Отпуск отучил меня от написания "лонгридов" (чёрт! название-то какое ужасное...) Но именно книга, прочитанная мною в отпуске, сподвигла меня на написание этого текста.
Роман Юрия Домбровского "Факультет ненужных вещей" - о крайне непопулярной ныне теме - о репрессиях 1937 года. И бьюсь об заклад, что об этой книге мало кто знает вообще... В те годы, когда литературы об ужасах ленинизма-троцкизма-сталинизма и прочих -измов было пруд пруди, книга эта прошла малозамеченной на фоне бума романов Рыбакова, Солженицына, Гинзбург, повестей Шаламова, очерков Разгона и т.д.
А книга удивительная... В своё время 12 серий "Семнадцати мгновений весны" стали своеобразным прорывом в нашем киноискусстве, поскольку советский зритель вдруг понял, что враги, т.е. немцы - отнюдь не тупые ублюдки, что у них, оказывается, есть чувства, характеры, переживания, отчего они... и это очень важное замечание... отнюдь не становятся Санта-Клаусами. Смертельный враг, сами понимаете, он и есть враг. Точно так же роман Домбровского стоит несколько особняком от произведений вышеупомянутых авторов, потому что в нём точно так же следователи НКВД наделены абсолютно человеческими чертами. Более того! С точки зрения Александра Исаевича Солженицына это был бы "Ужас-ужас-ужас!", но главный герой ведёт постоянный внутренний диалог с кем бы вы думали? Да с самим Сталиным! И диалог получается... да простите мне этот эпитет... весьма уважительным. Характерен финал романа - на одной скамейке мирно сидят три человека - выпущенный по бериевской "амнистии" бывший зек, разжалованный следователь и завербованный осведомитель. Продолжая мысленно действие романа в будущее, хотелось бы задать вопрос, а кто из них потом уцелеет, но увы, Домбровский ставит на этом точку.
Но тут возникает вопрос... Если и те - люди, и эти - люди, то что происходит-то? А вот что... И об этом стоило бы задуматься, анализируя события дней сегодняшних... Когда аксиоматическая значимость базовых человеческих ценностей типа... не будем далеко ходить... 10 заповедей Моисеевых подчиняется некой высшей идее под названием "целесообразность", то очень быстро такие понятия как "честность", "правдивость", "дружба", "милосердие" превращаются в абстрактные тени факультета ненужных идей (или вещей... как хотите). Причём происходит это едва ли не само собой, вне воли конкретных людей.
И это-то страшнее всего. Страшнее всех шаламовских лагерных ужасов.
Либералы наших времен придумали такое слово пропагандон. Одноразовое, мол, словесное действие. Они, конечно же, употребляли это слово по адресу государственников. Но слово, как бумеранг, вернулось и к ним самим, накрыли и упоминаемого Вами Солженицына, да и того же Домбровского. Его Хранитель древностей, первая часть анализируемой Вами дилогии, была опубликована в журнале Новый мир в 1964 году, выходила отдельными изданиями, никакие рыбаковы ей не были помехой, но читали ее со скукой. Потом настало время страны Пропагандонии, так называемая горбачевская перестройка, Домбровский был лыко в строку, стали его расхваливать, как и других изготовителей пропагандонов. Это я к тому, что хронология нужна точная. А в остальном Ваш текст не трогаю, имеете право на любое законное мнение. Как и я.
Посмотрите мою рецензию. Там все о термине написано. Кстати, правообладателя у термина нет. Он гуляет сам по себе, переносясь то на Солженицына, то на Домбровского, то на упоминаемую Вами в одном тексте Улицкую. В общем, на всех изготовителей политически выверенных текстов, лишенных настоящего литературного дара.
Я внимательно читаю, но вы же термин отнесли к временам Горбачёва, кажется... назвав нашу страну Пропагандонией... Вот ведь у меня рука бы на это не поднялась. Ну да Бог с Вами. До Суда имеете право. А по поводу смыслов в литературных текстов. Не буду множить сущности, но поверьте, что кое-кого из приведённого списка я тоже не считаю сильными литераторами. Проблема в том, что в противоположном лагере, после ухода Белова, Астафьева, Распутина с талантами стало вообще швах.
Абсолютно одинаковая ситуация во всех этих лагерях! Серость, безликость, сплошь пропагандоны. Такого в истории страны, по моему, не бывало еще! Или интернет подталкивает к такому скепсису, к такой грусти? Впрочем, в 30 годы, при Сталине, жили и писали Шолохов, Пастернак, Ахматова, Мандельштам, Булгаков... При сереньком Брежневе и то выделялись Белов, Трифонов, Шукшин, Юрий Казаков... Но чтобы так, чтобы никого в замечающей деятелей литературе, такого не бывало. Премии дебилам, критические статьи о дебилах и только о дебилах! Да что происходит то, господа?
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.