О дагестанских языках

Межнациональный вопрос – один из самых сложных и тонких граней человеческих отношений.
Генеральным директором ЮНЕСКО К. Мацура на конференции в ноябре 1999 года было подчеркнуто: «(…) Мы отдаём дань уважения несметному числу существующих в мире языков, культурам, которые они отражают, тому творческому заряду, который придают людям их развитие и формы выражения. (…) Все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отмечает предназначение человека, и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать».
Эти слова Коитиро Мацура имеют прямое отношение и к нашим дагестанским языкам, так как не существует плохих и хороших наций, не существует больших и малых народов, все языки имеют равные права на существование. Ведь с родным языком каждый человек воспринимает то доброе гуманное начало, те человеческие нравственные ценности, те хорошие качества, как сочувствие, сопереживание, доброжелательность, благосклонность, уважение к близким людям и к человечеству вообще.
В. А. Сухомлинский писал: «Процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, учений, навыков. Это, прежде всего, воспитание. Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека. В слове запечатлены традиции народа, его духовные ценности, созданные в течение многих столетий».
А взаимопонимание, основанное на духовной культуре, на народных традициях, сближает людей, несмотря на религиозные или социальные отличия. Поэтому дагестанцы стараются не терять связи с родными, интересуются проблемами друг друга и стремятся помочь другу в случае необходимости. Побывав в Республике Дагестан, его гости удивляются простоте и доброжелательности горцев, благосклонности, трудолюбие и гостеприимству горцев.
Дагестанцам дороги свои языки. Р. Гамзатов же подчёркивал: «Изучать родной язык... или жить жизнью своего народа, должно быть внутренней потребностью для нас, как на войне – воевать, как на поле – бороновать, как на свадьбе – веселиться, как при больших утратах – горевать...»
Для дагестанских народов сохранение межнационального мира и развитие этнокультурного наследия является делом чести. А сохранение и развитие родного языка является делом первостепенной важности, так как он (родной язык) является языком родителей, языком, на котором звучат любимые песни, на котором развивается самобытная национальная культура. А в формировании самобытной духовной культуры, литературы, науки дагестанские народы видят возможность научить подрастающее поколение любить удивительную историю республики, строить настоящее и творить будущее в духе патриотизма и интернационализма. Ведь они желает своим детям счастья, связывает с ними свои мечты и надежды.
Безусловно, не думать о том, какое поколение вырастет завтра, не может ни один гражданин, кому небезразлична судьба подрастающего поколения, кому дорога проблема его воспитания, его защита от социальных неурядиц. Ведь родители являются первыми и главными ваятелями детских душ, самыми близкими людьми, призванными учить своих чад, жить по законам доброты, красоты и совести. От того, сколько внимания уделяют родители развитию в детях нравственной культуры, уважения к языку, развитию чувств коллективизма, дружелюбия, желания и умения жить интересами окружающих людей, зависит, будут ли их чада воспринимать общечеловеческие ценности скептически или посвятят свою жизнь улучшению взаимоотношений между людьми и сохранению мира на Земле. 
Так как Дагестан является родиной многочисленных языков, культур, цивилизаций, народностей, он преподносит миру поучительные уроки народной дипломатии. Надо знать эти уроки и считаться с их значимостью, потому что на их основе сформирован диалог культур, традиций, обычаев. А уважение законов государства и прав граждан, развитие в подрастающем поколении гуманных чувств, способных усовершенствовать межличностные отношения, является приоритетным направлением воспитательной работы у народов Республики Дагестан.   
Меняются типы социально-экономических формаций, меняются правительства, меняются границы и названия государств, а культура остаётся. Мир в любом регионе Земли может быть достигнут только через образование культуру, через познание уникальности и духовного богатства каждого народа.


Рецензии