Разное или одинаковое 2

Разное и одинаковое - это основной вопрос диалектической логики. В формальной логике разное и одинаковое не являются главным вопросом, тем не менее также рассматриваются в отношениях тождества понятий. При отношениях тождества понятия могут различаться по своему содержанию, но в них мыслится один и тот же предмет. Например, Александр Пушкин — Автор «Евгения Онегина». Удовлетворяется ли такое тождество в примере «Я сейчас - это я 20 лет назад»? Формально удовлетворяется. Содержание этих понятий разное, но мыслится один и тот же предмет «я». Можно ли между ними однозначно поставить знак тождества? Нельзя, поскольку эти понятия отличаются не только содержанием, но и объемом этого понятия «я», мыслится не одно и то же, или точнее, мыслится нечто неопределенное. То есть с точки зрения формальной логики, «я сейчас» и «я 20 лет назад» это все-таки разные понятия. Но мы, чтобы сохранить свою личность, мыслим себя как одного и того же человека на протяжении всей жизни. Формальная логика здесь заходит в тупик. Рассмотрим те же самые понятия с точки зрения диалектической логики. Диалектическая логика никогда не рассматривает понятия вне их контекста, или границ. Поэтому рассматривая любое понятие мы должны дать ему определение, провести границы. Например, я — это совокупность психологических свойств человека, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. И в этом случае оба понятия тождественны. Дадим другое определение я — носитель индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений. В этом случае понятия «я сейчас» и «я 20 лет назад» не тождественны. Так это один и тот же я, или нет? Опять тупик? Формальная логика не может выйти из этого тупика, поскольку понятие А всегда должно быть тождественно самому себе. А должно быть равно А. В то время как диалектическая логика рассматривает предмет только в определенных границах, следовательно один и тот же предмет может быть и одновременно не быть тождественен самому себе. Другими словами, «я тогда» и «я сейчас» в своем содержании совпадают, но мыслиться могут по-разному. Вне границ рассмотрения любой предмет существует как «вещь в себе», потенциально содержащую и сущностные и второстепенные признаки. Проведением границ, или определением признаков предметов успешно занимается формальная логика, в парадигме которой развивается наука. Но, как становится очевидно из вышеуказанного примера, в случае появления противоположных по форме определений, формальная логика заходит в тупик, порождая разные направления научной мысли, которые конфликтуют друг с другом. Либо на бытовом уровне становится еще на один парадокс больше, который можно решить только «интуитивно»:) Тогда как определения, с позиции диалектической логики, нужны лишь для конкретных целей, и сами по себе не несут никакой отдельной ценности. Это позволяет рассматривать предметы и явления в своей сути, а не в границах навязанных им определений. Тогда, сколько бы ни было определений понятия «я», они нас больше не путают, и мы можем смело рассматривать саму суть явления, или, что то же самое, саму суть бытия. Это и называется единством при сохранении противоположностей, а не примирительным единством противоположностей, как принято называть диалектику в учении о формальной логике. Итак, даже разное и одинаковое в рамках формальной и диалектической логик рассматриваются по-разному. Преодолеть его можно только выйдя в пространство диалектического мышления, но тогда само это противоречие оказывается снято:)

Подробнее:

Разное или одинаковое?
http://proza.ru/2021/03/04/956


Рецензии