Франция. Интернет. Ислам. Ненависть. Тюрьма

Перевод с английского языка. Источник: "Аль-Джазира". Автор: Александр Дюри

Название оригинальной статьи:
"Свобода слова против исламофобии: подросток разжигает дебаты во Франции"

10 августа 2021 года. Париж, Франция.
Все началось с трансляции на Интернете,18 января прошлого года.
Подросток по имени "Мила", лесбиянка в законе, которой тогда было 16 лет, с недавно выкрашенными в фиолетовый цвет волосами, выступила с речью против ислама, обращаясь к некоторым из своих 10 000 (!!! - от переводчика) последователей, которые следят за её публикациями.

“Коран-это религия ненависти. В нем есть только ненависть. Ислам-это дерьмо, ваша религия-дерьмо”, - сказала она в своем видео, используя грубые образы для обозначения “вашего Бога”.

В последующие недели, отстаивая свою позицию, она получила около 100 000 сообщений с ненавистью.

Вскоре ее судебное дело привлекло внимание всей страны и проверило новые законы Франции о киберзапугивании.

В прошлом месяце французский суд осудил 11 человек за домогательства к Миле в Интернете.

Это дело вновь вызвало общенациональные дебаты о свободе слова, включая право на богохульство в отношении религий, которое защищено французским законодательством.

Сильно политизированная во Франции система правосудия, полиция, основные средства массовой информации и крупные политики-все они, как стало известно, были вовлечены в дело Милы.

"Я сказала то, что думала"

3 февраля, через несколько недель после своей трансляции, Мила рассказала французским СМИ о том, как обострилась ситуация.

Она сказала телезрителям, что она лесбиянка. Когда ее спросили, кого она находит привлекательным, она ответила, что “черные и арабы” не в ее вкусе.

Затем разговор перешел на ислам.

“Я вовсе не расист, вовсе нет. Вы не можете быть расистом в отношении религии”, - сказала она в эфире Le Quotidien. “Я сказала то, что думала, я полностью в своих правах. Я нисколько об этом не жалею.”

Мила, центр, была вынуждена сменить школу и принять полицейскую защиту из-за угроз ее жизни после того, как ее первые видео были выложены в Интернет в 2020 году

После этого появления она получила десятки тысяч сообщений с ненавистью, включая угрозы смертью и изнасилованием.

Ее срочно забрали из школы, так как ее адрес был разглашен и ее безопасность считалась под угрозой.

Мила подала в суд за угрозы убийством, ее адвокатом был Ричард Малка.

Не новичок в крупных делах, Малка представлял сатирический еженедельник Charlie Hebdo с 1990-х годов.

Вмешались французские политики, защищавшие свободу слова.

В своем твите лидер крайне правых Марин Ле Пен написала: “Слова этой молодой девушки являются устным описанием мультфильмов Чарли, не более и не менее. Мы можем счесть это вульгарным, но мы не можем смириться с тем, что за это некоторые люди приговаривают ее к смерти во Франции в 21 веке".

Президент Эммануэль Макрон заявил газете Le Dauphin; Lib;r;, что закон ясен.

“Мы имеем право богохульствовать, критиковать и карикатурно изображать религии”.

Он добавил: “В этих дебатах мы упустили из виду тот факт, что Мила-подросток.
Мы обязаны защищать ее в школе, в ее повседневной жизни и в ее передвижениях".

Обвинительные приговоры

Прошли месяцы, как началась пандемия COVID-19.

Но в ноябре 2020 года Мила опубликовала еще одно видео, на этот раз графически оскорбляющее “твоего приятеля Аллаха”.

Ей снова угрожали смертью, один пользователь угрожал обезглавить ее, и Милу окончательно перевели на домашнее обучение.

13 человек, признанных виновными в домогательствах к ней, были в возрасте от 18 до 29 лет; 11 были приговорены к тюремному заключению условно на срок от четырех до шести месяцев.

Французский суд использовал Закон Скиаппы 2018 года о борьбе с киберзапугиванием и цифровыми рейдами, созданный министром по делам гражданства Марлен Скиаппой, для приведения приговоров в исполнение.

“Я поддерживал молодую Милу и ее семью с самого начала этого дела. Мое желание-защитить всех людей, которым угрожает насилие”, - сказала Скиаппа.

Для сторонников Милы этот вердикт означал надежду для жертв киберзапугивания.

Джастин Атлант, генеральный директор Ассоциации e-Enfance, некоммерческой организации, у которой есть национальная телефонная линия для жертв онлайн-злоупотреблений, сказала “Аль-Джазире", что вердикт был " очень пропорциональным авторам” и “вполне последовательным”.

“Она оказалась жертвой цифрового рейда, подобного тому, который могут проводить взрослые общественные деятели”, - сказал Атлант, чья организация работала с Милой, чтобы собирать сообщения о ненависти и передавать их в полицию.

Недавний отчет Ассоциации e-Enfance показал, что каждый десятый подросток во Франции утверждал, что стал жертвой онлайн-насилия, 59 процентов из которых-молодые девушки в возрасте от 10 до 19 лет.

Атлант сказала, что надеется, что вердикт станет “уроком” и что люди будут привлечены к ответственности за то, что происходит в Интернете.

“К счастью, эти случаи являются исключительными, но их следует использовать, чтобы показать, как далеко могут зайти эти инциденты”, - сказала она.

Но дело и его результат оказались столь же противоречивыми, как и провокационное видео Милы.

Хуан Бранко, адвокат Иордании, один из 11 осужденных, сказал, что суд был организован “как шоу в очень тревожном для меня ключе”.

Адвокат, известный во Франции тем, что защищал многих протестующих “желтых жилетов” (желтых жилетов) в суде и выступал в качестве юрисконсульта Джулиана Ассанжа в 2015 году, взялся за дело, когда Джордан связался с ним в Twitter, обратившись за юридической помощью.

Бранко сказал “Аль-Джазире": "Когда вы пытаетесь создать символы с помощью правосудия, в целом, это противоречит правам людей, которых судят, но также потенциально против самих жертв.

Бранко сказал, что июльский суд был "организован как шоу" и "инструментализирован" основными СМИ Франции за счет обвиняемых.

“Я беру случаи в целом, когда у вас есть нормальные граждане или слабые люди, на которых нападает часть системы. К сожалению, дело Милы стало таким”.

Он сказал, что основные французские СМИ “инструментализировали” процесс, чтобы создать “новый символ Жанны д'Арк” из Милы.

Мила регулярно давала интервью на ток-шоу, где ее изображали жертвой, но, по словам Бранко, тем, кто чувствовал себя оскорбленным ее антиисламскими постами, не было предоставлено места.

Право на богохульство

23 июня Мила выпустила широко разрекламированную книгу под названием

“Я-цена твоей свободы”.

8 июля, на следующий день после вынесения приговора, она посетила Великую мечеть Парижа, позируя для фотографий для средств массовой информации рядом с ректором Хемсом-Эддином Хафизом с копией Корана в руке.

Клиент Бранко, Джордан, был самым старым обвиняемым в возрасте 29 лет.

Воспитанный как католик, он не имеет криминального прошлого.

В Твиттере, где у него около 50 подписчиков, он поделился своей реакцией на откровенный пост, который Мила написала об Аллахе (Боге).

Бранко сказал, что его клиент признал, что его твит был “вульгарным”, но что он не представлял серьезной угрозы.

“Не было ни одного фундаменталиста или подражателя террориста, который был бы привлечен к ответственности”, - сказал Бранко.

В качестве первого значительного дела, в котором использовался закон Скиаппы, Бранко сказал, что 13 обвиняемых были выбраны в качестве “козлов отпущения” и что судебное разбирательство “явно предназначалось для того, чтобы послать сигнал всему миру, и особенно французскому населению”.

“Общество, которое не уважает веру и религию, находится в реальной опасности”, - сказал Бранко. “Вот когда “светскость " (секуляризм)” становится злобной”.

Имен Неффати, историк по вопросам расы, ислама и свободы прессы во Франции, сказал, что, хотя право критиковать религии следует уважать, этот принцип часто используется для прикрытия исламофобии.

“Критика ислама, особенно во Франции, часто проводится в расистской манере, которая демонизирует мусульман или, по крайней мере, использует и увековечивает расистские тропы”, - сказала Неффати в интервью "Аль-Джазире".

Дело Милы-не первый случай, когда судебный процесс во Франции вызывает дебаты о праве на богохульство.

В 2007 году Большая мечеть Парижа подала в суд на Charlie Hebdo за публикацию карикатур, признанных оскорбительными, в том числе карикатуры на пророка Мухаммеда с бомбой в головном платке.

Затем Малка, адвокат Милы, успешно защитил Charlie Hebdo.

“Развитие истории Милы предсказуемо”, - сказала Неффати. “Что было интересно посмотреть, так это то, что Ричард Малка был ее адвокатом”.

Малка отказался давать комментарии "Аль-Джазире", но Неффати, который следил за его работой в течение многих лет, сказал, что он посвятил себя защите права на свободу слова в залах суда.

“Он сам признал, что, как и суд над Charlie Hebdo, суд над Милой также символичен”.

Вердикт был воспринят как победа тех, кто выступает за “лайсите” и свободу слова.

Тем не менее, на фоне недавно представленного “законопроекта о сепаратизме“, который, как утверждают критики, еще больше дискриминирует мусульман во Франции, есть опасения, что дело Милы является напоминанием о напряженности в отношении мусульман во Франции.

В стране, где проживает большинство мусульман в Европе, Неффати сказала, что крупные события в средствах массовой информации, такие как посещение Милой Великой мечети, показывают, что представители ислама находятся под давлением “постоянно объяснять и оправдывать, что ислам не является насильственной религией или несовместимой с французскими ценностями”.


Рецензии