Животные в моей жизни

+++++++++

Родилась я маленькая, болезненная, но в 10 месяцев уже шустро бегала. Как-то старшие девочки упросили маму, чтобы она позволила со мной поиграть. Они увели меня в соседний двор, а сами стали играть в прятки и попрятались. Я осталась одна и чтобы позабавить себя, подобрала прутик и стала гонять курочек. А в том дворе жил агрессивный петух, который нападал даже на взрослых.
Ему, видимо, не понравилась моя вольность — какая-то малявка нарушила покой в его курином царстве-государстве. И он, распушив свои огромные крылья пошёл на таран. Своим жёстким клювом нанёс мне две ранки — одну посередине правой бровки, а вторую чуть повыше на лобике. С этими отметинами я проживаю жизнь, но благодарю Бога, что петух тогда  не выклевал мне глазик. Белый шрамик на брови, став взрослой, закрашивала чёрным карандашом.
И когда мама спохватилась, что девчонки вернулись без меня, кинулась на поиски и нашла меня, сидящую на траве и закрывающую личико ручками. Маму ужаснул мой вид — и ручки, и личико, и платьице были в крови, а поблизости стоял петух. Мама схватила меня и побежала, а петух бежал за нами и отстал только, когда выгнал со своего двора.

После такого стресса я долго спала, а мама переживала за сохранность моего глазика, но когда я проснулась, открыла глазки, мама вздохнула с облегчением — с моим зрением было всё в порядке.

Вот такая первая и неприятная встреча с особью животного мира произошла со мной в раннем детстве.

+++++++++

Мои родители из Сибири переезжали на Урал, а потом на Кавказ в Тбилиси. Поселились на окраине в районе Сабуртало. Климат был солнечный, тёплый. Частные дома, как в деревне, простор и безопасность для таких, как я, 4-5-летней детворы. Много было ребятишек, у которых папы грузины, а мамы русскоязычные, поэтому они владели и грузинским и русским языками. Мы с братом быстро освоили детский грузинский диалект.

Однажды играя большой группой в прятки, мы услышали страшный собачий визг и лай. Мы всей ребячьей стаей ринулись туда и что увидели? Две небольшие чёрные собачки "завязались хвостиками" (как нам, невинным детям, тогда казалось) и пытались убежать от парня-верзилы. Они тянулись в противоположные стороны, то визжа от испуга, то громко лая. А этот верзила пытался их разделить лопатой. Развязать руками хвостики он не пробовал, наверное, боялся, что собаки его покусают — так думали мы, дети.

У нас, как и у собачек, в глазах испуг, что он хочет их убить. Появился старый дядя грузин. Он кричал по-грузински на верзилу, отнял у него лопату, ударил его по спине черенком. Парень убежал и собачки в это время скрылись в подворотне.  Всё затихло и мы поняли, что  собачки остались живы, и, делясь своими впечатлениями, вернулись к своим важным неотложным детским делам.

Вот так дети познают окружающий мир зла и добра.

++++++++++

Сколько помню себя, при переездах на новое место жительства, мама возила ручную швейную машинку и постоянно шила.
У нас всегда были заказчицы шитья. Когда мы жили в Тбилиси, мне было 4 года,  к маме пришли две девушки на примерку платьев. Одна из них, раздеваясь, застеснялась открытой двери и решила её прикрыть. А в это время у основания двери лежала кошка с пятью маленькими котятами. Одна маленькая кошечка была моей любимицей.  И вот по закону подлости именно она была прищемлена дверью прямо на моих глазах. Я увидела, как она с жалобным писком поползла на передних лапках, волоча заднюю часть своего маленького тельца. Боже! Что со мной было! Другая тётя увела меня в глубь комнаты, чтобы я этого больше не видела, а в это время, как спустя много лет рассказала мама, она, чтобы не мучился бедный котёнок, утопила его в стоящем на веранде ведре с водой, завернула в тряпку, чтобы скрыть от меня трупик и передала сыну хозяйки, пареньку, чтобы он закопал этот свёрток в тайне от меня.
Мама говорила, что этот стресс я переживала тяжело. Беспокойно спала по ночам, вскрикивала. Это была первая потеря в моей жизни на тот момент близкого и любимого родного существа.
Наверное, такие потери оставляют зарубки не на сердце, а в душе, это точно, и остаются в памяти на всю жизнь.

+++++++++

Кошки жили у нас всегда, а собачки только во дворе у родителей. Как-то брат, вынося мусор на помойку, принёс маленького котёнка. Он прижился и превратился в красавицу кошку с необыкновенно зелёными глазами.

Так как её первая еда была на помойке, где она ела сырые овощи и очистки картофеля, у неё сформировались странные для кошки вкусовые пристрастия, которые и остались на всю жизнь. И что любопытно — она передавала их своему потомству.

Когда мама начинала чистить картошку или нарезать овощи, кошечка, почуяв запах, прибегала, садилась, поднимала передние лапки и мяуканьем просила её угостить этим «лакомством». Мама накладывала в миску и кошка начинала с удовольствием хрумкать. 

Она была очень умненькая. Когда кошка окотилась, мама сказала:

- Столько не раздадим, надо будет их утопить.

Когда мама собралась это сделать, а их уже и след простыл. Кошка услышала, всё поняла и быстро перетаскала котят в укромное место, откуда они вылезли, как говорится, уже «оперившиеся». Троих мама раздала в три дома, двоих мы унесли на работу. Через несколько дней хозяйки этих домов сообщили маме, что наша кошка по несколько раз обходит все три дома и кормит своих котят.

Вот это я понимаю — материнский инстинкт! Не то что у некоторых хомосапиенсов — баб (не могу назвать женщинами или матерями тех, кто бросает своих детишек), хорошо, если сохраняется их жизнь, а то и на явную погибель.

Недавно прочитала: «У Бога много дверей, которые то открываются для одних, то закрываются для других, но одна всегда открыта для покаяния».
Таким женщинам надо всю оставшуюся жизнь стоять на коленях, замаливая свой грех.
И Бог им судья.

++++++++++++

Пока мы жили в Тбилиси, родители старались посетить все достопримечательности города и всегда брали нас с собой.
Особенно мы любили сад Нуштаиди, где было огромное количество аттракционов и зоопарк. Это была огромная открытая территория и закрытые павильоны, заполненные разными видами животных. Даже за целый день обойти было невозможно.

Запомнился случай. Около небольшой клетки толпился народ. Я протиснулась ближе и увидела огромного удава. Он лежал, свернувшись огромным клубком и спал, а рядом прыгал маленький беленький кролик. Прошёл слух, что удав должен проснуться и проглотить кролика. Многие из толпы, не дождавшись этой процедуры, уходили разочарованные, а мне было очень жалко этого малютку - такого милого, пушистого и несчастного перед  решением судьбы.

Мама, услышав о предстоящей трапезе удава и, щадя нашу детскую психику, увела на улицу, к обезьянкам. Здесь было весело, посетители смеялись над кривлянием обезьян. Мы тоже отвлеклись от переживаний за кролика, но эту историю я запомнила на всю жизнь.

++++++++++

Переехав в 1948 году на маленькую станцию  железной дороги Саратов-Вольск, мы, наконец, обзавелись собственным домом и живностью. Была даже корова Миланка из породы молочных. Действительно, в разгар летнего сезона она давала за три дойки в день по ведру, это 30 литров молока.

На дневной водопой и отдых пастух пригонял скотину на ближайший водоём, который был в 2-х километрах от станции, и женщинам на дойку приходилось преодолевать это расстояние в самое пекло. Ладно, туда налегке, а обратно с тяжестью молока. Каждый день такой нелегкий труд выпадал на долю нашей мамы.

Однажды мама приболела и мы, папа, старший брат и я, вынуждены были эту работу взять на себя. Доить никто из нас не умел, договорились с соседкой, подоит свою корову, а потом нашу. Так и сделали. Папа загородил голову Миланки, давая кусочки хлеба, чтобы она не видела доярку,  так как, привыкнув к своей хозяйке, чужому человеку может заблокировать поток молока. Брат Вася держал хвост, чтобы не хлестала доярку.

Целое ведро надоенного молока отставили в сторонку, взялись за козу. Эта зараза оказалась норовистая и никак не давалась дотрагиваться чужими руками до вымени.  Папа держал её за рога, зажав голову между коленок, мы с Васей держали на весу её задние ноги, она всё равно брыкалась, вырываясь, но с горем пополам тётя Настя надоила около литра молока.

Все облегчённо вздохнули, но, когда обернулись на ведро, то ахнули. Конусное ведро лежало на боку, а из него торчала половина чужого козлёнка-подростка, который допивал последние капли содержимого. Папа выдернул ведро, а козлёнок еле-еле поднялся с колен передних тонких ножек. Его бока были надуты, как два пузыря. Папа с досады пнул его в бок, а тот даже не мог побежать, еле передвигая ножками.

Мне эта картинка показалось забавной, я засмеялась, но папа строго зыркнул на меня и я заткнулась.
Только одна приятность была от этого события — обратно мы шли налегке с одним литром козьего молока. В знак благодарности тёте Насте за труды, папа помог ей донести её ведро.

Мама восприняла наше честное признание с юмором, а мы поняли, как трудно было ей в этот период молочного сезона.
Все последующие походы на дойку мы учитывали ошибки того дня и возвращались уставшие, но с полным ведром молока и чувством выполненного долга.

++++++++++++

Наша корова Миланка, к сожалению, состарилась и пришлось заменить её. Купили по рекомендации молочную молодую стеленную бурёнку. Внешне некрасивая, длинноногая, грязно-бежевого цвета и к тому же ещё и комолая (безрогая). Ценность её была в том, что жирность молока была очень высокая.

В первый отёл появился бычок, трёхцветный красавец — белый, красный и чёрный. Когда стал подрастать, выяснилось, что он в маму — тоже комолый. Обычно бычков выращивали на мясо.

Однажды вечером, когда пастух пригнал стадо, корова, напившись, пошла к дому, а этот бычок, не нагулявшись, направился в другую сторону. Мама меня окликнула, показав на него, дала понять, чтобы я вернула его домой. Мы, детвора, на площадке играли в лапту. Я вся в игре, в азарте, а этот засранец отвлекает меня. Я подняла прутик, догнала, хлестнула его по хвосту, он повернулся и побежал в сторону дома. Но вдруг остановился, развернулся и медленно, опустив голову, пошёл на меня. Я опешила, попятилась, споткнулась и села на пятую точку. Он приблизил свою огромную безрогую башку вплотную к моему лицу, заглянул своим черным глазом в мои испуганные глаза, обрызгав своей слюной. Потом повернулся и медленной гордой походкой победителя пошёл к воротам. Вот так он показал мне, малявке, кто в доме, то есть в хлеву, хозяин.

Поздней осенью, когда установились крепкие морозы, папа забил его на мясо. Жалко было, но так устроен человек. Как в анекдоте: «Кусить-то хочется». Всю зиму семья была с мясом.

+++++++++++

Мы, девчонки, подросли, хотелось развлечений, на нашей маленькой станции их практически не было. Летом, когда в соседнее село привозили киноустановку для показа кинофильмов, сарафанное радио быстро разносило эту новость в соседние сёла. И в этот выходной собиралась молодёжь со всей округи.

В один из таких дней мы с девчонками договорились поехать. Как могли в те времена, наводили марафет, чтобы выглядеть красиво. Я уже была готова, осталось только поменять домашний халатик на платье, как вдруг услышала душераздирающий визг поросёнка из деревянной уборной, стоящей в конце двора. Папа обычно ставил под дыру большое ведро, и по мере наполнения выносил его в конец огорода для утилизации содержимого, засыпая землёй.

Как поросёнок попал в туалет, трудно сказать. Барахтаясь, опрокинул ведро, весь измазался и начал визжать от страха.
Мне ничего не оставалось, как извлекать его оттуда. Трепыхаясь, он обрызгал меня с ног до головы.
Во дворе обычно стояли бочки и большие оцинкованные тазы, наполненные водой для скота и полива. Я  окунула поросёнка в таз, чтобы отмыть, теперь он усиленно разбрызгивал воду и визжал так, что уши закладывало от децибел. 

Пришлось отмываться в бане. Так накрылось моё кино медным, то бишь оцинкованным, тазом. И смех, и грех.

++++++++++

Мои дочка, внучка и правнук собрались поехать на море. У них из живности был джунгарик — мелкая разновидность хомячка. Договорились, что привезут его ко мне.
Глянула я на клетку с опилками и стружкой, лесенка и спаленка в виде пластмассовой трубки, чуть больше его объема.
Мне стало его жаль — живёт в такой холодной клетке. Покопалась в тряпках, подобрала белую из хлопка длиной сантиметров 50 и шириной сантиметров 15. Положила в клетку, ещё не зная как её применить, занялась своими делами. Позже глянула, а он уже сообразил, как её использовать. Удивление вызвало то, как ему удалось эту длинную тряпку сложить в несколько слоёв и расстелить  как коврик перед входом в его цилиндрическую спаленку.
И что характерно, он утаптывал её лапками, оставляя мелкие вмятинки от коготков.
Это ещё не все сюрпризы. 
Утром подошла глянула и моему удивлению не было предела. Он крепко спал, аккуратно обмотанный этой тряпкой вокруг своего тельца и из тёплого укрытия торчала только мордочка. Как всё это удавалось ему проделывать  осталось загадкой.
Если мне скажут, что животные — эти Божьи создания — глупые, не поверю. Эта малявка, у которой мозг с гулькин нос, наделена и умом, и сообразительностью, и хозяйственностью. И это не просто природный инстинкт, а что-то большее.

Описывая эту серию «Животные в моей жизни», я вернулась в воспоминаниях в своё детство, юность и молодость, как-то стало приятно на душе от  тепла, подаренного нашими «братьями меньшими».
Хочу, чтобы прочитавшие тоже окунулись в свои приятные воспоминания от бывших контактов со своими любимыми пушистиками, одарившими искренней радостью общения. А маленькие огорчения вспоминали с улыбкой.

_________
МИК


Рецензии
Здравствуйте, дорогие Мадесса и Жанночка!
🌹🌹🌹🌹🌹🌹🌹
Очень интересный рассказ о братьях наших меньших. И, что весьма замечательно, с детскими (и не очень) воспоминаниями, которые передают атмосферу того, давно ушедшего, времени. 😉
Рассказ и трогательный и временами смешной! 😄
Вы, Мадесса, пишете о животных с большой любовью, не просто рассказывая эпизоды из их жизни, но и акцентируя внимание читателя на наличии у них и чувств и ума. Согласен с Вами полностью!
Мне тоже стало тепло на душе от прочтения таких добрых воспоминаний! И большое Вам за это спасибо! 👏👏👏
Обнимаю вас с Жанночкой с самыми тёплыми чувствами 🤗🤗,
Миша.

Цветов Михаил   24.08.2021 19:30     Заявить о нарушении
Спасибо большое, наш дорогой Читатель Миша!
Ваша задушевность очень приятна!
Благодарим за тёплые эмоции и добрые слова об этих маминых воспоминаниях!
Наверное, трудно представить нашу жизнь без животных вообще, а без любимых особенно! Хорошо, что они были и есть в нашей жизни!
Обнимаем сердцами,
Мадесса и Жанна

Мадесса Кулешова   25.08.2021 13:48   Заявить о нарушении