Последний рейс бронепоезда

Последний рейс бронепоезда

- У вас сколько больных в отделении, Вячеслав Иванович?
- Двадцать два, товарищ подполковник.
- Завтра поедете в Моздок старшим врачом на санитарном поезде. Получите выписки и формы 100 у Татьяны Васильевны, сухой паек на продскладе, командировочную у Зои Владимировны. Эвакуация на станцию начнется в шесть ноль-ноль… Своих больных на время отсутствия передадите Олегу Петровичу.

Я был, скорее рад, чем нет свалившейся на меня оказии. На пару дней вырваться из жарких объятий августовской Ханкалы, - что может быть лучше, когда до отпуска еще очень далеко. Чтобы побегать по окраинам Моздока, наконец-то выкупить заказанный пару месяцев назад столитровый аквариум, сходить на рынок с адекватными ценами на овощи-фрукты, отправить без цензуры письма домой и позвонить друзьям-родным на Большую Землю. Да и просто вспомнить про мирную жизнь, - всегда полезно. Не скажу, чтобы я по ней скучал, но все же иногда накатывала ностальгия.

Бронепоезд по маршруту Ханкала-Моздок курсировал еще с 2000-года. Расстояние между станциями небольшое. Всего сто двадцать километров. И чаще он перевозил какие-то военные грузы да пассажиров в хаки. Саперы регулярно находили под рельсами заложенные мины, редко, когда им не везло. В этом же году запустили рейс для перевозки больных и раненых. Говорили, что это связано с тем, что вертушки стали чаще сбивать и даже окутывание Ханкалы дымовыми завесами не шибко помогало. Поэтому вместо вертолетных рейсов в Моздок и Гизель (Владикавказ) комдив распорядился запустить санитарный на бронепоезде.

На обычный поезд он походил тем, что в составе курсировали лишь пара плацкартных вагонов. Впереди локомотива-тепловоза катились три-четыре открытые платформы с щебнем и саперами, на одной из которых восседала БМП (боевая машина пехоты). Где посередине прятался танк, бронированный вагон с пушками и надписью в готическом стиле «Железный Феликс». Ближе к хвосту состава теплушки с РЭБовцами, пехотинцами, связистами и прочим «обслуживающим персоналом». Иногда во время его движения над головами низко барражировали ; МИ-24 (крокодилы). Так как ехал он со средней скоростью 15-20 км/час, и то и дело останавливался для проверки железнодорожного полотна, то вертолётов надолго не хватало и они, отлетав топливо, возвращались на ВВП в Ханкалу.

В шесть тридцать наша колонна из шишиг из зелёных ПАЗиков ; из госпитального двора выдвинулась по пыльной дороге на рампу (станцию). Эта была не первая эвакуация, да и я уже не впервые ездил на бронепоезде, поэтому все действия отлажены до автоматизма. Вскоре два плацкартных вагона были заняты пассажирами в бинтах и в спальниках. Кому-то поставили капельницы, кому-то сделали инъекции, сменили повязки, и провожающая команда отбыла восвояси. На рампе привычно шла бойкая торговля пивом, жареными окорочками и колбасой, вперемешку с турецким золотом и предметами первой необходимости. Прозвучала команда старшего поезда «По вагонам!», и мы неспешно тронулись в путь-дорогу.

Поезд привычно то и дело останавливался на полустанках, солдаты сопровождения выходили покурить и набрать воды, ну а я был занят осмотрами, измерениями температуры, давления, да ответами на вопросы пассажиров. Работа несложная, и скорее напоминала фельдшерскую чем врачебную. Все же самых тяжёлых, и кто был на ИВЛ продолжали на свой страх и риск эвакуировать по воздуху.
В помощь были выделены две бойкие медсестры и три санитара из числа выздоравливающих солдат, которые, как вместе со мной постоянно находились в движении. Восемь часов пролетело, как один и вот уже моздокский полустанок принимает наш эшелон.

Рынок уже закрылся, поэтому в этот раз я остался без аквариума. Заказал осетинские пироги с сыром, свеклой и шпинатом, купил сладостей в суточном магазине, пробежался с часок по ночным тропинкам пригородной степи, несколько часов на сон в палате неврологии, приспособленной под ночлег гостей, и в шесть утра «Железный Феликс» выдвинулся в обратный путь и с той же скоростью. Кто-то считает, что на «Илье Муромце» ездить комфортнее, но я не заметил разницы. Обратно время тянется медленнее, так как бродить по пустым вагонам неинтересно, а пить пиво с попутчиками не хотелось. Но благо, что удалось прикупить свежих журналов и газет и узнать, чем живут на Большой Земле.

Это был последний рейс санитарного бронепоезда, так как на следующий день в моздокский госпиталь въехал «КАМАЗ» с тротилом в кузове, и лечебного корпуса на пять этажей не стало, как и всех, кто оказался внутри.


Рецензии