бабочка

Фунты брал, стерлинги - нет.

    В памяти сохранилась эта анекдотическая фраза из моих 80-х. Я поместила её здесь вместо эпиграфа в преддверии последующих описаний. Фраза эта вырвана из контекста самой жизни.
    В те времена я жила в Мурманске. Город всем хорошо известен как торговый морской порт, принимавший в Советские времена иностранные флаги всех мастей. Несмотря на недопущения соответствующими службами идеологически невыверенных контактов с загнивающим западом, город кишмя кишел фарцовщиками, валютчиками, подпольными торговцами антиквариатом в том числе. Пишу об этом, а крыльями из прошлого мне машут две восьмёрки, мгновенно отсылая к вышеуказанному эпиграфу.
    Для меня лично соитие двух восьмёрок имеет самое светлое начало и счастливое продолжение. В 88-м я родила. Однако для других это число знаменательно менее радужными ассоциациями. Под этим номером числилась статья УК РСФСР за «Нарушение правил валютных операций», или «бабочка» на сленге спекулянтов тех времён.
    Так вот… Одному мурманскому спекулянту в зале суда предъявили обвинение в нарушении закона по вышеупомянутой статье. В зависимости от его ответов срок наказания мог быть как минимальным, так и максимальным: от трёх до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой. Присутствующие на слушаниях этого дела и разнесли детали по городу. Всем несопричастным было смешно в том месте, когда на вопрос судьи, брал ли ответчик фунты стерлингов, подсудимый заявил: см. выше.
    Данный смысловой оксюморон, сочетающий несочетаемое, когда становится смешно от несмешного, отражает настроение конца 80-х.
    Этот мужичок получил весь срок по полной, с конфискацией, несмотря на парадоксальность его глупых шуток. «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним», - подытожил суд.
10.08.2021


Рецензии