Россия XIX века в лицах. 29. Катехизис революционе

Нигилисты, описанные И.С. Тургеневым в романе "Отцы и дети", были лишь циничными отрицателями всех общественных идеалов, то есть это были еще "цветочки", по образному выражению писателя. А позднее пришли "ягодки"- террористы-революционеры, которые держали в ужасе и страхе Россию вплоть до совершенного ими переворота в 1917 году. Идейными вдохновителями и руководителями их на первых порах были Герцен, Огарев, Чернышевский, а позднее ими стали Маркс, Энгельс, Ленин.

В 1861 году в России была создана тайная революционная организация под названием "Земля и воля". Ее идейным вдохновителем был Н. Чернышевский. Своей целью члены этой организации ставили подготовку крестьянской революции. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева. Одним из важнейших требований был созыв бессословного народного собрания. В первый Исполнительный комитет организации вошли 6 её организаторов (Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьёвичи, А. А. Слепцов, В. С. Курочкин). «Земля и Воля» представляла собой объединение кружков, располагавшихся в 13—14 городах. Военная организация «Земли и воли» была представлена «Комитетом русских офицеров в Польше». Численность «Земли и воли» составляла 3 000 человек.

Поначалу террор не занимал ведущего места в деятельности народовольцев, рассматривался лишь как орудие самозащиты и мести. Однако под влиянием разочарования в пропагандистской деятельности, не приносящей видимых результатов, землевольцы в 70-х годах перешли к "дезорганизации" правительства, то есть к террору.

Чтобы понять то, по каким правилам жили и действовали революционеры надо познакомить читателей с опубликованным в 1869 году «Катехизисом революционера». Это страшная программа действий, читая ее невольно вспоминаешь "Бесов" Достоевского.

"Катехизис" был подписан именем Сергея Нечаева, руководителя московской организации "Народная расправа" (1869 год). Однако он явился плодом коллективного творчества, вобравшим в себя идеи не только самого Нечаева, но и М. Бакунина и П.Н.Ткачева, которые написали базовые положения "революционного макиавеллизма". В "Катехизисе" впервые в русской истории была сформулирована детальная программа широкомасштабной террористической деятельности. Она гласила:   

"Отношение революционера к самому себе
1. Революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью – революцией.
2. Он в глубине своего существа не на словах только, а на деле разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него – враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то только для того, чтобы его вернее разрушить.
3. Революционер презирает всякое доктринерство и отказывается от мирной науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает только одну науку, науку разрушения. Для этого, и только для этого, он изучает теперь механику, физику, химию, пожалуй, медицину. Для этого изучает он денно и нощно живую науку людей, характеров, положений и всех условий настоящего общественного строя, во всех возможных слоях. Цель же одна – наискорейшее и наивернейшее разрушение этого поганого строя.
4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ее побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё, что способствует торжеству революции.
5. Революционер – человек обреченный. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует или тайная, или явная, но непрерывная и непримиримая война не на жизнь, а на смерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.
6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Для него существует только одна нега, одно утешение, вознаграждение и удовлетворение – успех революции. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель – беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками всё, что мешает ее достижению.
7. Природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторженность и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мщение. Революционная страсть, став в нем обыденностью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предписывает ему общий интерес революции.

Отношение революционера к товарищам по революции.
8. Другом и милым человеком для революционера может быть только человек, заявивший себя на деле таким же революционером, как и он сам. Мера дружбы, преданности и прочих обязанностей в отношении к такому товарищу определяется единственно степенью полезности в деле всеразрушительной практической революции.
9. О солидарности революционеров и говорить нечего. В ней вся сила революционного дела. Товарищи-революционеры, стоящие на одинаковой степени революционного понимания и страсти, должны, по возможности, обсуждать все крупные дела вместе и решать их единодушно. В исполнении таким образом решенного плана, каждый должен рассчитывать, по возможности, на себя. В выполнении ряда разрушительных действий каждый должен делать сам и прибегать к совету и помощи товарищей только тогда, когда это для успеха необходимо.
10. У каждого товарища должно быть под рукой несколько революционеров второго и третьего разрядов, то есть не совсем посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. На себя он смотрит как на капитал, обреченный на трату для торжества революционного дела, только как на такой капитал, которым он сам и один, без согласия всего товарищества вполне посвященных, распоряжаться не может.
11. Когда товарищ попадает в беду, решая вопрос, спасать его или нет, революционер должен соображаться не с какими-нибудь личными чувствами, но только с пользою революционного дела. Поэтому он должен взвесить пользу, приносимую товарищем – с одной стороны, а с другой – трату революционных сил, потребных на его избавление, и на которую сторону перетянет, так и должен решить.
12. Принятие нового члена, заявившего о себе не на словах, а на деле, в товарищество не может быть решено иначе, как единодушно.

Отношение революционера к обществу
13. Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живет в нем только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире, если он может остановиться перед истреблением положения, отношения или какого-нибудь человека, принадлежащего к этому миру, в котором – всё и все должны быть ему ненавистны. Тем хуже для него, если у него есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения – он не революционер, если они могут остановить его руку.
14. С целью беспощадного разрушения революционер может, и даже часто должен, жить в обществе, притворяясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть всюду, во все слои, высшие и средние, в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократический, военный, в литературу, в третье отделение и даже в Зимний дворец.
15. Все это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий. Первая категория – неотлагаемо осужденных на смерть. Да будет составлен товариществом список таких осужденных по порядку их относительной зловредности для успеха революционного дела, так, чтобы предыдущие нумера убрались прежде последующих.
16. При составлении такого списка и для установления вышереченого порядка должно руководствоваться отнюдь не личным злодейством человека, ни даже ненавистью, возбуждаемой им в товариществе или в народе. Это злодейство и эта ненависть могут быть даже отчасти… полезными, способствуя к возбуждению народного бунта. Должно руководствоваться мерою пользы, которая должна произойти от его смерти для революционного дела. Итак, прежде всего, должны быть уничтожены люди, особенно вредные для революционной организации, и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство, и, лишив его умных и энергичных деятелей, потрясти его силу.
17. Вторая категория должна состоять именно из тех людей, которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта.
18. К третьей категории принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энергиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными путями: опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами. Их власть, связи, богатство и сила сделаются, таким образом, неистощимой сокровищницей и сильной помощью для разных революционных предприятий.
19. Четвертая категория состоит из государственных честолюбцев и либералов с разными оттенками. С ними можно конспирировать по их программам, делая вил, что слепо следуешь за ними, а между тем прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их донельзя, так, чтоб возврат был для них невозможен, и их руками и мутить государство.
20. Пятая категория – доктринеры, конспираторы и революционеры в праздно-глаголющих кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломные занятия, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих.
21. Шестая и важная категория — женщины, которых должно разделить на три главных разряда.
Одни — пустые, обессмысленные и бездушные, которыми можно пользоваться, как третьею и четвертою категориею мужчин.
Другие — горячие,  преданные,  способные, но не наши, потому что не доработались  еще до настоящего безфразного и фактического революционного понимания. Их должно употреблять, как мужчин пятой категории.
Наконец, женщины совсем наши, то есть вполне посвященные и принявшие всецело нашу программу. Они нам  товарищи. Мы должны смотреть на них, как на драгоценнейшее сокровище наше, без помощи которых нам обойтись невозможно.

Отношение товарищества к народу
22. У товарищества ведь <нет> другой цели, кроме полнейшего освобождения  и счастья народа,  то есть чернорабочего люда. Но, убежденные в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей   народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию и разобщению тех бед и тех зол, которые должны вывести, наконец, народ  из терпения и побудить его к поголовному восстанию.
23. Под революцией народной товарищество разумеет не регламентированное движение по западному классическому  образу — движение, которое, всегда останавливалось с  уважением перед собственностью и перед традициями общественных порядков так называемой цивилизации и нравственности, до сих пор ограничивалось везде низложением одной политической формы для замещения ее другою и стремилось создать так называемое революционное государство. Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России.
24. Товарищество поэтому  не  намерено навязывать народу какую бы то ни было организацию сверху. Будущая организация  без сомнения вырабатывается из народного движения и жизни. Но это — дело будущих поколений. Наше дело — страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение.
25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со времени основания московской   государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством: против дворянства, против чиновничества, против попов, против гилдейского мира и против кулака мироеда. Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.
26. Сплотить этот мир в  одну  непобедимую,  всесокрушающую силу — вот вся наша организация, конспирация, задача".

Вчитайтесь! Какой преступный, жуткий и циничный свод жизненных правил! Основанный на фанатичном стремлении к разрушению всего и вся, невзирая на законы чести, на страдания и жертвы. Это просто заповедь безжалостных убийц и преступников, недаром видели они союзников в "лихом разбойничьем мире"! Вспоминается древнейшая религия-откровение зороастризм, которая появилась много тысячелетий тому назад, но уже тогда описала природу добра и зла. Ее основатель, Заратуштра, принес людям знание, что источником добра является Бог, Творец мира (Ахура-Мазда), источником зла - дьявол, разрушитель (Ангра-Майнью). Добру (Богу) нужно, чтобы человек способствовал восстановлению гармонии мира, в полной мере реализовывая свои способности, а Дьяволу нужно чтобы человек стал исполнителем его злой воли - разрушал и осквернял мир, сталкивая и уничтожая его части.  То есть революционеры, которые призывали к "повсеместному и беспощадному разрушению", несомненно служили Дьяволу.

И вот именно в это жесточайшее время провозгласил Лев Толстой свою теорию о непротивлению злу насилием! Вот этих людей пытался он смягчить, уговорить и переубедить своей мягкосердечной христианской идеей! То есть они ударили тебя по правой щеке- подставь левую, а там смотришь и напрочь голову снесут и сердце вырвут! Но зато умрешь не насильником, а святым! А может все-таки далеко не во всех случаях была верна его миротворческая идея? Может есть ситуации, в которых добро не только должно, но и обязано быть с кулаками? Недаром, так издевательски отозвался Ленин о "юродивой" толстовской идее непротивления злу насилием!

***
Как ни странно, в России популярность революционеров-террористов постоянно возрастала. Молодежь искала волнующих идей, романтики и приключений. Слова «Исполнительный Комитет», «Народная воля» производили магическое впечатление. Молодые люди рвались в бой, оказывали партии всевозможные услуги, предлагали себя для совершения террористических актов. Среди рабочих, офицеров, студентов, гимназистов, курсисток, гимназисток шли денежные сборы в пользу «Народной воли».

Либеральная интеллигенция тоже втайне снабжала деньгами революционеров-террористов и их "Исполнительный Комитет". Им было не нужно цареубийство, но они не против того, чтобы покушения совершались чаще. Среди них ходили слухи (многие утверждали, что эти слухи исходили от либерального министра Лорис-Меликова), будто бы после каждого нового покушения царь рыдал и торопил с проектом конституции, а как только все успокаивалось, то он забывал собственные распоряжения.

Организация «Земля и Воля» восстановилась в 1876 году и руководителями ее стали А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, М.А.Натансон, Д. А. Лизогуб. Теперь эта организация была более законспирированной и не столь обширной, насчитывала всего около 200 человек. Однако в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц. Вместо непонятных народу социалистических лозунгов землевольцы вынесли всем понятные, исходившие из крестьянской среды требования: "землю- крестьянам"; "введение общинного самоуправления"; "свободу вероисповеданий"; "предоставление нациям права на самоопределение".

Средства достижения этих целей включали организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против неугодных правительственных чиновников и полицейских чинов). Организация имела собственный устав и четкую структуру. Она состояла из основного кружка, который  подразделялся на семь специальных групп по роду деятельности и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи. «Земля и воля» имела собственный печатный орган с одноименным названием. Агент «Земли и воли» Н. В. Клеточников был внедрён в Третье отделение. Землевольцы организовали деревенские поселения как переход к «оседлой» пропаганде. Вспомните роман Шолохова "Тихий Дон" и внезапно появившегося в станице Вешенской Осипа Давыдовича Штокмана - профессионального революционера, подпольщика, агитатора и исполнителя воли своей партии на Верхнем Дону...   

Тем не менее, эта акция, равно как и «хождение в народ», окончилась неудачей. После этого народники перестали "миндальничать" и все силы решили сосредоточить на политическом терроре. В 1879 году состоялся Воронежский съезд членов «Земли и воли», в котором участвовали 20 человек. Сторонники террора (Желябов, Михайлов, Морозов и др.) явились на съезд сплоченной группой. Сторонники Плеханова («деревенщики») заняли примирительную позицию, считая главной задачей работу среди крестьян. После этого организация распалась, ее террористическое крыло образовало новую организацию «Народная воля», а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям — общество «Чёрный Передел».

Под воздействием марксистских идей революционеры создали централизованную рабочую организацию, состоящую из отдельных законспирированных кружков. В кружках низшего разряда учителя обучают своих учеников грамоте, арифметике, начаткам географии, а революционных вопросов касаются только вскользь. С теми, которые переходят в следующий разряд, занимаются историей, рассказывают им о социалистическом движении на Западе. Лишь в кружках высшего типа, в агитационных группах, куда попадают только проверенные люди, речь идет не о том, что делается в других странах, а о том, что они сами должны делать в России.

В том же 1879 году по инициативе Л. А. Тихомирова была организована совершенно секретная группа "Свобода или смерть", объединившая самых решительных террористов, находившихся в Санкт-Петербурге. В её состав входило пятнадцать человек: Е. Д. Сергеева (жена Л. А. Тихомирова), Н. А. Морозов, А. А. Квятковский, А. И. Баранников, С. Г. Ширяев, Г. П. Исаев, Г. П. Гольденберг, А. В. Якимова, В. В. Зеге фон Лаутенберг, А. Б. Арончик, Н. Н. Богородский, С. А. Иванова — будущие члены «Народной воли», и В. М. Якимов с Н. С. Зацепиной. Революционеры-террористы поставили своей целью не только убийство всех видных сановников, но и убийство самого царя. И их не останавливало то, что этот царь отменил крепостное право, и вводил либеральные реформы. На царя-освободителя Александра II было совершено семь покушений и последнее оказалось роковым.

***
Революционное движение в России поддерживалось Европой. Примером этому может послужить реакция Европы на выдачу видного революционера-эмигранта Льва Гартмана, который принимал активное участие во взрыве императорского поезда. После покушения на царя он скрылся за границей, однако через некоторое время был там арестован. Царское правительство в своей ноте потребовало выдачи Гартмана как уголовного преступника, и в Париж на помощь русскому послу с бумагами, удостоверяющими, что  Лев Гартман — преступник, спешно выехал юрисконсульт правительства Николай Валерьянович Муравьев.

Франция, не желая осложнять отношений с Россией, может быть, и пошла бы на то, чтобы выдать Гартмана втихомолку. Но революционеры развили бурную деятельность, они подняли вселенский шум - прежде всего написали президенту Французской республики письмо, в котором напоминали, что «Народная воля» борется за те права, которые во Франции уже давно узаконены. В своем обращении «Ко всей Франции, ко всем любящим свободу и ненавидящим деспотизм» Исполнительный Комитет "Народной воли" утверждал, что целью партии «была цель культуры и человечества», что ее «единственным оружием была пропаганда прогрессивных идей». «Только дикое насилие, — говорилось в обращении, — принуждает нас взяться за оружие». Фанатики-террористы обращалась к французским гражданам, как к нации, провозгласившей великие принципы свободы, равенства и братства.

Эти письма Иохельсон, по заданию Исполнительного Комитета, сам отвез в Берлин и оттуда разослал по адресам. Кроме обращения, к французскому народу и к президенту Франции, он отправил еще одно письмо на русском языке. Письмо это было адресовано революционеру-эмигранту П. Лаврову. В нем «Народная воля» просила его и других эмигрантов оказать помощь Гартману. И они победили, «Народная воля» получила поддержку Европы, и Гартман не был выдан.

Между тем Николай Валерьянович Муравьев, посланный во Францию, чтобы добиться от правительства республики высылки Гартмана, чуть не окончил на этом свою карьеру. В сражении с Исполнительным Комитетом «Народной воли» он потерпел поражение: вернулся в Петербург ни с чем. Царь Александр II и его правительство были опозорены. Оно, как тогда говорили, получило «звонкую всеевропейскую пощечину». После обращения «Народной воли» к президенту Франции спор между русским правительством и русскими революционерами перестает быть внутренним, «домашним» делом. «Народная воля» устанавливает дипломатические отношения с Европой. Она делает своим представителем Гартмана, который стал самой известным русским эмигрантом, и одновременно обращается к Карлу Марксу с просьбой оказать Гартману содействие в ознакомлении Европы с истинным положением дел в России.

В письме к Карлу Марксу "Исполнительный комитет" "Народной воли" говорит о том восторге, с которым интеллигентный прогрессивный класс в России принял появление его научных трудов, о политической борьбе, связанной с его именем, о том, что сочинения его запрещены, а сам факт их изучения является в стране «византийского мрака и азиатского деспотизма» признаком политической неблагонадежности. «Что касается нас, многоуважаемый гражданин, — пишет Исполнительный Комитет, — мы знаем, с каким интересом вы следите за всеми проявлениями деятельности русских революционеров, и мы счастливы, что можем заявить теперь, что эта деятельность дошла до самой высокой степени напряженности». Маркс был весьма польщен этим восторженным посланием из России, он всюду рекомендует Гартмана как своего друга, и читает посетителям письмо Исполнительного Комитета. Он даже посылает в ответ на него русским революционерам-террористам свою фотографическую карточку с дарственной надписью.

Список литературы:

1.Нечаев С. Г. «Катехизис революционера» Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / Под. ред. Е. Л. Рудницкой. — М.: Археографический центр, 1997. — С. 244—248. — 576 с.
2.Серебряков Е. А. Общество «Земля и Воля». — Лондон, 1902. — 63 с.
3.Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М.: 1997.
4.Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями / Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б). — 2-е изд., [доп. и испр. — М.]: Гос. изд-во полит. лит., 1951. — 376 с.
5.Сидоров Н. А. Лев Николаевич Гартман : [Очерк жизни и деятельности]. — М.: Изд-во политкаторжан, 1930. — 41 с. — (К пятидесятилетию партии «Народная воля» / Всесоюзн. о-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев)
 


Рецензии