Поиски смысла

     Интеллектуальный скетч для пяти исполнителей, а в традиционном, юмористическом скетче исполнителей должно быть не более трёх. А здесь пять действующих лиц: 1. Автор. 2. Жена. 3.Издатель. 4. Мечтательница. 5. Пенсионер.

      Письменный стол, со стулом за ним. Ещё один стул стоит перед письменным столом. Справа от письменного стола, если смотреть от зрителей расположен диван. Входит Автор, он что-то обдумывает, наверное, своё новое литературное произведение. Ему приходит в голову интересная мысль, которую нужно зафиксировать, он бросается за письменный стол, открывает ноутбук, начинает бить по клавишам пальцами. Входит Жена с чемоданом в руке.

               Жена
         (в зрительный зал)
     Идиот, идиот. (Подходит к Автору и кричит ему в ухо), Идиот! Я ухожу от тебя, потому что ты, - графоман.

               Автор
            (удивлённо)
     Говорят, чоо графомания, - это нервное, или даже психическое заболевание. У меня никакого, ТАКОГО, заболевания нет. Я не больной.

               Жена
     Нет, дорогой мой идиот. В то время, когда нет такого Союза писателей, который давал бы ощутимые, а не мнимые, иллюзорные привилегии, заниматься сочинительством не имеет никакого смысла. Это болезнь! Только больной человек может тратить своё время и силы на БЕССМЫСЛЕННУЮ писанину!

               Автор
         (в зрительный зал)
     Когда я женился на ней, я догадывался, что она женщина практичная. А практичные люди признают только то творчество, которое приносит деньги. (Жене). А вдруг я уже достиг уровня развития литературного мастерства, когда за его результаты будут платить реальные деньги?

              Жена
     Ты не достиг такого уровня! Я же вижу!

              Автор
     Как ты можешь это видеть, если ты не читала НИЧЕГО из того, что я сочинил?!

              Жена
      (в зрительный зал)
     Этот, извините, хренов сочинитель, так и не понял, что не сочинять надо, а создавать продукт, за который другие люди платят деньги. Этот придурок ещё додумается до того, чтобы издавать свою писанину за собственный счёт.

     На сцену выбегает Мечтательница.

             Мечтательница
               (Автору)
     Вы не придурок! (Жене). Смысл литературного творчества не только в деньгах за него.

             Жена
        (Мечтательнице)
     Что ты понимаешь, профурсетка?! (Мужу). Постыдился бы, чемодан с женой ещё не ушёл, а ты уже пригласил для интимных утех постороннюю бабу!

            Мечтательница
        (в зрительный зал)
     Я не баба, я мечтательница!

            Жена
          (Автору)
     Дорогой мой! Заниматься любовью с мечтательницей, - это педофилия, - мерзкое, да ещё противозаконное дело!

     Входит Пенсионер.

            Пенсионер
        (в зрительный зал)
      Я не опоздал? Дискуссия о смысле литературного творчества ещё не началась?

            Жена
        (в зрительный зал)
     Оказывается, они собрались для дискуссии. Значит, групповухи не будет. (Автору) Дорогой, я ухожу! (Пенсионеру). Дедуля, успехов тебе в дискуссии.

     Жена уходит.

           Пенсионер
          (Автору)
     Какая у вас жена решительная. Сказала, что уйдёт и ушла.

           Мечтательница
           (Пенсионеру)
    Всё логично. У неё в руке чемодан. Зачем-то она его собрала? Наверное, для того, чтобы уйти. А если бы собрала и не ушла, то опять вы, мужчины, стали бы говорить об особенностях или даже об отсутствии женской логики.

           Автор
        (Мечтательнице)
     Вы предложили прекрасную модель для поисков смысла литературного творчества. Чемодан - это литературное творчество, но вот КУДА и, главное, ЗАЧЕМ мы его собрали и несём?

          Пенсионер
     Наш чемодан нужно сделать доступным для того, чтобы с его содержимым ознакомился ЧИТАТЕЛЬ.

          Мечтательница
     Один только читатель? Кроме самого автора?! Этого мало!

          Автор
     Глубокая мысль!

          Пенсионер
     Не очень глубокая. Потому что говоря читатель, я имел в виду не одного, а множество читателей, не уточняя сколько их должно быть. Но совершенно точно: читателей должно быть больше, чем один, кроме самого автора, читатель.

          Автор
     Подытожим. Один из вариантов: смысл нашей любви  к литературному труду в том, чтобы у нас было больше, чем один, читателей.

          Мечтательница
      (в зрительный зал)
     А когда, кроме самого автора, у его текста есть только один читатель или слушатель, то это любовь, но не к тексту, а к автору или автора к тому, кому адресован текст.

          Пенсионер
     Да, стихи, предназначенные одной только любимой или одному только любимому, имеют смысл.

          Автор
     Но, наверное, только в случае взаимной любви. Нет смысла писать текст для одного только КРИТИКА, который вас терпеть не может.

          Пенсионер
     А как же объективная оценка достоинств текста?

         Мечтательница
     А, может быть, на фиг она нужна, - именно ОБЪЕКТИВНАЯ оценка нашего литературного творчества?

         Автор
     Я где-то, от кого-то, когда-то слышал, или даже читал, что высокая ОБЪЕКТИВНАЯ оценка литературного произведения и есть смысл сочинительского творчества. И, если автор сам способен дать ОБЪЕКТИВНУЮ оценку своему произведению, то он обладает секретом счастья. "Ай, да Пушкин, ай да, сукин сын!" Смысл литературного труда в СЧАСТЬЕ покорения творческих вершин.

         Мечтательница
     Не очень красиво, но заманчиво звучит. А тот, кто не ставит перед собой задачи покорения каких-то вершин, тот занимается совершенно бессмысленным творчеством.

         Пенсионер
     Вы сейчас оба проявили РОМАНТИЧЕСКУЮ точку зрения. А ведь есть ещё ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ или ЛИРИЧЕСКАЯ, а также РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ точка зрения на смысл литературного сочинительства.

         Мечтательница
        (похлопав в ладоши)
     Давайте начнём с ГЕДОНИСТИЧЕСКОЙ точки зрения на смысл творчества.

         Пенсионер
    Извольте. Автор создаёт тест, чтобы получить УДОВОЛЬСТВИЕ. А ЛИРИКУ удовольствие доставляет даже грусть, а не только радость.

         Автор
     Смысл в удовольствии? Автор получает удовольствие от того, что пишет. Читатель получает удовольствие от текста, который читает. А если читатель не получает удовольствия от текста, который автор писал с удовольствием?

         Мечтательница
         (радостно)
     Тогда СМЫСЛ литературного творчества только в УДОВОЛЬСТВИИ автора, которое он получает, когда что-то, стихи или прозу, СОЗДАЁТ!

         Пенсионер
    (с грустью смотрит на Мечтательницу и Автора)
     Графоман тоже пишет только для себя, совсем не заботясь о том, чтобы кто-то другой прочитал то, что он написал, в приступе совей болезни.

         Автор
     И замечательно, коллеги! Графоман пишет не для удовольствия, а потому что не может не писать. Автор пишет не для того, чтобы просто писать, а для того, чтобы получить удовольствие. Гедонистическая, или лирическая, и романтическая точка зрения смыкаются.. Разве автор, покоряя трудную вершину в своём творчестве, не получает удовольствия?

         Мечтательница
        (хлопает в ладоши)
     Получает, получает! Счастье автора от покорения им творческих вершин это удовольствие!

         Пенсионер
     Счастье  - это уверенность автора, что он и сейчас, и в будущем, будет получать удовольствие от своего творчества, не разрушая себя!

         Мечтательница
         (Пенсионеру)
     Только не говорите, наш мудрый коллега, что стремление достигать, в своём литературном творчестве, все более трудные вершины, может разрушать?

         Пенсионер
    (в зрительный зал)
     Ну, как же не говорить? Именно это я и хотел сказать.

         Автор
     Я всегда за постановку, каждый раз, всё более трудных творческих задач, но против расширения авторского сознания средствами, которые это сознание разрушают. Химия, например, или хирургическое вмешательство.

         Пенсионер
     Смысл сочинительства в том, чтобы ставить и решать в нём всё более сложные задачи, но без химического или другого внешнего расширения своего сознания. Творчество, любое, не только литературное, теряет СМЫСЛ, если нужно для него   расширять своё сознание из-вне, что ведёт к его разрушению!

         Мечтательница
     Что же тогда остаётся автору, если он поставил тяжелейшую творческую задачу, а решить её не может без внешнего расширения? Поручить решение тяжёлой задаич бездушному искусственному интеллекту?

         Автор
     Давайте, пока не будем говорить об искусственном интеллекте. Поговорим лучше о связи смысла творчества с творческим кризисом. Мыслители говорят, что творчества без кризисов не бывает, а смысл имеет то творчество, кризис в котором автору страстно желается преодолеть.

         Мечтательница
     Муза или какое-то другое, близкое к автору, существо должно поддерживать в авторе  желание преодолеть творческий кризис, если автор его испытывает.

         Пенсионер
     Выход из творческого кризиса, в соответствии с РЕАЛИСТИЧНОЙ точкой зрения на СМЫСЛ литературного творчества, заключается в том, чтобы создать произведение, соответствующее литературному и художественному вкусу своих зрителей, слушателей и читателей.

         Автор
        (задумчиво)
     Знать бы ещё, что такое, - достаточно развитый литературный и художественный вкус публики?

         Пенсионер
     Можно попытаться сформулировать требования достаточно развитого, но не элитарного, читательского вкуса. Важная для общества тема литературного произведения. Привлекательные герой и живые, или хорошо проработанные, достаточно яркие персонажи. Отсутствие раздражающих или утомляющих читателя длиннот. И, если не обойтись без изображения грязи в тексте, то она не должна быть намного привлекательнее чистоты.

         Вбегает Жена без чемодана.

         Жена
     (Пенсионеру)
     Хватит болтать, дедушка. Это не ваше дело, а дело издателя, - определять, как произведение должно соответствовать вкусу публики. Мы не зря тут жучки оставили!

         Мечтательница
     Разве издатель имеет отношение к смыслу литературного творчества? У Александра Сергеевича Пушкина есть разговор поэта с книгопродавцем, а не с издателем.

        Пенсионер
     Между издателем и книгопродавцем разница небольшая. Первый продаёт книги оптом, а второй, - в розницу. Михаил Павлович Чехов писал, что знакомый его брата, Антона Павловича, сочинитель, Игнатий Николаевич Потапенко, был мастером "ВЫМАКЛАЧИВАТЬ" у разных издателей себе аванс.

     На сцену выходит Издатель, в руках у него папка с листами бумаги.

        Издатель
     (глядя на Пенсионера, со слезой в голосе).
     Братка! (Подходит к Пенсионеру и целует его, как Леонид Ильич) У меня для каждого, из вас троих, удачный издательский контракт, по-русски, - договор.

     Издатель раздаёт каждому из трёх участников поисков смысла листы бумаги.

        Жена
     Господин Издатель, я проверю, чтобы они все подписали договоры!


     Жена толкает всех троих в спины, и выталкивает их со сцены. На сцене остаётся один Издатель.

        Издатель
     (в зрительный зал)
     Это, конечно, сказка. Но страшная. Мой брат Пенсионер, по договору, почти за копейки, будет всех вдохновлять на работу. Автор будет писать прозу, Мечтательница, - стихи, но их настоящих имён никто не узнает никогда. Точнее, за время действия контракта.

     Далее Издатель поёт, например, это:
      У редактора нет идей,
      Но мастерство в наличии,
      А я, как подлинный халдей,
      Не знаю, в чем приличия.

     P.S. Автор стихов для заключительной песни может также использовать слова: "Живее всякой драмы, идёт реклама". Интеллектуальный Скетч написан для юмористического и литературного кабаре-театра "Скетчи. Водевили. Интермедии. Рассказы. Ёмкая литература"  (СВИРЕЛЬ).          

          

 
    
    
      

 

         
            
            
         


Рецензии