Неадекватность, психологи

                ПСИХОЛОГИ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИ
В соответствии с частью конструкции изделия типографии организую изготовление следующего: «А наш мозг – это строитель мира, он наделяет его цветом и запахом, он превращает его в сложную систему, он наделяет мир тем или иным качеством» (А. Курпатов, 2003). «Нам кажется, что мы видим конкретные предметы: например, эту книгу или буквы на странице, но ведь и это неправда! Мы видим нечто, что называем этими словами» (А. Курпатов, 2003, с.19). У каждого свой мозг. У каждого, естественно, свой свет, цвет, запахи и звуки. Было бы странным, если мозг Петра наделял Петра теми же запахами, что и мозг Ивана, наделяющий запахами того же Ивана. То, чему соответствуют запахи Петра и запахи Ивана, может быть одним и тем же в один и тот же момент. Например, то, что соответствует моему визуальному образу – цветок жасмина, и для Петра, и для Ивана в один и тот же момент является одним и тем же. Но у меня и Петра, и у Ивана разные визуальные образы, соответствующие этому одному и тому же в один и тот же момент. И запахи у нас разные, хотя соответствуют этому одному и тому же. Мы можем действовать согласованно так, что наши разные визуальные образы и наши разные запахи можем считать (условно) одинаковыми. Но одинаковыми они для нас условно, а разные они безусловно.
Слепой называет книгой не то, что он видит, но то, что он может держать в руках. И со слепым я согласен. То же, что я вижу, я не могу взять в руки. Когда я испытываю состояния видения книги, я использую свою зрительную модель, свой зрительный образ. Я не могу взять в руки то, что я вижу, но могу взять то, что соответствует тому, что я вижу.
Хотя: «Такова участь многих доморощенных дилетантов от психологии, страдающих инфантильностью, а то и откровенной глупостью» (А. Курпатов, 2003), А. Курпатов не сумел избежать этой участи.
«Когда ребенок первый раз садится за парту и начинает писать буквы, для него объектом будет даже не сама буква, а отдельные ее элементы – палочки, хвостики, их расположение, толщина линий, определяемая нажимом и т.д.» (Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Контекстуальное опознание. – СПб.: Питер, 2005, с. 86). И хотя эти авторы довольно последовательно придерживаются схемы ориентации, согласно которой «мир амодален» (с. 253, там же), они тоже не могут контролировать свои лексические автоматизмы, когда дело касается школьных тем.
Продолжение.
proza.ru/2021/08/09/1640


 


Рецензии