для гуманитарное науки явление, разумеется, требует своего объяснения, тем более, что обсуждаемое единство представляет собою продукт системного логического многообразия и является объективно оригинальным и новым содержательным  знанием! Вот, мы с вами и пришли, пожалуй, к самому важному аспекту рассматриваемого содержания очерка.  Краткость  ранее изложенного, предполагает дополнительные, самостоятельные усилия читателей. Здесь  нам потребуется аргументировать, обосновать и доказать логическую легитимность дискретного и континуального единства противоположностей исходного принципа (аксиомы) содержательной логики знания: определённость и научной теории эстетики. На первый взгляд невозможно представить единство между строгостью логического принципа и научной теорией эстетических ценностей (теории прекрасного), сам предмет которой является дискуссионным. А кто – либо пытался это осуществить? Думаю, вряд ли?  Если нет, значит, здесь будет опубликовано первое предложение этой замечательной  идеи. В  сущности, необходимо допустить, что рациональная, логически правильная мысль может и должна быть не только достоверное и определённой, но и красивой, элегантной и гармоничной, то есть эстетически оформленной. Это предложение вы вряд ли будете отрицать. Просто в каждом конкретном случае, степень оформленности может быть различной, что должно свидетельствовать об уровне совершенства того, или иного изложения. Теоретически нужно показать и доказать, что логический принцип определённость по своему содержанию, является частным случаем научной теории эстетики, или теории красоты, прекрасного, или возвышенного. Предлагаемая идея легко осуществима, если логическую определённость мышления мы признаем творческим процессом? Мы отчасти уже нашли подтверждение этой идее! Теперь нам необходимо обосновать, что существующая научная теория эстетики – это научная теория творчества!  В этом случае принцип (аксиома) логической определённости и - будет частным случаем научной теории эстетики. Далее, не трудно будет рассмотреть и принять отношение между ними, как отношение противоположностей, составляющих логическое единство! Видите, как всё просто?  Согласен, отчасти с критиками моего оптимизма – это сложная задача.  Но, я уверен в том, что  если эту задачу правильно поставить и приступить к её исследованию и решению, то идея непременно будет успешно реализована!  Современная относительность её решения – лишь добавит энтузиазма и вдохновения будущим искателям истины! Тех, кто намерен: «искать, найти и перепрятать», прошу не беспокоиться. Вы, конечно, помните, что сама теория  содержательной металогики создаётся по образу и подобию математической последовательности, образующей «золотую пропорцию»? Сегодня учёные находят всё больше подтверждений гипотезы о том, что сама Вселенная, как и её звёздные системы, галактики, да и сам человек - устроены сообразно с математической теорией «золотых пропорций». Формирование содержательной метамодели логики знания и логики познания предлагает реальную надежду для создания обобщённых содержа-тельных моделей - теорий, как естественнонаучного, так и гуманитарного знания. Модель научной теории эстетики может стать одной из первых, исходных аксиом теории содержательной металогики, сообразной структуре и теории «золотой пропорции». Скажем так: правильное логичное мышление – это мышление в соответствии с законами логики, по тем абстрактным схемам, нормам, которые их выражают. Законы логики составляют тот невидимый каркас, на котором держится последовательное рассуждение и без которого оно превращается в бессвязную речь. Общеизвестно, что правильное, логичное мышление отличается такими важнейшими чертами, как: достоверность, определенность, непротиворечивость, всесторонность (системность), последовательность и обоснованность. Как вы знаете - эти важнейшие свойства правильного мышления выражают законы, называемые в традиционной, общей, фор-мальной логике основными - это: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключённого третьего и закон достаточного основания. Кстати, их называют основными, во-первых, потому, что они имеют место в функционировании мышления, в какой бы логической форме оно не протекало, и какую бы логическую операцию не выполняло; и, во-вторых, они определяют собой действия других, так называемых, неосновных законов в области рационального мышления. Мы без сомнения нашли и убедительно  обосновали, что принцип  определённость содержательной логики знания – соответствует основному закону тождества традиционной формальной общей, аристотелевской логики, как  своим известным, формальным выражением, так и содержательным значением.

Понятие и принципы творческой деятельности

   Современная наука допускает, что при известных условиях, в определенных рамках, мы  можем отвлекаться от существующих различий (путём абстрагирования) и фиксировать внимание только на  выделяемом тождестве предметов и их свойств. Отсюда существует представление, что логическая определённость (тождество), явля-ется примерным равенством, сходством предметов в каком-либо отношении. В науках существуют различные виды и модификации тождества. Например, в математике – это:  равенство, эквивалентность, равномощность, равночисленность, конгуэнтность, одинаковость, устанавливаемые путем абстракции отождествления. В содержательной металогике добавим - равнозначность. Понятно, что процесс отождествления в науке, логике и математике, является по своей сути творческим процессом, подчиняющемся определённым рациональным правилам.  Можно даже  утверждать, что не существует творческой деятельности, которая не подчинялась бы рациональным  правилам  её  организации, осуществления и  реализации. Под творчеством обычно понимается процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, или духовные   ценности, а так же итог создания объективно нового, оригинального и уникального. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, даже при воспроизведении для него той же исходной ситуации. Считается, что в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности и выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.  В науке, достигнутый новый результат одним учёным – повторим другими! В  этом находят неустранимое различие художественного и  научного творчества. Что, именно, неповторимо?  Оказывается – способности каждого человека выражать некоторые знания, умения и навыки! Что от этого, должны быть различными и исходные принципы, например: логики, этики, или эстетики? А  если в этом и находится заблуждение! Не только музыкальное, поэтическое, прозаическое, или изобразительное произведения уникальны. Должно быть, столь же уникально и содержательное  логическое  многообразие.  А, как насчёт математики, геометрии, физики, химии, техники и т.п.? В том то и дело, что дальнейшее творчество в этих дисциплинах весьма специфично, если не проблематично! А  точность уже сегодня имеет достаточно высокие требования (параметры).  Наблюдаемое сегодня различие характеристик творческого  (хаотического) и  точного (упорядоченного) может и должно сокращаться! Не трудно понять, что наблюдать процесс их сближения  мы можем по мере развития  творческой: художественной и рациональной  образованности  населения нашей планеты Земля.  Кроме этого, в творчестве имеет ценность не только результат, но и сам творческий процесс.  Процесс и результат творчества представляют индивидуальный, либо общественный  интерес, имеющий эстетическую и иные виды ценности. Необходимыми элементами творчества являются сознание, интеллект, воображение, знания, умения, навыки и некоторые – другие характеристики и особенности личности, или коллектива.  И всё же, в большинстве случаев для творчества необходимы: ум (например: быстрый, изворотливый, изоб-ретательный, дерзкий, сумасшедший); логика (от обыденной до профессиональной) и интуиция (от примитивной до совершенной). Важнейшей  составной частью творческого процесса является его завершение и оформление результатов, которые становятся доступными и понятными для  восприятия другими людьми. Для современного научного творчества необходимо гармоничное сочетание знаний и умений, материального обеспечения, условий проведения исследований,  профессионального  опыта,  логики   и интуиции.

Эвристические методы решения проблемных ситуаций

   Эвристика (греческое: heur;sko: отыскиваю, открываю, нахожу): изучает созидательную деятельность; специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных вариантов (альтернатив). Получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений. Применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели. Иногда в литературе эвристические методы понимаются, как любые варианты, рецепты, предложения (гипотезы), направленные на сокращение перебора, (как индуктивные методы) решения задач. Организация процесса продуктивного творческого мышления, называется эвристической деятельностью, процедуры  решения проблемных задач, отсечение неперспективных вариантов, формирование  реальных и уместных предложений. Эвристическая деятельность относится к специальному разделу науки о мышлении, связанному с моделями принятия решений в условиях нестандартных, проблемных ситуаций, открытия и поиска нового, оригинального в субъективных, или общественных отношениях, структурировании описаний внешнего мира на основах классификации, систематизации, либо периодического  обобщения и т.п.  Эвристика – это междисциплинарная наука и развивается на стыке психологии, логики, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации, кибернетики. Использует в теории и практике: специальные методы обучения; сократические идеи, нейролингвистическое программирование, коллективное решение проблем, мозговой штурм и т.п. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании учашимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных  вопросов, основан, в частности, на том, что участники коллектива обобщают: идеи, наводящие вопросы, примеры, варианты решения и т.п. Новая философская энциклопедия определяет эвристику, как одну из возможных методологий научного исследования. Долгое время в основе изучения творчества лежали: метод проб и ошибок; перебор возможных вариантов; ожидание озарения, работа по аналогии; компьютерное моделирование, частнонаучная методология и тому подобные  вариации. [Литература: Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения. Перевод с английского. Второе  издание. М., 1975; Пушкин В.Н.  Эвристика  -  наука о творческом мышлении, М., 1967].

История и  современная научная теория эстетики

   Современная эстетика - это философская теория, изучающая пре-красное в мире, эстетическое отношение человека к Вселенной, природе, обществу и мышлению. Эстетикой в широком смысле слова называется наука, изучающая форму духовного освоения действительности, совершающегося в повседневной жизни и в любом роде деятельности, но преимущественно в искусстве. Под эстетикой в узком смысле разумеют науку о самых общих законах развития творчества, как деятельности. При этом творчество, как искусство учёные - эстетики рассматривают - высшей формой эстетического освоения действительности. В качестве науки о самых общих законах развития искусства творчества, эстетика занимает промежуточное положение между философией и науками об отдельных видах искусства. Но речь не идёт о связи эстетики с естественнонаучными, или  гуманитарными  научными  знаниями, хотя гармония, прекрасное и возвышенное, как категории знания и действительности, рассматриваются многими  естественниками и гуманитариями. В научной среде различают эстетику литературы (или теорию литературы), эстетику изобразительного искусства, музыкальную эстетику, эстетику кино, театра и т.д. Но, научная ли-тература  в  области  эстетики не богата произведениями учёных об эстетике рационального мышления и тем более об эстетике логического мышления. Вероятно, к рассматриваемой нами проблематике можно отнести статью  «Логическая эстетика» в книге «Логика художественного творчества» (2011) философа и психолога, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой гуманитарных и социальных наук Московской  государственной академии художественного института им. В.И. Сурикова  Е.Я. Басина, рассматривающего эстетику и логику, как ступени развития и творческого  процесса, и  рационального  становления мысли. [Басин Е.Я.Логическая эстетика в книге: Логика художественного творчества. М., Издательство «Слово», 2011, стр. 4-21]. Рассмотрим отдельные фрагменты этой замечательной статьи и ряд полезных для нашего рассмотрения идей.  «Можно ли анализировать красоту и искусство с формально-логической точки зрения?», – вопрошает профессор Е.Я. Басин и далее пишет, - На эти вопросы «историческая эмпирия» философско-исторических теорий дает два ответа: отрицательный и утвердительный. Позитивной точки зрения в отношении логической эстетики придерживался Г. Баумгартен, которого принято считать основателем эстетики, как самостоятельной науки. Он  определял чувственное познание и эстетику, как «аналог разума», «низшую логику», включая в них и воображение (образы), и мир эмоций (чувства). Эстетика определяется им «наукой о чувственном  познании», как  младшая  «сестра» логики. [Последнее – весьма важное предложение Г. Баумгартена, подтверждается идеей двух логик: «мужской» и «женской» в составе содержательной металогики.  Пока ограничимся ссылкой на то об-стоятельство, что «золотая пропорция» имеет две ипостаси, образу-емые, как известно, математическими последовательностями 1)  Фибоначчи: I, 1, 2, 3, 5, 8, 13, ,.. n  и  2) Люка: 0, 1, 3, 4, 7,11,18, … n.  До настоящего времени, наука не рассматривала их варианты в ка-честве структурного образования (формирования) логик, например: 1) рациональной, традиционной, аристотелевского типа («мужской логики») и 2) образно - эмоциональной  («женской логики», или «логики чувственного познания – эстетики»). Логика понятийного, дискурсивного мышления есть не что иное, как частный случай логики познавательной, целесообразной и целенаправленной деятельности. Любой компонент этой деятельности: не только мышление, но и чувство, эмоции, воображение и другие, в системе целесообразной деятельности, познавательной направленности, приобретает логический характер и, безусловно, является логикой творчества. Прежде всего, отметим, что художественная и иная творческая дея-тельность включает в себя не только творческие акты (открытия нового), но и художественное ремесло, а так же его развитые формы: мастерство и высшие достижения, именуемые гениальностью. В их основе лежат, как правило, знания, навык (опыт), цель, воля и возможности.  Именно - они и могут быть объектом изучения «эстетики», «логики творчества», или «женской логики».  Единство этих, двух логик дает основание предполагать, что художественное творчество в любом виде искусства, как и любая другая творческая деятельность, используют всегда одновременно два вида языка: 1) эстетический язык образов и эмоций и 2) рациональный, словесно-понятийный. Следует заметить: если в вербальном творчестве - логический, словесно-понятийный язык «очевиден», то в других видах творчества (музыкального, изобразительного, архитектурного, спортивного и т.п.) он функционирует латентно, скрытно, часто - не осознаваемо, где на первое место выходит язык движений, эмоций, образов, ритма, периодичности, формы, гармонии и иных замечательных производных. В рассматриваемом варианте содержательной металогики, исследование в области показанной выше её ипостаси, представляется необходимым элементом теории содержательной металогики, - примечание В.Б.].  Тезис о единстве двух логик и языков находит свое подтверждение в исследованиях мозга, функций «левого, логического, речевого» и  «правого, образно – эмоционального» полушарий. Установлено: полноценное художественное творчество осуществляется при активном взаимодействии двух полушарий». Как можно представить, идеи профессора Е.Я. Басина и других - косвенно указывают на существование, так называемой: логики эмоционально-образной, напрашивается - творческой логики, существующей наряду с понятийно – речевой, рациональной логической моделью.  Но особенно поражает тот факт, что структура, или метаформа содержательной логики знания - совпадает со структурой, выражающей объективный аспект гармонии и прекрасного, таким объективным свойствам предметов и явлений, как пропорциональность («золотое сечение»), симметрия  и организованность. Подробное объяснение и понимание «гендерных ипостасей» содержательной логической метаформы, очевидно, потребует теоретического отдельного  исследования, обоснования  и   рационального  формирования.  Необходимо полагать, что "женская логика", как и её вербальный аналог подразделяется на логику знания и логику познания, а также имеет свои отрицательные и положительные аспекты, которые в настоящей работе не рассматриваются. Но особенно поражает тот факт, что структура, или метаформа содержательной логики знания совпадает со структурой, выражающей субъективный эстетический аспект: гармонию (красоту), прекрасное и возвышенное. К объективным же эстетическим характеристикам предметов, явлений, в том числе и мышления, необходимо, отнести: пропорциональность, структурность  и  организованность  (идеальность) и  ряд  других. Вы вскоре увидите, что структура триады присутствует и в творче-ском процессе осуществления логической  определённости, в основе которой мы непременно обнаружим: знания, навык и опыт, а так же, разумеется: ремесло и его  высшие  формы: искуссность, мастерство, талант и их  совершенную ступень - гениальность. Понятно, если общие эстетические принципы, присущи любой творческой деятельности человека, то они должны быть присущи и творческой деятельности естественного человеческого мышления, соответственно - мышления логического и каждого логического принципа (аксиомы). Без сомнения – этот аспект  относится  и  к аксиоме «определённость». Одной из работ, к которой следует приглядеться в качестве эстетического ориентира, является книга «Эс-тетика, как философская наука», советского и российского философа и культуролога, специалиста в области философии и истории культуры, теории ценностей и теории эстетики, доктора философских наук, профессора философского факультета Ленинградского государственного университета, ветерана Великой Отечественной Войны М.С. Кагана (1921-2006). Оригинальные идеи указанного автора могут в дальнейшем изложении эстетической науки стать -  путеводной звездой, за которой возможно проследовать в рассматриваемой проблематике. Правда - это не означает, что этот замечательный пример и есть - тот идеал, к которому необходимо стре-миться.  Но - это один из творческих сюжетов, скажем так: близкий к идеалу. [Каган М.С. Эстетика, как философская наука. СПб., Издательство:  ТОО  ТК  «Петрополис», 1997, стр. 7- 18, 73 - 102.]. Профессор отмечает, что  определённое и  адекватное отражение мыслью действительности может обладать красотой, элегантностью выражения, гармонией и по этим характеристикам достоверность мысли (знания и т.п.) может и должна оцениваться с эстетической точки зрения. Следовательно, и научная мысль может быть не только достоверной и определённой, но элегантной, гармоничной, красивой, прекрасной и даже возвышенной. Причём этими свойствами может обладать не только отдельная мысль человека, но и его сочинение, так и научная теория. И  в этом смысле, например, истина, выраженная мыслью, может обладать ценностью не только гносеологической, но  очевидно, и эстетической, этической, педагогической, как и другими ценностными характеристиками.  На предложениях соразмерности, пропорциональности и гармо-ничности, как высокой эстетической организованности бытия можно было бы, и остановиться в выборе тех исходных принципов оценки идеала, которые  могут выразить в мышлении эстетические категории 1) красоты, 2) прекрасного и 3) возвышенного.  Возможно ли расширение границ  характеризующих  эстетический идеал? Предположим, например такой вариант. Желательно, чтобы формально такие эстетические принципы были, во-первых, эквивалентны между собой, а во-вторых  равнозначны структуре логической абстракции тождества. Рискнём рассмотреть следующие три исходных аксиомы научной теории гармонии (эстетики): 1) образ-ность; 2) пропорциональность  и 3) организованность (идеальность) в  их сравнении с принципами математического тождества: 1) рефлексивность, 2) симметричность и 3) транзитивность. Очевидно, что образность обладает рефлексивностью, поскольку  каждый предметный образ обладает свойственным ему значением и эстетической эмоцией. Образ всегда конкретен, поэтому  для субъекта он имеет соответствующее значение, хотя его логически определённое вербальное  выражение   для  других  может  быть  проблематично. Вербально выраженная логическая  определённость - это по сути  дела лишь более или менее удачное подобие, метафора реального образа  и соответствующей ему эмоции. Научная определённость во многих случаях  отвлекалась от этой связи путём формализации  соответствующей области знаний.  В  конечном итоге – этот путь ведёт к дегуманизации  научного знания и образованию античеловечной цивилизации, обречённой  на  самоуничтожение. Пропорциональность образного восприятия в общем смысле - это его гармония. А гармония предполагает симметрию, которая является одним из  важных признаков выражения прекрасного. При этом локальная, или глобальная асимметрия так же может выражать красоту, если она находится в гармонии с целым, или контекстом. Не менее очевидно и то, что гармония, как следствие пропорциональности, один из важнейших признаков единства частей и целого, мысли (образа) и контекста. Чаще всего, поэтому, образы пропорциональны (гармоничны и целостны). Отсюда, гармония – это и образная, системная соразмерность. И, наконец, организованность (идеальность): предполагает целенаправленность эстетического восприятия и движения мысли от реального - к идеальному, воображаемому образу конкретной предметности; сравнение образа реально воспринимаемого предмета с его идеальной, представляемой, воображаемой (организованной) конструкцией, удовлетворяющей эстетической установке, индивидуальному эстетическому вкусу субъекта эстетической оценки и принципам гармонии. Способность эстетически оценить форму непосредственно, обусловлена пониманием организуемого и выражаемого ею специфического содержания, значения, смысла. Отсюда, профан, например, просто не улавливает эстетической ценности научной конструкции. То же самое следует сказать и вообще об эстетической оценке человека. Понятно, что имеется в виду, когда говорят  о  физической (формальной) красоте: пропорциональности, конфигурации, пластичности рассматриваемого предмета, то есть мере  оформленности, как  организованности  рассматриваемого  содержания. Безусловно, в случае оценки в контексте гармонии  содержания и формы. Вот почему в истории эстетической мысли, «красота», так часто связывалась с понятием «соразмерности», ведь это понятие и выражает связь формы с содержанием. Каждый хорошо знает по своему личному опыту, что чувство меры, является залогом эстетически ценного предмета, а утрата этого чувства - сразу же делает его уродливым и  неприглядным.  Так происходит и с не-достаточностью, либо пресыщенностью содержательно - формальных аспектов мышления. Первое условие возникновения эстетической ситуации - это прямой чувственный контакт человека с пред-метом. Рациональное познание не нуждается в непосредственной связи субъекта и объекта. Оно отвлекается от чувств, хотя  чувства  являются первой ступень процесса познания. Интересно, что отож-дествление идеального образа с предметностью приводит к катарсису - эффекту восприятия возвышенного. А - этот эстетический феномен соответствует принципу транзитивности, как устремлённость к высокой организованности мысленно выражаемого предмета, так и мысленного выражения этой организации.  Покажем ещё один  необходимый элемент, который окажет нам неоценимую услугу в доказательстве тезиса о единстве логики и эстетики. Итак, закон эстетической оценки выражается следующими принципами: 1) образность, 2) пропорциональность и 3) организованность; а закон эстетического оценивания (познания) следующими принципами: 1) эстетическая установка, 2) эстетическая деятельность, 3) эстетическое событие. Сравните принципы закона математической эквивалентности (тождества): 1) рефлексивность, 2) симметричность и 3) транзитивность. Однако, общие выводы будем делать позже.

Достижение идеала, как цель творческой деятельности

   Важнейшей характеристикой, или равнозначным свойством обладают и логический принцип определённость и научная теория эстетики!  Это движение мысли к идеалу логического и гармоничного, достигаемого в единстве содержания и формы. Идеал - это одна из форм существования предельно мыслимого совершенства рассматриваемого предмета, как всеобщая форма духовной, творческой деятельности людей. Он возникает, по мнению профессора М.С. Кагана, благодаря активности продуктивного воображения и представляет собой - нечто воображаемое, т.е. подобное реальному и, вместе с тем - отличное от него. Идеал рождается в результате мысленно - деятельностной переработки существующего; во имя создания не существующего, но желанного, или необходимого, иногда возможного, иногда лишь фантастического, сказочного и даже утопического. Идеал не просто духовный объект, подобный, например, научно-теоретической модели, или художественному образу, но заключает в себе момент целеполагания, программирования, устремленности к воображаемому и фантазии, например: «скатерть самобранка», «сапоги скороходы», «ковёр самолёт», «зеркало ясновидения» и т.п.  Думаю, вы прекрасно знаете, что перечисленные сказочные проекты  в настоящее время людьми созданы в том, или ином их виде. Можно привести и другие варианты, например: воображаемой геометрии (Лобачевский), воображаемой логики  (Васильев),  воображаемой  химии (Болотов)  и  т.д., и  т.п.

   Оригинальные идеи  об эстетике в книге «Эстетика» показывает читателям специалист в области эстетики, теории искусства и культурологии, заведующий сектором эстетики Института философии РАН, доктор философских наук, профессор В.В. Бычков. Так же ссылаясь на Баумгартена, профессор называет эстетику начальным, низшим уровнем познания в сравнении с логикой.  И  формулирует четыре фазы  процесса  эстетического  события  1) Начальная  фраза, может быть  условно  обозначена,  как  эстетическая  «установка» и радостное эстетическое «ожидание»; 2) На  следующей, центральной  фазе  происходит эстетическое «освоение» предмета; затем 3) в третьей фазе происходит  эстетическое «созерцание» ; 4)  на этом, уже чисто духовном этапе -  сознание субъекта  воспаряет  в то  высшее  состояние  неописуемого эстетического «наслаждения», которое  во  времена Аристотеля  называли  «эстетический  катарсис»! Именно, в этом состоянии субъект восприятия, по мнению  профессора В.В. Бычкова, и  вступает  в  контакт  с  Универсумом,  или  даже с  его Первопричиной, достигая  безграничной  полноты  бытия, ощущая  себя  причастным  к  Вечности». Без сомнения, вас непременно заинтригует вывод профессора В.В. Бычкова Эстетическое созерцание (откровение, катарсис) в какой-то мере можно, видимо, сравнить  с финальным этапом процесса са-морегуляции, медитации, некоторых духовных практик. Не трудно увидеть подобие и, даже равнозначность процессов эстетического созерцания и творческой интуиции. Предмет эстетических суждений (созерцания) – чувственный идеал вкуса. Предмет иррациональных суждений (интуиция) – идеал разумных суждений – истина. Эстетический  «процесс» предшествует логическому. Его предметом является гармония (красота), а предметом логического процесса, является  достоверность (истина). [Бычков  В.В.  Эстетика. Краткий  курс.  М., Издательство  «Проект», 2003, стр. 99 - 103].

Эстетика научного и невежественного, остроумного и обыденного

   В обозримом публицистическом пространстве фактически нет исследовательских работ эстетической проблематики, связанных с творчеством в области современной логики.  Становится  отрадно, когда  удаётся  обнаружить публикации подобного  характера.  «Исходные  принципы эстетики  задаёт  общефилософская  теория  познания, - пишет в  книге «Эстетика: курс лекций» (1994) профессор РАМ им. Гнесиных  И.В. Малышев, - поэтому, сколько  направлений  в  философии, столько  и  методологий, выражающих  природу  эстетического. Ошибка в определении эстетического до-статочно тривиальна, поскольку  предмет  эстетического учения  выдворяется  из  рационального  рассмотрения  в  сферу  искусства,  или  спекулятивной  философии.  [Малышев  И.В.  Эстетика: курс  лекций. М., 1994, стр. 26]. А  между тем, эстетическое, не  может  быть  отнесено  только сфере  искусства, или философии, исключив  из  этой  области  науку в целом, не  говоря  уже  о  других  видах  творческой деятельности человека. Совершенствование творческого отношения к миру и жизнедеятельности человека и общества,  в сущности, и является предметом эстетики, как науки. А  совершенство логического  мышления  выражается  в  гармоничности  и  соразмерности высказываний, выражающих стороны, качества и характеристики предметов, ибо всё прекрасное - совершенно, гармонично  и соразмерно!  Другими  словами, полагает профессор И.В. Малышев,  необходимо  познание  и использование характеристик  гармонии  и соразмерности  предмета  рассмотрения  в  контексте  последствий  его  проявления в  исследуемой действительности. В итоге, профессор И.В. Малышев провозглашает в качестве принципов, отражающих эстетические ценности: соразмерность, гармоничность и совершенность. В рассматриваемой нами теории содержательной металогики предложена несколько иная структура  принципов: 1) образность, 2)  пропорциональность и 3)  организованность (идеальность). В предлагаемой интерпретации утверждается, что значение понятие образность включает в свой объём характеристики понятия со-размерность. Причин приоритета в выборе понятия образность в качестве исходной аксиомы несколько. Во- вторых, понятие образ легко ассоциируется с понятием мысль, поэтому достигается  соответствие между логическим принципом определённость  мысли и образность мысли - хотя это то же её (мысли) воспринимаемая чувствами  предметное  тождество. В - третьих, образ воспри-нимаемого (мыслимого) предмета всегда представляется совершенством в сравнении со словом (подобием образа), которое отражает этот предмет вербально. И, в – четрёртых, эстетическая оценка происходит путём сравнения реально воспринимаемого образа предмета с его  идеальным: совершенным представлением образом - моделью, в результате чего и становится возможным творческий процесс (и художественного, и  рационального) преображения предмета созерцания, или творческой научной идеализации, как и творческого процесса  образования определённости мысли о созерцаемом предмете.  Его реального преобразования и совершенство-вания. Второй универсальный эстетический принцип «пропорциональность», или гармоничность (по Малышеву): прежде всего это равенство каких-либо отношений, либо определённое, гармоничное соотношение частей между собой и целым, то есть соразмерность (например, частей тела, элементов здания и т.п.), в том числе и симметрия отношений, либо гармонично сочетающаяся асимметрии, подчёркивающей грациозность образа, его изысканность и т.п., основанные, например, на отношениях «золотой пропорции». Аналогичными характеристиками обладает и процесс формирования (об-разования), как научной  терминологии, так и понятий вообще. В математике это соответствующие количественные соотношения: обладание правильными пропорциями, пропорциональная фигура, тело, внешний вид. Кроме этого, эстетическая оценка происходит путём сравнения реально воспринимаемого образа предмета с его  идеальным: совершенным представлением, образом - моделью, в результате чего и становится возможным творческий процесс (и художественного, и рационального) преображения предмета созерцания, или творческой научной идеализации, как и творческого процесса определённости мысли о созерцаемом предмете, её тож-дественного  преобразования  и  совершенствования.

Теория отражения и теория творческой деятельности

   Чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего и внутреннего мира, а как момент активной  практической,  чувственно - предметной   деятельности.  Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методами: 1) восхождения от абстрактного к конкретному, 2) единства логического и исторического; 3) анализа и синтеза, и другими правилами. Формами отражения объективной действительности в познании являются категории, принципы (аксиомы и теоремы), а так же законы содержательной металогики, выступающие, как методология, научно – теоретической и практической, творческой деятельности. Общая схема процесса познания была замечательно выражена В.И. Лениным: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». [Ленин В.И. «Фило-софские тетради». Полное собрание сочинений. Институт марксизма – ленинизма при ЦК КПСС, Издание пятое, Т.29. М., Издательство «Политическая литература». 1969, стр. 321].   В  связи с этой малостью, обнаруживается совершенно уникальный вопрос: что такое «практика» мыследеятельности? По этому поводу имеется вполне конкретная и многочисленная литература от так называемого «Московского методологического кружка (ММК)». Термин  «мыследеятельность», был ведён советским философом и методологом, создателем системо - мыследеятельностной методологии, вдохновителем «методологического движения», кандидатом философских наук Г.П. Щедровицким (1929 - 1994) в 1980 году.  Это комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности. Интерес представляет так называемая «система многоплоскостной организации знания». Идея состояла в том, чтобы задать и теоретически описать целостные единицы мышления и деятельности, в которых реализовались бы механизмы связи между мышлением, речью-языком, действием и многое другое. Однако, в XXI веке серьёзных практических результатов в широко разрекламированном предприятии так и не достигнуто. Поставленными Г.П. Щедровицким проблемами сегодня занимаются энтузиасты и ученики – последователи. Теоретические идеи ММК, безусловно, представляют интерес для их внимательного исследования специалистами

Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты проблемы единства противоположностей  исходного принципа (аксиомы) определённость содержательной металогики и научной теории эстетики. В заключение изложенного важно отметить, что в произведении, в целом будут существенно дополнены идеи вариантов единства противоположностей, имеющие место быть в содержательной логике, а так же расширена публикация отдельных логических терминов и рекомендуемой литературы. Продолжение следует.

© В.А. Белов  9 августа 2021 года


Рецензии