Приз... приз... приз!

         
      Разные бывают призы.
      Одни стоят массивными  чашами, пылясь на полке.
Другие напоминают о себе стандартно бумажной или в ярких виньетках грамотой, затерянной среди подобных …
    
    А есть призы-книги, где на первой странице вдохновляющее пожелание  словно продолжение дружеского общения.
    Именно такой приз получила я совсем недавно.

   «Там, за поворотом» - так назывался на площадке Евгения Говсиевича конкурс,  в котором принял участие  мой рассказ «Повороты судьбы Грейс Келли».
http://proza.ru/2021/05/21/554
    Второе место.
    И сюрприз – книга  известного  поэта, мемуариста, критика,  историка литературы Серебряного века, пушкиниста – о своём кумире им написано более восьмидесяти статей.

    Творчество Ходасевича Владимир Набоков  в своих лекциях по русской литературе поставил на о-очень высокий пьедестал, сказав:
«Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он останется гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней».

    Владислав Фелицианович Ходасевич…
    С его стихотворениями я уже была знакома и с оценкой Набокова не соглашусь.  Однако поэзия –  дело вкуса…

   А вот прозаическую часть сборника, то есть  мемуары  под названием «Некрополь»   до этого не читала,  она приятно удивила и даже поразила меня.

   Книга  вышла  в 1939 г. в Брюсселе  и сразу же привлекла внимание остроумными житейскими наблюдениями, искренними, глубокими размышлениями  о тех представителях Серебряного века, кого автор хорошо знал.

   «Он был нелюдим, часто остр на язык, - вспоминает Нина Берберова об авторе. -  За это его упрекали,  недолюбливали, но он всегда предпочитал говорить правду. Она для него была намного важнее лицемерности, слащавого пафоса».

    Прочитав «Некрополь», подтверждаю: никакого пафоса, тем более слащавого,  даже по отношению к прославленным  именам в мемуарах нет! Будь то Валерий Брюсов или Андрей Белый, Николай Гумилёв или Александр Блок…

   Самыми интересными, на мой взгляд,  можно назвать литературно-житейские  воспоминания о Сергее Есенине и Максиме Горьком.

     Столкновение яркого таланта, великих надежд, наивной искренней  веры с жёстко реальной постреволюционной обстановкой в России, с хаосом разочарования  - стержень повествования о Есенине.

   Встречи двух поэтов были в  Москве в 1918 году. Владислав Фелицианович вспоминает: «Смотрел он прямо в глаза и сразу производил впечатление человека с правдивым сердцем».
 
    Но не подружились. Потому что окружали Есенина те, что «не то пламенно веровали, не то пламенно кощунствовали…, готовы были ради ближнего отдать последнюю рубашку и загубить свою душу. Самого же ближнего – тут же расстрелять. Если того потребует революция».
   Сатирически необычная, но, пожалуй, точнейшая характеристика многих деятелей той эпохи!

    Порой парадоксально и в то же время логически последовательно Владислав Ходасевич анализирует лирику Есенина и поэму «Инония», называя именно её лебединой песней поэта. Стыдно признаться, но в студенческие годы поэма показалась мне вычурной, странной. И с тех пор не перечитывалась. Теперь, после воспоминаний Ходасевича, я смотрю на неё совершенно иными глазами. Теперь понятен горький есенинский упрёк большевикам:
Вёслами отрубленных рук
Вы гребёте в страну грядущего!

   Радужной мечтой Есенина была  «Инония, светлый град, воздвигаемый мужиком». Но мечта рухнула…
   Резко, колюче, почти гротескно говорит Ходасевич о душевной трагедии поэта:

   «Он отрёкся от Бога во имя любви к человеку, а человек только и сделал, что снял крест с церкви да повесил Ленина вместо иконы и развернул Маркса как Библию».

   Что же более всего ценит автор в своём герое?

- То,  что во всех  его сомнениях и  заблуждениях видна  драгоценная правда.  Есенин был «бесконечно правдив в своём творчестве и пред своею совестью,… не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, - и за всё хотел расплатиться ценою страшной.   И Правда его – любовь к родине. Пусть незрячая, но великая…»

      Довольно странная характеристика есенинской Правды... Но если знать эпоху и трагические метания поэта, то следует, я думаю, согласиться!
 
    Заключает «Некрополь» эпизод с Максимом Горьким. Владислав показал ему свои воспоминания о Брюсове. Прочитав их, писатель сказал:

- Жестоко вы написали, но – превосходно. Когда я помру, напишите, пожалуйста, обо мне.
- - Хорошо, Алексей Максимович.
- Не забудете?
- Не забуду.
 
   Владислав Ходасевич не забыл. В его рассказе  вы увидите идущего в вечность, но бесконечно  живого Алексея Максимовича со своими человеческими слабостями и недостатками, но и с великой снисходительной любовью и жалостью к людям.

     Я не буду пересказывать очерк. Но очень рекомендую вам прочитать его!

    А в заключение – моя горячая благодарность Евгению Романовичу за превосходный приз и за светлые минуты чтения великолепных воспоминаний!


Рецензии
Вечера доброго Вам, Элла Евгеньевна!

К величайшему сожалению, такой автор, как Владислав Ходасевич, для меня совершенно незнакомый, поэтому судить о творчестве, как таковом, увы, не могу.
Лишь соглашусь с автором статьи в том плане, что бессмысленно пытаться судить о поэзии с позиций объективного наблюдателя, все равно, те или иные вкусовые предпочтения дадут о себе знать.
Другое дело, исследования творчества и жизнеописание других мастеров литературы. В этом случае, даже при несогласии с мнением автора, с его суждением о происходящих в жизни того или иного человека или оценкой характера, мы все равно получаем кладезь информации, хотя бы для размышления...

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   08.09.2023 21:00     Заявить о нарушении
Увы, Сергей, время - самый жестокий и строгий судья.
Тысячи авторов забыты, запорошены пылью веков...
У новых эпох свои обвинители и свои украшатели...
С улыбкой,

Элла Лякишева   10.09.2023 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.