Не закрывай рот пророку

(из конспекта личного чтения Библии)

Главы 37-44 рассказывают о событиях вавилонского вторжения в Иудею в 587 г до Р.Х., что привело к разрушению Иерусалима и храма и депортации евреев в Вавилон. Помимо описания происходящего с народом здесь показаны и личные страдания пророка, поэтому этот раздел называют via dolorosa Иеремии или «страстями Иеремии».

Здесь исполняются угрозы, о которых речь шла в главах 1-25. Конец Иудеи, о котором рассказывается в главах 37-44 – не только конец старой Иудеи, но и начало будущей Иудеи, отправная точка возрождения и восстановления.

Читал сегодня Иер.38:1-13. Суть пророчества в стихах 2-3 в том, что выживет тот, кто сдастся. Если Бог стал активным врагом Израиля, а внешние языческие враги, стоящие у стен Иерусалима, это только Его инструменты, то понятна логика, почему победа будет заключаться в признании поражения, а попытка победить иначе приведет к еще более разгромному и сокрушительному проигрышу.

Вообще князей можно понять. Они хотят спасти свои жизни и спасти свой народ. Если сузить зум, то они действуют правильно для достижения этой цели. Их ошибка в том, что они отказываются от помощи пророка, который расширяет зум их видения ситуации до тех пределов, в которых они начали бы видять за происходящим Бога и Его цели.

Закрывая рот пророку, ты велишь Богу замолчать. И сужаешь свой кругозор до туннельного зрения, уткнувшегося в твою сиюминутную выгоду. Ты можешь быть прав в ближайшей перспективе и неправ при отступании от ситуации на несколько шагов и охвате тех деталей и персонажей, которые не видны сразу.

Главы 37-38 рассказывают о личных встречах Иеремии и Седекии, последнего царя Иудеи. Седекия легко поддавался манипуляциям в вопросах как внутренней, так и внешней политики. Может быть, это объяснялось тем, что к власти он пришел по воле вавилонян.

Царь уважает Иеремию и расположен к нему, но боится князей и передает пророка в их руки: «И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам» (Иер.38:5). Я веду себя, как Седекия, если могу сказать о человеке Божьем доброе и, может быть, чем-то помочь ему или защитить его, но не делаю этого из страха перед людьми.

Если я не сделаю того, что должен сделать, Бог может сделать (и сделает) это руками других людей, причем руками людей, о которых мы бы не подумали, что они для этого подходят. Сначала эфиоплянин Авдемелех вытаскивает Иеремию из ямы и возвращает его в тюрьму, спасая его тем самым от голодной смерти (38:6-13). Потом вавилонянин Навузардан освободит его из тюрьмы (39:13-14; 40:5).

Кстати, князья, желавшие смерти Иеремии, опустили пророка в яму просто на веревках, а язычник, извлекавший его оттуда, использовал кроме веревок тряпки и лоскутья, чтобы спасти Иеремию максимально комфортно для него, сокращая объем боли, которую тот может испытать. И в результате к нему было обращено дополнительное пророчество от Бога о том, что он будет спасен тогда, когда другие будут погибать (39:15-18).

Важно не только проявлять хорошую инициативу и делать правильные поступки с Божьими людьми, рискуя своей безопасностью, но и совершать их правильным образом – стараясь не причинить лишней боли и дискомфорта.

09.08.2021


Рецензии