Часть - 6. Золото курганов

        http://proza.ru/2021/08/10/656
        После занятий ученики с большим воодушевлением проследовали в столовую к хозяйке дома, где были накормлены замечательным обедом. По окончанию, которого Айвазовский захлопал в ладоши:

- Внимание господа! Сейчас отдых небольшой, по истечению которого всех прошу в класс.

         Ребята не стали убегать на улицу, а воспользовавшись случаем ещё раз посвятили время изучению работ великого мастера в галерее, тихо переговаривая между собой, делясь впечатлениями о картинах, об услышанном и увиденном сегодня.
Перерыв закончился и прозвучал голос Мастера:

- Давайте, друзья, закрепим материал, поговорим о том, что художнику необходимо для работы, какие он использует и в каких случаях кисти, краски, мастики…

         Потом урок продолжился, хозяйка, заглянув в открытую дверь, увидела сосредоточенные детские лица, наморщенные лбы, тянущиеся руки с готовностью ответить на поставленный вопрос и улыбнулась этой картине.

- У кого какие есть вопросы, можно и не по материалам урока, - раздался голос Ивана Константиновича.

         Ребята немного стушевались, но знакомый наш не смущаемый ничем малец, подняв руку спросил:

- А правда вы занимались раскопками древностей в Феодосии и нашли золотые украшения?

- Да, друзья, что интересно?

- Да! Учитель, ведь в этом вопросе тоже есть художественная сторона! – прокричали ребята.

- Ну, хорошо! Действительно настоящий художник должен знать много сторон жизни, а изучение древностей - это часть его знаний, необходимых для работы. Тогда слушайте:

         В годы учения в академии, в мастерской M. Н. Воробьева, рассматривая его дорожные альбомы с рисунками, сделанными во время путешествия по Малой Азии в Иерусалим, я увидел глубокое внимание своего профессора ко всему, что относилось к старине, это, в свою очередь, расширило и укрепило мой интерес к истории родного города, т.к. я и в детстве любил ходить по рынкам, засматривался на старинные вещи, а потом с удовольствие их старался нарисовать.

         Многие годы среди ученых шли споры о местоположении древней античной Феодосии. Было известно, что она, обладая большим портом, имела широкие торговые отношения с Афинами и другими греческими городами великой Империи. Некоторые считали, что античная Феодосия лежала на мысе Ильи, в двух-трех километрах к югу от крепостных стен генуэзской Кафы. Но никаких вещественных доказательств никто не мог представить. Другие ученые были склонны искать античную Феодосию на противоположном берегу Феодосийской бухты, на горе у мыса Опук. Искали ее и у более отдаленных берегов, пока археолог Сибирский А.А. в результате длительных археологических раскопок, не нашел в 1852 году вблизи Феодосии серебряную монету V века до н. э., которая была найдена среди множества других находок, отчеканенную, как предположили, в античной Феодосии. В то время это было единственное подтверждение того, что древний город следует искать в непосредственной близости от современной Феодосии.

         Художник, продолжая рассказ, повествовал о том, что его увлекла идея узнать лучше историю родного города, и как он проникся целью провести новые раскопки в окрестностях родного города.

         Третьего апреля 1853 года Министр уделов и управляющий Кабинетом Его Императорского Величества граф Л.А. Перовский сообщил исполняющему обязанности генерал-губернатору Новороссии П.И. Федорову о планах произвести раскопки за государственный счет на земле, принадлежащей городу Феодосии. Также он просил местное начальство оказать содействие руководителю раскопок, профессору Академии художеств И.К. Айвазовскому, который уже приступил к работам.

- А скажите, учитель, а где вы решили искать сокровища, я тоже б хотел заняться поиском кладов? – неугомонный мальчуган буквально источал интерес ко всему, что касалось великого мариниста.

- Главная цепь курганов близ Феодосии тянется по гребню гор, окружающих этот город и его бухту, в виде амфитеатра от монастыря Св. Илии до Лысой горы. Кроме этой цепи, есть еще несколько второстепенных курганов и насыпей, которые занимают отдаленные пункты на скатах гор напротив монастыря, на крутых берегах моря и на Лысой горе, но на поиск необходимо специальное разрешение властей, дорогой мой, - ответил Айвазовский.

          Как писал об этих курганах директор Керченского музея А. Е. Люценко:

- Первоначально раскопки велись «минами» в центре насыпи трех курганов, уцелевших на гребне горы, лежащей в южном направлении от городского карантина. Каждый из этих курганов имел окружность от 30 (63.9 м) до 35 (74.55м) саженей, при высоте не более сажени (2.13 м). «Форма их обыкновенная, - основание скалистое, имеют насыпь, состоящую из глинистой земли, смешанной с хрящами и мелким камнем». В первом из курганов, лежавшем «впереди прочих», я открыл «земляную гробницу» (грунтовую яму в материке) с золотыми вещами; во втором кургане, расположенном позади первого - кувшин с сожженными костями, перемешанными с углем и золой (кремацию в сосуде); в третьем, находящемся несколько левее означенных, - «жженную гробницу» (кремацию) с «кусочками расплавленного в ней золота».

         О первых результатах работ И. К. Айвазовский уведомил министра уделов Л. А. Перовского письмом от шестого июля 1853 года:

«Ваше Сиятельство
Милостивый государь
Граф Лев Алексеевич!

         При всем моем желании приступить немедленно по приезде моем к раскопке курганов в Феодосии я не мог начать работы ранее двадцать восьмого июня по недостатку рабочих, которые были заняты уборкой хлеба в деревнях. До вчерашнего числа открыли пять курганов, в которых ничего не нашли, кроме разбитых кувшинов с углями и золой, но вчера, т. е. в пятом кургане, нашли просто под землей, в золе, золотую женскую голову самой изящной работы и несколько золотых украшений, как видно, с женской наряды, также куски прекрасной вазы, как лучший этрусской вазы.

         С этой же почтой отправляю к Вашему Сиятельству эту головку, и также несколько древних монет, которые я купил в Феодосии и которые найдены в самом городе. Как новый и неопытный археолог, не смею дать своего мнения, но что касается до головки золотой, то, как артист, я в восхищении за Феодосией. Эта находка дает надежду, что не напрасны будут наши труды, и все эти открытия доказывают, что древняя Феодосия была на этом же месте.

         С последней почтой я имел честь получить письмо Вашего Сиятельства с вложением две тысячи рублей серебром на постройку кордона. Подрядчик взялся (советом) выстроить за одну тысячу семьсот рублей серебром и к первому апреля 1854 года будет готов. На остальные деньги по указанию Вашему куплю камней и на раскопку канавы по границе Вашего участка.

         С чувством глубочайшего высокопочитания, имею честь быть,
Милистивейший государь
Вашего Сиятельства
Покорнейшим слугой
И. Айвазовский
Феодосия, 6 июля 1853».

          Существует список, ставший известным по документам как сводный перечень находок согласно описаниям, Е. Ф. де Вильнёва, вещей из раскопок И. К Айвазовского и спискам памятников, поступивших в Эрмитаж. И сохранилось сопроводительное письмо Л. А. Перовского в министерство двора к А. П. Шувалову с приложением списков золотых и глиняных вещей, найденных в Феодосии, для «препровождения их в Эрмитаж». Граф просил прислать чиновника из императорского собрания «для принятия этих вещей». Таким чиновником оказался хранитель Первого Отделения Эрмитажа, академик Л. Э. Стефани. В описях традиционно для того времени феодосийские находки распределены по материалу изготовления — золото, серебро, керамика, терракоты и т. п.

          Информация о раскопках осени 1853 года Е. Ф. де Вильнёва и И. К. Айвазовского была заслушана на заседании ООИД шестнадцатого декабря 1853 года.

- Иван Константинович, а какие – ни будь были красивые вещи, которые вам понравились, которые оказались ценной находкой? – пробился с вопросом ученик из Академии.

- Конечно, конечно, было не мало очень интересных и ценных предметов из золота, серебра, вот, например, были найдены знаменитые серьги, которые по праву занимают первое место по мастерству своего исполнения среди ювелирных изделий роскошного стиля, они явно были выполнены по заказу и стоили в то время значительных средств. Из четырнадцати пар роскошных серег, известных на сегодняшний день, семь были найдены именно в Северном Причерноморье.
 
         Феодосийские серьги украшены фигурками, исполненными в микро - технике, повторить которую современные ювелиры не в состоянии. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «феодосийские серьги», потерпел полное фиаско. Ныне серьги составляют гарнитур, украшающий Золотую кладовую Эрмитажа.
Мальчишки сидели, раскрыв рты с мечтами совершить путешествие или даже здесь в Феодосии найти замечательный старинный клад. И не будем кривить душой, каждый из них таким образом хотел бы стать богатым уважаемым человеком. А мы пожелали б им найти свою птицу счастья в жизни!

         Для полноты картины для наших читателей добавим ещё небольшую информацию. «Высота всей серьги составляет около девяти сантиметров, при весе 22 и 22,5 граммов. Датировка находки остается дискуссионной. Согласно И.И. Саверкиной украшение следует отнести к 330-300 годам до н.э. По Е.Я. Рогову вероятным временем изготовления является первая половина третьей четверти IV века до н.э. Также разногласия вызывает определение места производства, которым называют Аттику, Северную Грецию, Малую Азию, Сицилию. Предполагают также, что изготовить серьги мог некий мастер, прибывший в Херсонес Таврический.

         А дальше наша информация особенно понравится женщинам:
«Найденная пара серёг представляла собой конструкцию из четырех составных элементов каждая: диска, многофигурной композиции на базе, ладьи и свисающих с нее цепочек с подвесками. Места соединения замаскированы розетками, паль метками, завитками, розами из «стружек» тонкой золотой ленты. Приподнятые края диска украшены несколькими рядами зерни, внутренняя поверхность покрыта филигранным узором в виде чередующихся паль меток и пятилепестковых розеток. Средняя выпуклая часть состоит из двух рядов лепестков, образующих пышную многолепестковую розетку.

         Ладья подвешена на двух цепочках, прикрытых обильным растительным орнаментом. Две обнаженные фигуры крылатых Эротов (греческие боги любви) замыкают разнообразие орнамента и фланкируют центральную сцену, размещенную на декорированной язычками базе. Четверка коней несется во весь опор, так что их передние ноги выходят за пределы базы. Ими управляет Ника (отсюда одно из названий «Ника на квадриге»), стоящая на колеснице. Рядом с ней юноша со щитом.
Вся композиция, столь динамичная в целом, отличается весьма миниатюрными размерами (ширина - 1,2 см, высота - 1,1 см), что ставит феодосийские серьги в ряд прославленных образцов «греческой микро - техники». Фигуры выполнены чеканом из листового золота. Ладья покрыта мельчайшей зернью, сгруппированной по четыре гранулы. Внутри ее заполняет растительный орнамент, снаружи обрамляют восемь двухъярусных розеток. От каждой розетки спускаются две цепочки, образуя фестоны с петлями разной длины. К ним прикреплен ряд гладких зерновидных подвесок и ряд крупных бутонов с орнаментированной поверхностью. Места креплений прикрыты паль мётками. Шейки бутонов образуют два соединенных опрокинутых конуса».

         Надо признаться, что есть и противоположное мнение произведённых Айвазовским археологических раскопок. Мы с вами рассматриваем этот порыв, как желание познать новое в истории родного края, родной Феодосии, найти вещи способные раскрыть неизведанные тайны проживания на этой местности людей, раскрыть чем они занимались, что производили. А вот есть и такие статьи, не будем полностью вдаваться в подробности, а приведём небольшую цитату из одной из них: «Айвазовский похвастался в Европе, желая заказать себе копии, но европейцы не смогли выполнить его заказ. Тогда европейцы, пронюхавшие, что в Крыму открыты несусветные богатства, напали на Россию, решив отобрать себе Крым, к тому же там святые места, где крестилась Древняя Русь, подстрекая сперва Туров воевать с Россией, ослабить русский флот перед нападением, а затем уже сами начали Крымскую Войну 1853-1856 годов. И вся эта показанная Айвазовским Античность и красота были сразу вывезены их Крыма в Англию, в Лондонские музеи. Англичане эшелонами вывозили скифское золото из Крыма, разбомбили все античные храмы и скульптуры, а что не смогли увезти уничтожили, оставив после себя выжженную пустыню». Ну, это Вам для информации, согласно темы раскопок в Крыму. Будем считать, что она имеет место быть.

        Наши же ребята – ученики, погрузившись уже не раз в интересные рассказы великого мариниста про раскопки, помечтав о том, как уже они организовывают путешествия, находят новые курганы с золотом и драгоценностями, становятся знаменитыми и богатыми, поняв, что художник закончил рассказ, и не желая заканчивать уроки и расстаться с Мастером, быстренько подкинули вопросик про то, как же он рисовал зиму?
(Продолжение следует. http://proza.ru/2021/08/12/252 Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Здравствуйте, Александр Владимирович!
Спасибо за рассказ об археологических находках Айвазовского в Крыму.
В прошлом году я узнала, что музейная часть "Крымского золота" из раскопок была на выставке где-то за рубежом в Европе. А после последнего переворота киевские власти оставили его у себя, не отдают в Крым и уже разворовали. Очень жаль!
Со вздохом,

Элла Лякишева   28.02.2022 17:06     Заявить о нарушении
В Нидерланды уехало скифское золото на выставку из 4х музеев и там принято решение Крыму не возвращать... Да, конечно жаль. Ох. уж этот Запад... С уважением - АВС.

Александр Смольников   01.03.2022 12:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.