Бхагавад-гита. Глава 8. Стихотворный перевод

Глава 8
Йога неразрушимого Брахмана

Арджуна сказал:

Что есть Брахман? Что – адхьятма?
Что есть карма, о Великий?
Что есть Бытия основа
и Божественности тоже?

Кто основа Высшей Жертвы
в теле здесь, Мадхусудана?
Так же: как в момент ухода
преданный Тебя познает?

Шри Бхагаван сказал:

Нерушимый , высший – Брахман,
а природа «Я» – адхьятма.
К бытию и воплощенью
существа приводит карма.

Адхибхута – ткань творенья,
выше всех богов – Пуруша.
Повелитель жертв – Я в теле
воплощённых всех, о Лучший!

В смертный миг Меня кто помнит,
оставляя своё тело,
в Бытие Моё уходит –
в этом никаких сомнений.

Ибо кто что созерцает,
покидая своё тело,
тот к тому идёт, Каунтейя,
с тем становится единым.

Потому Меня ты помни
постоянно и сражайся.
Устремив свой ум и разум
на Меня, Меня достигнешь.

Пребывая в этой йоге
и умом не отклоняясь,
Высшей Сущности достигнешь,
Партха, стойко созерцая.

Словотворца , Древнего, Правителя
кто удерживает в памяти своей, – 
сверхтончайшего, чей лик непостижим,
всеоснову, солнцесветного, вне тьмы;

тот, чей ум устойчив будет в смертный час,
пребывая в бхакти  силой йоги кто
в междубровье прану  точно приведёт,
в Запредельный, Дух Божественный  войдёт.

О Нетленном Вед провидцы говорят.
И подвижники, стремясь войти в Него,
целомудренность хранят, отвергнув страсть.
Кратко Я поведаю тебе о Нём.

Запечатав все проходы ,
ум держа в пределах сердца,
прану в голову направив,
пребывая в этой йоге,

ОМ – единый слог творенья
пой, Меня держа в сознанье.
Кто так тело оставляет –
Цель Высокую достигнет.

Кто, умом не отклоняясь,
непрестанно Меня помнит,
тот легко Меня достигнет,
погружённый в эту йогу.

Кто во Мне – рожден не будет
в мир страданий, преходящий.
Ведь достигли те махатмы
Совершенства, Высшей Цели.

Всё творенье – Брахма-лока  –
подлежит рожденью-смерти.
Кто Меня достиг, Каунтейя,
вновь рожденья не увидит.

Десять сотен  юг  – День Брахмы.
Десять сотен юг – Ночь Брахмы.
Те, познал кто время Брахмы,
день и ночь они познали.

Сущее всё в Проявленье
с наступленьем Дня приходит,
в Непроявленном исчезнет
с наступленьем Ночи Брахмы.

Множество существ, рождаясь
много раз помимо воли,
исчезают в этой Ночи,
появляясь вновь с Рассветом.

Непроявленного выше
Бытие есть – то, что вечно,
то, что с гибелью существ всех
никогда не исчезает .

Непроявленным и вечным
называют, Высшей Целью.
Кто дошёл – не возвратится.
Этот дом – Моя обитель.

К Высшему  приходят, Партха,
преданностью безраздельной.
В Нём одном все пребывают,
Им вселенная раскрыта.

Точно время, когда йоги,
уходя, вернуться могут,
а когда не возвратятся,
Я скажу, о тур-Бхарата.

В Свет, Огонь, День, с Новолунья,
с Солнца Северной дорогой, –
отходя при них, в Путь Брахмо
те идут, кто Брахмо знает.

В Дым, в Ночи и с Полнолунья,
в путь движенья Солнца к югу,
лунный свет впитавши, йогин
возвращается на Землю.

Светлый, Тёмный Путь считают
вечными во всей Вселенной.
Первый – Путь Невозвращенья.
Путь второй ведёт к Возврату.

Эти две Дороги зная,
йоги не собьются с толку.
Потому в любое время
в этой йоге будь, Арджуна.

Знаньем Вед и жертвой, овладев собой ,
проявляя щедрость, плод заслуг обрёл.
Превосходит йогин всё, что он познал,
к подлинной Обители Высшей он идёт.


Рецензии