Автопортрет в противогазе

Лоскутки ностальгии. Рассказки для внуков.
              «Автопортрет в противогазе»
                - Пименов, в болгарском городе Варна  будет проходить  семинар молодых художников СЭВ  и тебя решено туда направить.
Ты бы хотел поехать представлять нашу...
                - Глупый вопрос (чуть не вырвалось у меня) упустить такой шанс!
Я скромно согласился.

*
За месяц до этого разговора.

               - Володя, Министерство нашей Культуры организовывает поездку на черноморское  побережье  Болгарии...  для своих работников. Официально это будет  «Семинар молодых художников стран СЭВ». Но у них есть проблема. Среди них нет художников. Им нужны 3 – 4 молодых художника  с хорошей биографией.
                – Коля, ты же меня и мою биографию знаешь.
                - Пименов, я знаю больше того, что написано в твоей биографии. Знаю, сам видел, как ты на котельной рисовал... разные «композиции». Как нарисовал карикатуру на нашего трудовика. Потом в школу вызывали твоего отца. Дядя Лёша сказал моему отцу:
                - А ведь похож, с...
Короче, Владимир Алексеевич,покупаешь дорогие духи в «Берёзке».  Одеваешь костюм, белую рубашку и галстук  (я тебе дам), звонишь вот по этому телефону. Ты должен произвести впечатление.
*

Болгария, курортный  город  Варна. Вечер интернациональной дружбы молодых художников социалистической части Европы.
 Отель «Panorama» 4 звезды.  Прекрасный зал  с огромными окнами.  В углу сцена и большой экран.
 Картины развешаны по стенам, а некоторые стоят на специальных подставках – треногах.  В центре зала  высокие, накрытые белыми скатертями,  круглые столы. На столах разноцветные бутылки, фужеры, тарелки,  конфеты в коробках, печенье и фрукты.
 Руководитель нашей группы тихо говорит:
               - Я буду переводить то, что будут говорить. Как себя нужно вести...вы знаете. Со всеми участниками нашей группы  проводились инструктажи.
Участники  семинара    наливают себе напитки и с фужерами ходят по залу, рассматривая картины.
              - Сейчас будет говорить  товарищ  из ГДР.
 На сцену поднялись два молодых человека: один высокий с усами, а другой  полный и в огромных очках. Очкарик переключает проектор и на экране появляются изображения картин.
 Показывают слайды  своих работ и рассказывают:
             - «Уровень культуры любой цивилизации определяется уважением и сохранением всего лучшего, что было создано в прошлом, а также признанием и изучением искусства, литературы, музыки и творческой жизни всех наций, прошлого и настоящего»...
 На экране появляются  работы немецкого художника из Лейпцига  Вальтера Либуда...(высокого с усами).
              - Сильно напоминает Оскара Кокошку... австрийского художника и писателя чешского происхождения. У меня дома есть его книга.
               - Вальтер говорит, что лично знаком с Оскаром и даже посещал его уроки  в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге.
                - Я бы не задумываясь, прями сейчас , поехал  в Зальцбург.
                - Успокойся, Володя, у тебя виза только в Болгарию!
На семинаре были художники  из СССР, но я их не знал.  Они не выступали на сцене, своих работ не показывали.
Я попытался с ними познакомиться, но молодая, высокая женщина встала между нами и строго спросила:
                - Кто вы, молодой человек, и как сюда попали? Подошел мужик лет пятидесяти в чёрном костюме  и  чёрном галстуке.
                - Вам лучше уйти, сказал он, глядя мне в глаза. Стало как - то холодно от этого взгляда.
                - Да! Мы в СССР живём в эпоху развитого  социализма...
                - Идите, товарищ...
Быстро подошел руководитель нашей группы. Он взял под руку мужика, и они отошли в сторону.
*

Участники семинара ходили  по залу, разговаривали. Несколько человек остановились около моей работы.

                - А вот и автор, - объявил кто – то на русском языке.
Картина называется: «Художник после взрыва атомной бомбы». Ясно прослеживается основная мысль произведения: художник верен своему призванию даже после катастрофы! Художник в противогазе и в рукавицах  держит в руке обугленные кисти. Автопортрет на фоне искорёженных железяк и оплавленных камней. Рушится цивилизация, кругом пустота и только художник в...
                - В белом фраке...
Рядом стоял солидный мужчина  лет 47, очень похожий  на  Умберто Эко. (Алессандрия, Пьемонт, Италия).
 Типичный образ профессора из заграничного фильма. Трость, символ не столько немощи, сколько зрелой мудрости и утонченного стиля. Очки, шляпа в руке  не модная для 1979 года. Обычные , непременные атрибуты буржуазной жизни. 
Солидный мужчина продолжал:
                - Анализируя  мифологическую структуру  современных сюжетов о Супермене, мне  показалось  абсурдным, парадоксальное несоответствие между виртуальным всесилием Героя и малым масштабом его реальных дел.
              – Вы, товарищ...
              - Умберто, с вашего позволения. Мне это имя больше нравится. Вы думали, что я скажу: «Какой же дурак этот художник, ничего же не останется после атомной катастрофы»?
 Такой парадокс неизбежен. Миф заключает в себе идеологическое послание. Красиво сказал ваш руководитель:  «Художник верен своему призванию даже после катастрофы». «Совершенный образец гражданского сознания».  Но полностью отделённого от сознания политического, не способного к целостному осознанию мира.
 Это в молодости, а в зрелости?  Каждого художника подстерегает «Сладкая опасность»:  произвести впечатление и вызвать эмоции. Эмоции положительные или отрицательные - это не важно.  Важно  все средства  направить  на «Произвести впечатление».
*
                - Правда, костюм профессора и костюм банкира из загран фильма совсем не одно и то же. «Солидный мужчина» какой – то не такой уж ...
               - «Безумный профессор», - вы хотели сказать. А некоторые веселые детали его одежды:  странноватого  цвета галстук,  вязаный  жилет под пиджаком... 
                - При этом они неизменно выдержаны в рамках элегантности. Всё же мы имеем дело с ¬итальянцем и  интеллигентом.
                - Капиталистом, в советском сознании ХХ столетия. Вы, коллега, тоже в галстуке, правда подаренном вам вашим другом, как часть униформы для семинара.
             -  Что, если в нашей жизни ничего не меняется, мы идиоты?
              - Все постоянно меняется. Вы написали свой «Автопортрет в противогазе», желая скрыть своё истинное лицо и попасть на этот семинар. Я видел многие ваши работы.
У вас долгое время министром Культуры была  малограмотная женщина, абсолютно ничего не понимавшая в искусстве и культуре, но обожавшая  командовать и вершить судьбы людей.
Но позвольте вернуться к вашему произведению, которое в данный момент  хвалят и заслуженно.
     Остолбеневши  как бревно, оставшееся от аллеи, после взрыва атомной бомбы, я не мог понять... где я?  Почему этот человек знает обо мне то, что тщательно скрывается от посторонних?Да я и сам прекрасно понимаю, что  не сложно вызвать эмоции, изображая случившееся. Вспомним  «Красный террор» и т. п. «Мы в университетах не учились». «Все зависит от того, кто у Власти». Возможно это было кому – то выгодно. Выгодное исступление.
                - Опасность, коллега, скорее в обратном, в полном отсутствии пленительных воспоминаний («мы в университетах не учились»). Всё, что было до переворота 1917 года, вычеркнуть из памяти и создать свою историю. Соблазнять людей, ро¬дившихся под «Красною звездой», образами красивого Коммунизма... Просто.
А вот  показать реалии жизни — дело  безнадежное и опасное. Цензура!
Говорит дама со шрамом, встав рядом с  «Портретом в противогазе»:
          - Сильная сторона  автора картины - это реакция зрителя на происходящее на полотне. Да, наш Советский народ, под руководством нашей родной Партии...(дальше пойдут заученные выдержки из газет).
            - Большинство из ... «тружеников искусства», сегодня, даже и не знакомы с Искусством. Их больше заботит одна только проблема – обеспечить себе земное благополучие. Не потерять своё место у кормушки.  Уметь  понравиться начальству.  Выгодно продать себя и красиво потратить деньги.
«Труженники от искусства» болтаются  в бесконечном  прибое жизни пока море не выбросит  их на пустынный берег. Где не нужен флейтист и жонглёр словами  в одном лице. Где надо будет зарабатывать себе на хлеб руками и талантом.

Ты видишь себя в отражении расширенных зрачков глаз зрителя. Очень удобно, когда за Это платят.
Ах, не получаешь  удовлетворения от созданного тобой произведения.  Почему?- спрашиваешь себя в моменты отчаяния.
Потому, что творческие силы уходят  не на добро, а что бы употребить для ваших вожделений. Нет Искренности! Только трюкачество: флейтист и жонглер словами одновременно.
Просите – и не получаете...
Себялюбование, самосозерцание.
Искусство должно воспитывать. Агрессивное искусство т.е. не от Бога и души воспитывает агрессию и зло.
Поскольку вымышленная среда (по заказу) куда уютнее естественной, которая окружает вас... вы создаёте произведения  такими, будто они тоже является Художественным произведением.


Художник может быть либо Личность, либо... он не Художник.
Тициан считался лучшим портретистом своего времени. Считалось даже, что быть запечатлённым на полотне Тициана, значит обрести вечное бессмертие.
*
Совсем недавно художники стали писать картины на «свободные» (не религиозные темы), а уж потом и абстрактные. Появились плакаты...это для рекламы и пропаганды.
У меня такое впечатление, молодой человек, что вам, как детям, ставят оценки.
Пряник или  лавровый венок для хороших учеников (просто поддерживаешь Власть). Многие думают, что можно жить, укрывшись от опасностей, но спрятаться нельзя ни где.
 Кнут или штраф или тюрьма (для строптивых),  для тех, кто не желает идти в строю.
                - Я просто пешка, которую кто-то двигает ?
*
 «Для того, чтобы привычные слова волновали, чтобы ожил холст или камень, нужны  дыхание, страсть, и художник сгорает быстрее – он живет за двоих.  Ведь помимо творчества есть у него своя кудлатая, запутанная жизнь, как у всех людей, никак не меньше».
Человек приходит на выставку, в театр, берёт в руки книгу и получает энергию, частицу души автора.
...что ее – жизнь – можно завещать другим. Завещать свой облик, свою молодость. Передать дальше. Подарить.
 Жизнь дается нам только на время. Пользуйся, пока можешь, а потом без слез отпусти. Это диковинная эстафетная палочка – одному богу известно, где произойдет ее передача.
           - Писать  картины или рассказы, взывающие к разуму,  это весьма тяжелый труд.
Большинство людей стыдятся себя. Не хотят выставлять на публику свои мысли.

Многие художники – творцы не покривят  душой:
               - Да, я  был счастливым человеком. А может ли  творец быть несчастным? Почти полностью ослепший Микеланджело, задыхавшийся от замыслов Моцарт, глухой Бетховен, доведенный до гибели Пушкин – были они несчастливыми?
Их вела по жизни страсть, творчество, не деньги диктовали им поступки, не прибыль снилась им. Несчастливы бюргеры, обыватели, мещане, а творцы носят счастье в себе. Они ткут его из обманчивой, ненадежной паутины, но их биографии часто похожи на жития святых.
Действительно, художник – не профессия. Это судьба!
*
А в зале на сцене началось представление: «Из жизни американских  индейцев».
Главный герой красавец культурист. Помните:  «Чингачгук — Большой Змей» по роману Фенимора Купера «Зверобой», а Спартак?
- Да,  Гойко Митич  — югославский  киноактёр (по национальности — серб), режиссёр и каскадёр. Он стал знаменитым как исполнитель ролей индейцев. Гойко  весь был накрашен краской «под индейца»
Группа индейцев готовилась к предстоящей  охоте. Луки и томагавки. Охотники постепенно выстраивались в круг.Танец, как бы разгорался как костёр.  «Демонические» движения их создали настроение у зрителей. Что-то должно произойти! Музыка усиливалась и вдруг затихла.  Костёр на экране почти погас и... на сцене появился он – Герой Чингачгук. В зале раздалось что - то вроде : О - ЙА! Костёр разгорелся и на его фоне,  охотники танцуют  «Танец Огня». Солирует  Вождь . Он иногда резко останавливался и смотрел в даль (на кого-то из зрителей).
*
         - Серафима Фаридовна, обратилась девушка из советской группы, - можно мы пойдём посмотрим сувениры?
          – Володя, нам  лучше уйти!
           - Коля, ты дипломат.
Мы спустились в кафе.
             - Коля, ты видел у Серафимы Фаридовны синий рубец на щеке? Вспомнил где я её видел! Москва. Синагога. 1973 год. Какой - то дурак бросил камень в окно дома напротив Синагоги. Женский крик:
             - Помогите!  Нет, сначала был крик, а потом звон разбитого стекла. У неё была напарница, старше возрастом, которая  называла  эту высокую  Сефарди.
*http://proza.ru/2021/08/02/726   № 12. У Синагоги.

          - Если слово «шрам» перевести на немецкий, то получится: «рана, нанесенная мечом», - сказал искусствовед из ГДР. Перед началом  семинара  эта Сефарди  разговаривала с руководителем немецкой  группы. Мне показалось, что они  давно знакомы.
           - Познакомьтесь, друзья, это Владимир Пименов. Художник из Москвы.
А я Минчо Понайотов – из Пловдива.
            - Волёдя,  кроме «Художника в противогазе» у тебя ещё 3 картины. Они мне больше понравились. Думаю, что  ты должен неплохо зарабатывать?
                - Да! Мы в СССР живём в эпоху развитого социализма.
Коля:
                - Это для посторонних ушей, а этих ребят я знаю уже давно.
Советские художники  имеют право продавать свои произведения только в художественном Салоне. Руководит Салоном куратор из МинКульта.  Цену  произведения  определяет  худсовет  Салона. Не член Союза художников не может продать свои работы. На это есть специальная статья в Уголовном Кодексе СССР.
Рядовой художник в Салоне может получить в месяц не больше 90 рублей, заслуженный – 120 рублей, лауреат или народный -180 рублей. Члены Академии художеств назначают цену сами себе. Володя работает в Художественном комбинате Монументально – декоративного искусства.
                – Да, выполняешь большой заказ. Работаешь год (никого не интересует на что ты живёшь) потом приходят деньги от заказчика. Получаешь большую сумму, делишь на 12 месяцев.  Получается ...?

                - Предсказуемо и ожидаемо. Те же и «Дама со шрамом», - грустно пошутил Коля.
Через весь зал, строевой походкой, к нашему столу шла Сефарди.
                - Николай Александрович, вы не забыли, что у вас сегодня групповая прогулка во вечерней Варне. Пименов, и ваша явка обязательно.


Рецензии