Россия 19-го века в лицах. Серафим Саровский
Преподобный Серафим жил в очень сложное время, в чем-то похожее на наше. Главная похожесть того времени с нашим была в прозападных симпатиях большой части образованных русских людей, тех, кто являлись организующей и управляющей частью общества. В 19-м веке эти люди даже говорить по-русски толком не умели, а предпочитали изъясняться на французском. Так и в наше время считают они важным и необходимым знание английского, хотя объясняются все-таки на русском. Будущие декабристы, пройдясь по Европе в конце Отечественной войны 1812 года, и познакомившись с идеями европейских вольнодумцев, отказались от православного мироощущения и во главу угла поставили западные ценности. При этом считали они себя борцами за счастье народное и решили навязать обществу свои идеи путем военного переворота.
Святой Серафим ничего выдающегося как будто не сделал, не совершал он подвигов во имя счастья народного, но имя его в истории России столь известно и почитаемо, что позавидовать этому могли бы многие известные писатели, художники, политические деятели. Он не пытался осчастливить ближних путем общественно-политических преобразований, а избрал дорогу духовного совершенствования. Прежде чем преобразовывать мир, преобразись сам. Зачем тебе переделывать мир, и знаешь ли ты, что из этого выйдет? Эти твои благие намерения могут оказаться теми, которыми "дорога в ад вымощена". Для начала переделай хотя бы маленькую частичку этого мира- себя, и возможно что после этого ты сможешь быть воистину благодетелем человечества. А когда в твоей собственной душе путаница и темень, то как же сможешь ты просветить другого? Сначала обрети свет, мир, покой и счастье в своей душе, тогда сможешь поделиться всем этим и с ближними! Он учил: "Просветись сам- и тысячи вокруг тебя воскреснут", "стяжи дух мирен- и тысячи вокруг тебя спасутся". И главное, что он этому не только учил, но в своей жизни осуществлял. Преподобный Серафим явился тем человеком, который всей своей жизнью доказал, что жить с Богом лучше, чем без Бога.
И декабристы, и Герцен, и революционеры всех мастей учили остальных- как улучшить жизнь. Одни предлагали такие реформы, другие- этакие.. То же и в наше время.. У многих из этих советчиков было и есть все, что только можно пожелать- дома, квартиры, деньги, а вот радости и покоя ни у кого из них не было и нет. А у преподобного Серафима не было ничего, а радость в душе сияла такая, что прямо переполняла его и изливалась на всех теснившихся возле его убогой кельи.
***
Родился святой человек в 1754 году в Курске. Уже его детство и отрочество были отмечены особыми событиями. Мальчиком он упал с высокой колокольни, но остался цел и невредим. Отроком тяжело заболел, надежды на выздоровление не было, но в бреду увидел богородицу и захотел ее увидеть. Мать с больным мальчиков на руках вышла к крестному ходу и дала ему приложиться к иконе богоматери. С этого момента мальчик пошел на поправку. В 17 лет юноша решил стать монахом, попрощался с родными и отправился с Саровскую обитель. В 1786 году принял монашеский постриг с именем Серафим (что значит пламенный), а в 1794 году рукоположен в сан иеромонаха.
В это время он совершил свой первый подвиг пустынножительства. Срубил в глухом лесу, в 5 километрах от монастыря, избушку и стал там жить в молитвах и трудах праведных. Раскопал небольшой огород и завел пасеку. Повадился к нему приходить медведь и Серафим кормил его с ладони. Медведь съедал хлеб и уходил обратно в лес. Слух о праведнике разошелся по округе и стали к нему приходили люди за советом и наставлением. Говорили, что даже император Александр 1 был у праведника, долго с ним о чем-то говорил, а когда уходил, то Серафим ему сказал: "Так помни же и поступай как сказано". Как известно, Александр поехал на лечение в Таганрог и внезапно там скончался. Неожиданная и странная это была смерть, и многие в нее не поверили, а считали, что тайно ушел император в монахи, среди которых стал известен под именем Федор Кузьмич.
Нелегко было Серафиму в лесу, пугали его по ночам странные крики и шорохи. Он посчитал это происками дьявола и решил укрепиться в следующем подвиге - столпничестве. 1000 дней и ночей простоял он на коленях на большом камне и все время молился. И спускался с валуна лишь для еды и короткого отдыха. Молва о святом человеке распространялась все шире, много стало к нему приходить людей, и хотя он с радостью всех принимал и помогал, однако иногда его это тяготило, особенно смущали посещения женщин. Поэтому ое просил Бога отвести от него всякие греховные мысли и соблазны и обрадовался, когда в один прекрасный день тропинку к его лесному жилищу завалило буреломом.
Следующим тяжким испытанием стало нападение на него лихих людей. Узнав, что ходит к отшельнику множество людей, и среди него есть очень состоятельные, решили несколько крепостных напасть на Серафима, и отнять у него сокровища, которые, как они полагали, хранил он в своей избушке. Неожиданно напали на него, жестоко избили, и топором, который тот выронил, проломили ему голову. Перевернули всю избушку в поисках сокровищ, но нашли только несколько картошин. В страхе сбежали они в свою деревню. Серафим, с божьей помощью, отлежался, оправился, но с той поры ходил согнувшись и опираясь на палку. Поселяне ужаснулись этому преступлению и хотели предать бандитов суровому наказанию, но Серафим вступился за них и простил. Говорили, что позже, все равно, Бог преступников наказал и дома их сгорели.
Удивляло сторонних посетителей, что встречал их Серафим всегда с великой радостью в голосе и в обращении. Говорил всем: "Христос воскресе, радость моя!" Их это удивляло, но преподобный говорил: "Ведь веселость- не грех, она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой... Сказать слово ласковое, приветливое, да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был- вовсе не грешно". Ведь когда в душе Бог, так с Богом ничего не страшно и всегда и всюду радостно. Горюем мы не оттого, что жизнь плоха, а оттого, что в душах наших живет не Бог, а демонская гордыня, самолюбие, похоти и страсти. И не стоит надеяться обрести рай, где бы то ни было, если не обретет его человек прежде всего в собственной душе.
Однажды археологи во время раскопок нашли крест. На нем было начертано:
Я свет миру- а вы не видите Меня.
Я путь- а вы не следуете за Мной.
Я истина= а вы не верите Мне.
Я жизнь- ы вы не слушаете Меня
Я Господь- а вы не повинуетесь Мне
Я ваш Бог- а вы не молитесь Мне
Я ваш лучший друг- а вы не любите Меня.
Если вы несчастны- не вините Меня.
Испокон веков на Руси "жить хорошо" означало "жить добродетельно". Однако нынешние либералы проповедуют другое счастье- "жить сытно" или же "жить богато". Материальный успех и достаток ставятся главными целями жизни. И идти к этим целям можно любыми путями: торговать своим телом, давать деньги в рост под проценты.. Всегда это на Руси считалось постыдным. Теперь то что чего раньше стыдились, становится нормой жизни, и насмехаются уже над целомудрием, бескорыстьем, честностью, совестливостью, называя это комплексами. Вот как удивительно все перевернулось с ног на голову. Достойно теперь жить греховно, а жить добродетельно- это удел глупцов и закомплексованных идиотов. Но так ли уж много радости доставляет нам такая жизнь? Посмотрите на лица всех этих достойных людей- не много вы увидите на них радости, умиротворения, счастья, напротив- стресс, тревогу, озабоченность, вечное недовольство. Ведь счастлив не тот у кого всего много, а тот кто всем доволен.
***
Умер Серафим в 1833 году, а через 70 лет, в 1903 году при огромном стечении народа по инициативе царя Николая 11 произошло его прославление и были его мощи перехоронены в приделе Дивеевского собора. Несли гроб с останками святого почетные горожане во главе с самим императором Николаем 11.
Графиня Наталья Владимировна Урусова оставила воспоминания о предсказании преподобного Серафима относительно возрождения России:
"Я знаю о пророчестве прп. Серафима о падении и восстановлении России; я лично это знаю. Когда в начале 1918 года горел Ярославль и я бежала с детьми в Сергиев Посад, то там познакомилась с графом Олсуфьевым, еще сравнительно молодым. Он для спасения каких-то документов, должных быть уничтоженными дьявольской силой большевизма, сумел устроиться при библиотеке Троице-Сергиевой Академии. Вскоре он был расстрелян. Он принес мне однажды для прочтения письмо, со словами: "Это я храню, как зеницу ока". Письмо пожелтелое от времени, с сильно полинявшим чернилом, было написано собственноручно Св. Преподобным Серафимом Саровским - Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нем сказано и о помиловании и спасении России. Года я не могу вспомнить, так как прошло 28 лет, и память мне может изменить, да и каюсь, что не прочла, с должным вниманием, так как год указывался отдаленно, а спасения хотелось и избавления немедленно, еще с самого начала революции, и думается, что это был 1947 г., во всяком случае, в последних годах 20-го столетия. Простить себе не могу, что не списала копию с письма, но голова была так занята и мозги так уставали в поисках насущных потребностей для детей, что этим только успокаиваю и оправдываю свою недальновидность... Письмо помню хорошо."
Список литературы:
Захаров А. Где найти счастье. Санкт-Петербург, 2007.
Свидетельство о публикации №221081001469
Замечательная статья! На мой взгляд - Вы делаете важное и нужное дело. Все Ваши статьи заслуживают самого пристального внимания.
Благодарю Вас!
Душа Шахини 1 11.08.2021 20:31 Заявить о нарушении