О воспитании в Дагестане

Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Излишек в чем бы то ни было опасен: грубость раздражает людей, упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку.
Стезя добродетели. IV – III век до нашей эры

Общеизвестно, что проблема воспитания детей волновало человечество тысячелетиями, она и по сей день остается актуальной, так как является общечеловеческой проблемой.
Возможно, поэтому дагестанцам близки и понятны вышеприведённые предостережения древних мудрецов IV – III века до нашей эры. Ведь мудрость традиций народов Страны гор схожа с наставлениями древних мыслителей.  Дагестанцы знают, что любая крайность опасна. А избегать крайностей и находить компромисс – дело нелёгкое, но нужное.
«С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно – так же влекут нас вверх добродетели, а вниз – пороки», – писали древние мудрецы. Дагестанцы знают, что нужно поддерживать моральный дух человека, чтобы он оставался на нравственной высоте, что нужно развивать у подрастающего поколения высокие этические качества: человеколюбие, верность родным традициям, искренность по отношению к окружающим людям, почтительность по отношению к старшим.
Несомненно, не бывает правил без исключений.  У любого народа, в том числе у дагестанского, есть свои отщепенцы, из-за которых приходится стыдится, и представители, достойные самого искреннего восхищения.
Конфуций писал: «Перед человеком к разуму есть три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок». Великий мыслитель оставил человечеству письменные источники, в которых сфокусировал свои наблюдения и выводы. У дагестанского народа подобные наблюдения и выводы бытовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. Не зря многие дагестанцы воспитывают в детях наблюдательность, умение сравнивать современные им события с происшествиями древности посредством неписанных народных традиций.    
 В воспитательной работе аксакалы Дагестана опираются на опыт, выработанный народом за многие столетия, и создают для формирования характера детей и развивающую среду, учитывая условия дагестанского быта. Основной акцент при воспитании детей они делают на правила народной этики, выработанные с древних времён и это они делают в условиях быстро меняющегося времени. 
Взаимопонимание родителей с детьми в Дагестане достигается в зависимости от того, насколько наставник соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках поведения взрослых и детей, насколько соблюдается мера оценивания конкретного поступка взрослого и ребёнка, а не личности в целом; насколько наставник сам соблюдает меру следования поведению: «Понять человека и делать всё возможное ради близких людей». 
Дагестанцы уверены, что в тех семьях, где родителями ведётся систематическая работа, направленная на всестороннее развитие детей, их воспитанники, как правило, умеют налаживать доброжелательные отношения с окружающими людьми. Ведь прочная семья – это дом, в котором все члены заботятся друг о друге; это радость и печали, которые одни на всех. Поэтому в Стране гор родители являются первыми и главными ваятелями детских душ, самыми близкими людьми, призванными учить своих чад – будущих наследников – жить по законам совести, находить в окружающей среде крупинки душевной красоты и чистоты, оберегать их от рискованных шагов.
Хранителями подобных традиций народов Дагестана являются бабушки, дедушки, передающие мудрость дагестанских народов подрастающему поколению, развивающие в них чувств патриотизма, коллективизма, дружелюбия. 
К. Гельвеций писал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Поэтому целью воспитательной работы в Дагестане является: формирование у подрастающего поколения потребности следовать добру с опорой на общечеловеческие ценности. Это следование объясняется тем, что в годы народных бедствий людям приходилось выживать, поддерживая друг друга, укреплять традиции родства.   
Английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин писал: «Самую сильную сторону отличия человека от животных составляет нравственное чувство, то есть, совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и в крайне выразительном слове «должен». А потому дагестанцы, формируя способности детей и расширяя их кругозор, дают им понять, что люди родились людьми, для того чтобы преображать и украшать окружающий мир, создавать материальные блага и духовные ценности, укреплять и развивать гуманные отношения.
Русский публицист и баснописец Иван Андреевич Крылов писал: «Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его». Поэтому дагестанцы советуют подрастающему поколению, быть внимательным к советам и предостережениям мудрых людей, имеющих большой жизненный опыт.   
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Поэтому нетрудно понять, почему дагестанцы придерживаются народных традиций. Ведь благодаря им укрепляется семья – первичная ячейка общества, где родители осознают, что они должны окружить вниманием и заботами своих детей, а подросшие дети чувствуют свою обязанность, чтобы родители не испытывали чувство одиночества, будучи пожилыми людьми.
Для истинного дагестанца нет большего позора, чем допустить, чтобы родителей лишили родительских прав на своих детей или отдать родителей в дома престарелых.
В народе говорят: «Совершишь добро – жизнь добром ответит», «Осчастливишь ближнего, станешь счастливым сам». Не зря в Дагестане вырабатывались и тысячелетиями шлифовались традиции семейного воспитания. Ведь от их проявления зависела дальнейшая жизнь древних людей, улаживание всех существенных проблем. В Дагестане в старину любые спорные вопросы, любые конфликты решались, прислушиваясь к советам мудрых старейшин-аксакалов, под их же влиянием кровные враги мирились друг с другом.
В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе». И традиции семейного воспитания народов Дагестана учат следовать заветам предков, так как воспитанность детей – это не только счастье родителей. Это счастье и самих детей. Дети, ощущающие себя любимыми родителями, больше раскованы, больше активны, больше уверены в своём будущем и больше ответственны перед близкими людьми. Это счастье детей, так как они при этом чувствуют уважение окружающих людей, испытают любовь родителей к себе.       
«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом», – говорится в Стезе добродетели, созданной в IV – III в. до н. э.  Поэтому дагестанцы считают: неважно, к какой национальности относится человек, важнее, насколько он своим существованием на Земле осчастливил окружающих людей, скольких утешил в горе, скольким оказал помощь в беде.
Народные традиции гласят: «Брат-мусульманин, если хочешь быть счастливым, делай каждый день добро: убери с дороги камень, мешающий путнику идти; очисти источник с родниковой водой, чтобы жаждущий в пути мог вдоволь напиться; подсоби старому или немощному, не забудь, что и ты когда-нибудь будешь стар; обрадуй сироту, в его душе ты долго будешь почитаем. Знай, что за твоё добро окружающие будут благодарны тебе вовек». 
 В народе говорят: «Дружба выковывается годами, а для вражды достаточно и одной секунды». Родительская любовь, внимание, забота способны творить чудеса годами, так как в трудные для себя минуты дети всё равно обращаются к родителям, благодарны им за всё, что ими сделано.
Нам, жителям Республики Дагестан, стоит задуматься о том, что жизнь быстротечна, что каждый из нас обязан уберечь подрастающее поколение – свою опору, надежду на будущее от опрометчивых шагов.


Рецензии
Сколько прекрасных и мудрых слов почерпнул из Вашего произведения. К примеру: "Целью воспитательной работы в Дагестане является: формирование у подрастающего поколения потребности следовать добру с опорой на общечеловеческие ценности". Только так, делая добро и соблюдая традиции древних аксакалов и возможно сохранение культуры народа и его интеграция в современный социум. Зеленая кнопка.

Антон Серебряный   16.09.2021 17:30     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв. Дагестанских горцев цивилизация ещё не переделала. Но всемирная паутина делает своё дело. Так хочется, чтобы традиции народов Дагестана развивались, не деформируясь.

Айша Курбанова 3   20.09.2021 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.