Музыка. Из воспоминаний

. Еще Пушкин, кажется говорил, что  из всех наслаждений жизни на первых местах любовь и музыка. Здесь Пушкин был как всегда прав. Но любовь и музыка не только наслаждение , но и ответственность и работа. Это я на исходе земной жизни стал понимать  отчетливо и ясно.  В предлагаемых мною этих воспоминаниях я сначала хотел рассказать о моем увлечении одним из музыкальных инструментов- пианино. но потом мысль шагнула вперед и пианино заняло здесь свое нужное место.
 Не всем, возможно покажутся интересными мои воспоминания об этом инструменте. но он занимал определенное место в моей жизни, вспоминается и сейчас.
Научиться играть на пианино я мечтал еще в глубоком детстве. Не поверите, но уже в пятидесятые годы, мы малыши новосибирского детского сада бодро маршировали и пели под аккомпанемент старенького пианино и я страстно желал научиться играть как играла нам воспитательница или приходящая учительница музыки, сейчас уже не вспомню.
Конечно, я понимал, что заполучить инструмент в дом - мечта несбыточная. Тем более, что мы из Новосибирска переехали в глухую смоленскую деревню Каменка и мечты о пианино стали забываться. Но года через два-три моя одноклассница Зина Петрова , дочь главного инженера  колхоза или тогда уже совхоза " Каменский" стала ездить в Смоленск на занятия в музыкальную школу для обучения игре на фортепиано. Нетрудно догадаться, что скоро в их доме появился этот музыкальный инструмент. Я с Зиной учился в одном классе и мне приходилось бывать у низ в квартире. Но играть, вернее перебирать клавиши мне не доверяли. Тем не менее я сказал Зине, что подберу на фортепиано одной рукой известную нам любую мелодию. Зина не поверила. И примерно через месяц мне удалось доказать свою правоту. Секрет прост К тому времени я уже уверенно кое что играл на баяне и у нас дома находился аккордеон, который оставил временно друг отца Анатолий Васильевич Свиридов. Он жил в Ярцево , работал в районной газете, позднее он стал корреспондентом областной газеты " Рабочий путь". Еще позднее он работал в Калужской газете "Знамя". Аккордеон он оставил у нас так как, когда  приезжал   брал в руки этот  инструмент, растягивал меха и пел мягким баритоном
.- Сердиться не надо, мы ведь встретились случайно..... Тогда в ту пору он ухаживал за инспектором РОНО Пляскоттой Таисией Николаевной. С прежней женой он уже к тому времени развелся. Аккордеон он привез в пятидесятые годы из армии, демобилизовавшись из Австрии. Ходил он в офицерской, помню, форме. которая шла ему. Был он , кажется майор. Так вот, когда родителей не было дома, я также брал в руки этот аккордеон и довольно скоро стал подбирать на нем примитивные мелодии, которые были на слуху. как известно, гармоническое строение клавиатуры пианино и аккордеона одно и тоже. поэтому мне не составило большого труда удивить Зину Петрову, когда я на ее пианино сыграл одной рукой несколько мелодий. Удивлению ее не было предела. Правда, она быстро нашла объяснение этому. как многим ребятам казалось, феномену.
- Ведь ты умеешь играть на баяне, вот и на пианино тоже сумел. На баяне я уже играл к тому времени года три. Отец выписал мне , прочитав в " Пионерской правде" рекламку, самоучитель игры на баяне Басурманова, Чайкина. И по этому свмоучителю я  довольно успешно двигался вперед. К тому же в шестом классе я раз пять- шесть съездил на велосипеде  - 17 км. в одну и 17 км. в другую сторону,  в Кардымово в платный кружок, который вел местный баянист. Он объяснил некоторые непонятные мне вопросы и заставил, скрупулезно придираясь, за что я ему , конечно, сегодня благодарен, выучить вальс Розаса " Над волнами". Этот вальс мексиканского композитора, тогда я считал русского, мне понравился, и я его играю до сих пор. Более того, этот вальс я играл в девятом классе в Кардымове по районному радио. И об этом в районной газете появилась небольшая заметка  корреспондента Захарова. Успехи игры на баяне меня радовали, но мечта о пианино оставалось прежней. На баяне я уже играл, будучи платным баянистом пионерского лагеря, который базировался у нас в Каменке. Работал все три смены. И довольно плотно. Пластинок тогда было мало и на танцах вечером приходилось играть, как говорится " до упада"  играл Краковяк, Карело-финскую польку. вальсы, танго. Особенно нравились- кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда. Хотелось потанцевать и самому. И было с кем, но работа есть работа.  На утренней  линейке играл Гимн СССР, на зарядке также приходилось что-то играть физкультурное, на вечерней линейке -опять Гимн. И часа три танцы. Но зато 28 рублей за смену были мои.  Правда, сначала хотели из этих 28 рублей 10 рублей вычесть за питание, но потом после письма работников лагеря в профильный профсоюз медработников области, от которого и работал пионерлагерь, эти деньги нам оставили без вычетов.  Так я и работал три года баянистом. В летнее время естественно. Не забывал взять в руки и аккордеон. Технические вещи у меня шли слабо, а простенькие мелодии игрались. К тому времени и в нашем деревенском клубе появилось и пианино. Ведь в деревню приезжали и городские артисты. Узнав сначала, что в клубе нет инструмента они отказывались ехать. Как так, петь без музыкального сопровождения. Пели они, как известно, не под гармошку и даже не под баян. Вот председатель колхоза Шаран , кстати муж учительницы школы, директором которой был мой отец, приобрел в клуб хорошее пианино. Возможно свою роль также сыграл фильм " Кубанские казаки" , где активная комсомолка в исполнении Клары Лучко выпросила у председателя колхоза разрешения на покупку в деревенский клуб рояля. Это в данном случае был не рояль, но пианино хорошее. Конечно играть на нем разрешали не всем, но мне немного помузицировать разрешали. Все знали, что я играю на баяне и музыка мне не чужда.  К тому же на пианино неплохо играл мой отец. В Новосибирске он служил в ансамбле песни и пляски. Был хористом. попал туда  в предвоенные годы. Там и остался до 53 года. . На фронт их не посылали. Были выездные концерты, но в боевых действиях не участвовал. Попал туда из военного училища. Шла финская война. Их готовили к военной операции. но отца послали на конкурс- отбор солистов для сибирского ансамбля. И композитору Андрею Порфирьевичу Новикову отец запомнился как исполнитель романсов- "Гори , гори моя звезда". , "Утро туманное", песни Вот мчится тройка почтовая". К тому же отец сам себе аккомпанировал на рояле. И голос у него тенор неплохой и играл он неплохо. Это сыграло свою роль. И отца взяли в ансамбль, где он форме старшины советской Армии стоял в хоре вместе со своими коллегами, некоторые из них имели консерваторское образование. Отец же был самоучка, научился играть на пианино сам. Пианино у них было в доме. Этот старенький клавесин и сейчас стоит в Козельском краеведческом музее. Он   перекочевал  туда в конце 80 годов теперь уже прошлого века. Клавесин этот долгое время стоял в доме дедушки Ивана Васильевича на Кузнечной улице где жила сестра отца с дочерью и мужем- тетя Зина. Они позднее уехали в Харьков и следы их  тети, двоюродной сестры Ларисы . ее детей Олежки и Марины. ее мужа Федора Гладун затерялись и сегодня с ними никакого контакта я не имею.
Очень хорошо, на мой взгляд, пела и мама. В деревенском клубе учителя под руководством отца,  часто устраивали концерты, ставили спектакли. Играли Чехова . помню отца в роли Шипучина из чеховской пьесы " Медведь" Мать, под аккомпанемент баяна, на котором подыгрывал отец, пела романсы, русские народные песни, песни советских композиторов. ЕЕ " На тот большак, на перекрёсток уж не придется больше мне ходить" из кинофильма " Простая история" Меж крутых бережков затерялося небогатое наше село- известная тогда песня на слова Некрасова Н. А.  встречались горячими, как пишут обычно, долго не смолкающимися аплодисментами. Отец , хорошо понимая музыку, высоко оценивал вокальные качества матери. говорил, что она достойна петь на столичной сцене.  И , мне кажется, не приукрашивал.
В доме у нас все время был какой- нибудь музыкальный инструмент. Не какой -ни будь, правильнее, а баян. В Каменке баян был сначала старый и с прохудившимися мехами, остался от старого директора школы. Инструмент был школьный. Отец вел еще кроме истории и пение. поэтому на следующий учебный год приобрели школьный новый баян, который был нужен еще и учительскому хору, которым руководил отец. Хор довольно неплохо пел, выступал на сцене Каменки, Кардымова и даже Смоленска. Иногда и я играл на баяне со сцены некоторые вещи- марш" Прощание славянки", вальсы- На сопках Манчжурии, Амурские волны, Над волнами, танец маленьких лебедей, полонез Огинского. Занимался баяном, можно сказать, я усердно. Меня подстегивал мой соперник в пионерском лагере. помню , звали его Толик. Он учился в третьем или четвертом классе музыкальной школы в Смоленске и играл довольно неплохо. я тянулся за ним, переписывал у него ноты. Особенно мне нравились вещи композитора Бориса Тихонова. Его виртуозные пьесы "Ручеек", и другие буквально завораживали. Нравились также его вальсы- "У моря", сейчас не вспомню название некоторых вещей. Все это я пытался играть. что-то получалось. что-то не очень.  но шаги вперед , конечно, были и это отмечал мой отец, отмечали мои сверстники. Не случайно  и в институте и на работе у меня был свой , как правило. казенный баян и я им пользовался, играл и в институтской самодеятельности и на школьных вечерах. В школе также мне пришлось вести и пение, когда учительница Лидия Ивановна заболела и надо было вести ее уроки. Уроки музыки я вел и в Березичской средней и во второй средней, где работал директором.  В Березичской после смерти преподавателя Марины , во второй -= большее количество лет. Кстати, и на высшую учительскую категорию я защитился именно как учитель музыки, а не как учитель математики. хотя окончил педвуз по специальности математика.  Директор Сосенской музыкальной школы Найдюк- умная, энергичная женщина посетила ряд моих уроков и написала соответствующую характеристику, которую утвердили в РОНО. Уроки музыки я старался проводить нескучно. Готовился к ним да большее время, чем по математике. Некоторые произведения мы пели  без слов на лё-лё -лё. сначала шла разминка: до-ре -ми-фа-соль-фа-ми-ре-до.( повторяю, на лё) Делаем вдох, про себя - раз-два и снова , то же самое, но на полтона выше, и так далее несколько раз, пока не будет голосу совсем высоковато. Теперь уже можно петь посерьезнее , опять на -лё- Поем Глинку= Марш Черномора, известный фрагмент. Вы также можете его воспроизвести в памяти. Затем переходим на Моцарта, снова поем на-лё- поем Турецкий марш. иногда мы пели эту вещь группами. У каждой была своя партия. В третьей части этого произведения, как правило, шел быстрый темп и петь было трудновато, но детям нравилось. Некоторые начинали шалить, но на это я не обращал особого внимания.
- Посмеялись и поехали дальше.
 и детям это нравилось.  С особым восторгом они исполняли танец маленьких лебедей Чайковского на слова:
- По стенке бегали клопы , по стенке бегали клопы
туды-сюды, Хором-та-ра-ра-ра-ра-
 туды сюды-та-ра-ра-ра-ра-
туды сюды.И далее на-лё.
 Эту вещь мы исполняли редко, ну, когда требовался отдых, перед звонком. Ну, а для любителя музыки, не удержусь приведу полностью слова к Неаполитанской песенке Чайковского, которую с удовольствием исполняли мои дети, в смысле ученики на уроках музыки. Именно музыки, а не пения, как раньше некоторые называли. Музыки, потому, что музыка как понятийное понятие шире. чем пение. Итак, слова к Неаполитанской песенка.
 Дует легкий ветер с моря,
 И волна с волною спорит,
Все бегут они на запад,
Уплывает вдаль Неаполь.
Дует легкий ветер с моря
И волна с волною спорит,
Все бегут они на запад
Уплывает город наш

Тра-ля-ля-ля, в этот тихий летний вечер
Мы плывем заре навстречу
Покидая город наш

 А дальше мы начинаем разгоняться. И это очень нравилось детям.


 А в ясном н6ебе только звездочки мерцают
 Изумрудными огнями их волшебное сиянье
 И цветов благоуханье
 напевает нам одно
 тра-ля=ля-ля-ля-ля.
 И я разрешал в качестве коды еще раз воскликнуть:-
 Тра-ля!. ( громко), для выхода естественной энергии у молодых ребят)
 У меня есть несколько интересных приемов и на уроках математики, но это не входит в содержательную часть данного изложения, поэтому воздержусь.
А к пианино я подходил в музыкальной школе, которую окончил за полгода. Меня приняли туда  сразу во второй класс, затем под руководством преподавателя Гайдукова Евгения Борисовича я быстро стал продвигаться вперед. Гайдукову было лет шестьдесят, наверное,  мне 19, он мне казался стариком, добродушным , хорошим музыкантов. Вместе с ним под его руководством я разучил на баяне Пассакалью Генделя, какую-то польку, контрданс Баха,  Ленинградский вальс Дмитриева, который был мне уже известен,  турецкий марш Моцарта, кадриль Шалаева, русскую народную песню - "Во сыром бору тропинка"- довольно сложная в техническом исполнении вещь,  светит месяц, " среди долины ровные" в обработке Паницкого, еще ряд вещей и музыкальную школу вечернюю окончил довольно успешно. Теорию музыки нам преподавал завуч школы Гуляев Николай Алексеевич. Предмет он знал неплохо, как исполнителя на музыкальных инструментах я его не запомнил. Директором музыкальной школы был Родионов Николай Константинович, он мне запомнился прежде всего как руководитель  нашего хора в котором я участвовал более десяти лет . Об этом я написал очерк, опубликованный в нашем альманахе " Злой град" под названием "Музыка должна зазвучать." В газете очерк был под названием " О хор, ты мир". Но, позднее, главный редактор Ильин Владимир Борисович , публикую через некоторое время расширенный вариант , изменил название.
Ильину я очень благодарен за публикацию моих рассказов на страницах газеты " Козельск". Затем он  основательно помог при подготовке моей книги" Козельские рассказ к изданию. Книга вышла вы 2010 году тиражом 300 экземпляров. Все они были мною постепенно раздарены. продано по 100 рублей не более 30 экземпляров. Продавал через музей. Газетный киоск меня обманул. Он располагался  в магазинчике и затем благополучно исчез вместе с моими 15 книгами. Искать я их не стал. Время, как говорится , их накажет.  А книги дарил коллегам-депутатам нашей городской Думы , друзьям, знакомым. Кстати, мне кажется книга способствовала и присвоению мне звания - Почетный гражданин Козельска.
 Ну вот. и похвалился. Но для воспоминаний годится.
 Теперь пора рассказать про пианино. Неплохой клавесин , как я говорил был у дедушки в Козельске. после отъезда тети Зины в Харьков, клавесин перекочевал к нам домой Звук у него красивый, мягкий и играть на нем было приятно. правая рука у меня шла хорошо, а вот левая- приходилось строить аккорды как на баяне. правда на баяне одной клавишей левой руки берется аккорд, на пианино не так Но довольно быстро наловчился, если можно так выразиться , брать левой рукой и мажорные и минорные и доминантсептаккордые звуки. Получалось несколько упрощенно. но для меня и моих друзей было нормально.
 Помню, большое впечатление на меня произвела музыка из кинофильма " Семнадцать мгновений весны Микаэла Таривердиева. " Помните - Я прошу , хъоть ненадолго, боль моя.... И так далее. Какое сопровождение, как она отпечатывается в сознинн. И вторая часть. сначала показалась скороговоркой- где-ьто далеко, где-то далеко ....... Но, подумав, опять восхитился. Эту мелодию я каждый день проигрывал вместе с ее тревожным вступлением. Проигрывал в актовом зале нашего пединститута. получалось , как говорили однокурсники довольно неплохо. И недавно с негодованием узнал, что эта мелодия, вернее " дружеская" шутка композитора Никиты Богословского в отношении этой мелодии стоила Таривердиеву микроинсульта. А  Никита этот послал на международном бланке Таривердиеву телеграмму с благодарностью за использование этой мелодии .
 Благодарю Вас за успешное использование моей мелодии в вашем фильме. Франсуа Лей. Я послушал эту  французскую мелодию. Что-то есть похожее по стилю и конструкции, но  в семнадцати мгновениях это чисто Таривердиевская вещь.
 Пусть Бог будет Богословскому судья. Он правильно рассудит- можно ли так шутить. И с какой целью это было сделано. Шутка это или рассчитанный удар в не ахти здорового человека. А талант всегда реагирует на несправедливость, сердце покрывается рубцами. И они не всегда зарастают.
. В этом фильме несколько таривердиевских вещей. Я их постепенно научился играть. может быть и несколько примитивно, но играл с удовольствием.   
 Конечно фортепиано не мой конек, но и в музыкальной школе на перемене. пока дома  не было пианино подходил к инструменту, терзал слух окружающих.  А дома все таки пианино появилось. Отец купил у музыкального работника старый инструмент 1897 года. Эта цифра была написана на  задней стороне чернилами и я в нее верю. Работник музыкальной школы Симакина продала  его отцу относительно дешево, ее дочка Вера тоже работала  в музыкальной школе , играла на пианино, одно время я ее часто видел, занимаясь на репетициях в нашем козельском хоре.
Это пианино от отца, после его смерти переехало ко мне и несколько лет стояло у меня в комнате. Я любил подходить к нему, играть: Темная ночь, романсы: Гори, гори, моя звезда, А на прощанье я скажу, очи черные, такие несложные дли легкого исполнения, но петь было под них можно.  Отсутствие хорошей школы игры на левой руке как-то отталкивали меня от инструмента. Все больше я занимался баяном. а пианино уходило в сторону. Время неумолимо бежит вперед. . Пианино требовало настройки, звук безнадежно садился, искажался, нужно было постоянно приглашать настройщика . Одно время он приходил ко мне. Затем я перестал его приглашать. Все больше тянулся к баяну, а пианино перенесли на террасу. И вообще решили отдать его в музей. Где уже стоим один наш старенький клавесин.
 Но не суждено было переехать этому инструменту в музей. Его работники холтели, чтобы я сам перевез инструмент на новое место. Это было бы трудоемкой задачей. И я от ее решения отказался. Вот и стоит это старенькое пианино у меня. И пусть стоит. Сейчас на нем извлекают звуки мои правнучки. С улыбкой я смотрю на них. И не морщусь, когда слушаю их музыку. Пусть она звучит.   



.


Рецензии