О совести всерьёз 2

 
 
  Ввиду того, что данная тема вызывает у читателей повышенный интерес, автор просто вынужден поддерживать дискурс в напряжении. Напомним, что почти бесконечные повествования о  волшебнике Изумрудного города и Гарри Поттере начинались с малого.
                Итак.
Взаимоотношение индивида и общества регулируются четырьмя уровнями барьеров и фильтров.
Первый уровень - это нравственность. То есть те духовные стандарты, которые индивид самостоятельно выбирает для себя. И здесь совесть
как  способность личности самостоятельно формулировать
НРАВСТВЕННЫЕ  ОБЯЗАННОСТИ
и реализовывать
 НРАВСТВЕННЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.
ТРЕБОВАТЬ ОТ СЕБЯ
 их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков
есть мощнейший инструмент регулирования отношений.


Второй уровень -это мораль. То есть нормы поведения, которые общество навязывает индивиду. Допустим, его личный уровень бессовестности позволяет справлять нужду или заниматься сексом в общественных местах, а общественная мораль этого не допускает.


Третий уровень - религия. Это общественная мораль, обязательная для всеобщего исполнения. Навязать индивиду эти правила не так-то просто. Чем объяснить необходимость весной, когда и без того есть нечего, отказаться от мяса и перейти на кислую капусту?! В систему вводится понятие Высшие Силы. Одно дело просто не есть мясо, а другое - во имя Бога.


Есть индивиды, способные и три полосы фильтров преодолеть. Для них созданы кодифицированные законы. Жемчужина в диадеме - Уголовный Кодекс. Бриллиант в бриллианте - смертная казнь.


Так происходит регулирование общественных отношений.
Как стало видно из нашего расследования, роль совести в этой системе крайне незначительна, если не сказать ничтожна. Тем не менее, в этом серьёзном деле "каждое лыко в строку". И даже тому, кому пора мазать лоб зелёнкой и ставить к стенке, сначала, ну хотя бы для порядка, зададут вопрос  "у тебя совесть есть, а?!".
Всегда на связи, Л.Х.


Рецензии