Приз... приз... приз!
Разные бывают призы.
Одни стоят массивными чашами, пылясь на полке.
Другие напоминают о себе стандартно бумажной или в ярких виньетках грамотой, затерянной среди подобных …
А есть призы-книги, где на первой странице вдохновляющее пожелание словно продолжение дружеского общения.
Именно такой приз получила я совсем недавно.
«Там, за поворотом» - так назывался на площадке Евгения Говсиевича конкурс, в котором принял участие мой рассказ «Повороты судьбы Грейс Келли».
http://proza.ru/2021/05/21/554
Второе место.
И сюрприз – книга известного поэта, мемуариста, критика, историка литературы Серебряного века, пушкиниста – о своём кумире им написано более восьмидесяти статей.
Творчество Ходасевича Владимир Набоков в своих лекциях по русской литературе поставил на о-очень высокий пьедестал, сказав:
«Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он останется гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней».
Владислав Фелицианович Ходасевич…
С его стихотворениями я уже была знакома и с оценкой Набокова не соглашусь. Однако поэзия – дело вкуса…
А вот прозаическую часть сборника, то есть мемуары под названием «Некрополь» до этого не читала, она приятно удивила и даже поразила меня.
Книга вышла в 1939 г. в Брюсселе и сразу же привлекла внимание остроумными житейскими наблюдениями, искренними, глубокими размышлениями о тех представителях Серебряного века, кого автор хорошо знал.
«Он был нелюдим, часто остр на язык, - вспоминает Нина Берберова об авторе. - За это его упрекали, недолюбливали, но он всегда предпочитал говорить правду. Она для него была намного важнее лицемерности, слащавого пафоса».
Прочитав «Некрополь», подтверждаю: никакого пафоса, тем более слащавого, даже по отношению к прославленным именам в мемуарах нет! Будь то Валерий Брюсов или Андрей Белый, Николай Гумилёв или Александр Блок…
Самыми интересными, на мой взгляд, можно назвать литературно-житейские воспоминания о Сергее Есенине и Максиме Горьком.
Столкновение яркого таланта, великих надежд, наивной искренней веры с жёстко реальной постреволюционной обстановкой в России, с хаосом разочарования - стержень повествования о Есенине.
Встречи двух поэтов были в Москве в 1918 году. Владислав Фелицианович вспоминает: «Смотрел он прямо в глаза и сразу производил впечатление человека с правдивым сердцем».
Но не подружились. Потому что окружали Есенина те, что «не то пламенно веровали, не то пламенно кощунствовали…, готовы были ради ближнего отдать последнюю рубашку и загубить свою душу. Самого же ближнего – тут же расстрелять. Если того потребует революция».
Сатирически необычная, но, пожалуй, точнейшая характеристика многих деятелей той эпохи!
Порой парадоксально и в то же время логически последовательно Владислав Ходасевич анализирует лирику Есенина и поэму «Инония», называя именно её лебединой песней поэта. Стыдно признаться, но в студенческие годы поэма показалась мне вычурной, странной. И с тех пор не перечитывалась. Теперь, после воспоминаний Ходасевича, я смотрю на неё совершенно иными глазами. Теперь понятен горький есенинский упрёк большевикам:
Вёслами отрубленных рук
Вы гребёте в страну грядущего!
Радужной мечтой Есенина была «Инония, светлый град, воздвигаемый мужиком». Но мечта рухнула…
Резко, колюче, почти гротескно говорит Ходасевич о душевной трагедии поэта:
«Он отрёкся от Бога во имя любви к человеку, а человек только и сделал, что снял крест с церкви да повесил Ленина вместо иконы и развернул Маркса как Библию».
Что же более всего ценит автор в своём герое?
- То, что во всех его сомнениях и заблуждениях видна драгоценная правда. Есенин был «бесконечно правдив в своём творчестве и пред своею совестью,… не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, - и за всё хотел расплатиться ценою страшной. И Правда его – любовь к родине. Пусть незрячая, но великая…»
Довольно странная характеристика есенинской Правды... Но если знать эпоху и трагические метания поэта, то следует, я думаю, согласиться!
Заключает «Некрополь» эпизод с Максимом Горьким. Владислав показал ему свои воспоминания о Брюсове. Прочитав их, писатель сказал:
- Жестоко вы написали, но – превосходно. Когда я помру, напишите, пожалуйста, обо мне.
- - Хорошо, Алексей Максимович.
- Не забудете?
- Не забуду.
Владислав Ходасевич не забыл. В его рассказе вы увидите идущего в вечность, но бесконечно живого Алексея Максимовича со своими человеческими слабостями и недостатками, но и с великой снисходительной любовью и жалостью к людям.
Я не буду пересказывать очерк. Но очень рекомендую вам прочитать его!
А в заключение – моя горячая благодарность Евгению Романовичу за превосходный приз и за светлые минуты чтения великолепных воспоминаний!
Свидетельство о публикации №221081101421
К величайшему сожалению, такой автор, как Владислав Ходасевич, для меня совершенно незнакомый, поэтому судить о творчестве, как таковом, увы, не могу.
Лишь соглашусь с автором статьи в том плане, что бессмысленно пытаться судить о поэзии с позиций объективного наблюдателя, все равно, те или иные вкусовые предпочтения дадут о себе знать.
Другое дело, исследования творчества и жизнеописание других мастеров литературы. В этом случае, даже при несогласии с мнением автора, с его суждением о происходящих в жизни того или иного человека или оценкой характера, мы все равно получаем кладезь информации, хотя бы для размышления...
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 08.09.2023 21:00 Заявить о нарушении
Тысячи авторов забыты, запорошены пылью веков...
У новых эпох свои обвинители и свои украшатели...
С улыбкой,
Элла Лякишева 10.09.2023 21:26 Заявить о нарушении