Камень. Песчаная ловушка. 1932 г, июль. Томаковка

Песчаная ловушка
(глава из биографического романа «Камень», автор - Владимир Шабля).
1932 год, июль. Томаковка.
Сегодня погода выдалась пасмурная и ветреная, но без дождя. Поэтому, начиная с раннего утра, вся семья Шаблей в полном составе работала на своём дальнем участке в поле. Целый день убирали зерновые и изрядно измучились.
А ближе к вечеру родители послали Петю домой: нужно было ещё управиться с домашним хозяйством. Парнишка принёс восемь вёдер воды для питья, мытья кухонной утвари и купания. Затем собрал на огороде помидоры, огурцы, арбузы и дыни; сложил всё на полу в коридоре. А напоследок накормил и напоил живность, убрал в сараях навоз, добавил подстилочной соломы. Подросток старался делать всё это быстро, потому что хотел ещё успеть поиграть с друзьями.
Тем временем возвратились с поля уставшие родители и брат.
– Мама, я воды наносил, овощи собрал и с животными управился, – отчитался Петя, – можно мне взять велосипед и поехать погулять?
– Езжай, – разрешила Мария, – только смотри, аккуратно – не сломай веломашину! Она нам с таким трудом досталась.
– Хорошо! – крикнул подросток, на ходу забрасывая ногу на двухколёсного друга.
Он ехал, не держась руками за руль, – «без рук», как говорили мальчишки. Железный конь легко поддавался управляющим воздействиям, а ветерок бодро обдувал полуголое тело.
Спустя пару минут, Петя был уже на спортивной площадке. Друзей не было видно; только старшеклассники занимались «прыжками с трамплина» на велосипедах. Ученики младших классов рыли для них ямы в песочнице, а несколько «ветеранов», по очереди осёдлывая имеющиеся у них два велика, с разгону друг за другом преодолевали эти препятствия, в результате чего получались эффектные серии прыжков.
– Чего рот разинул?! – прикрикнул Сашка – предводитель старших парней – на наблюдающего со стороны Петю, – тоже хочешь прыгать с трамплина?!
– Хочу, – скромно ответил Петя.
– Вы его видели?! – покатился со смеху Сашка, обращаясь к своим приятелям, – он хочет!
Нагло гогоча, детина театрально поднял «на дыбы» переднее колесо своего велосипеда, а затем, играя мышцами, обратился к подростку:
– Сначала оботри на губах молоко, да иди сделай для нас яму: до большего ты пока не дорос! – бравируя своими внушительными габаритами, он с довольным видом обвёл взглядом товарищей. – Что за тупая малышня?! Уже полчаса возятся с песком – и не могут сделать нормальный трамплин! Нету среди вас ни одного хоть немного соображающего! – он с вызовом обратил свой взор на меньших, потом на Петра и смачно сплюнул.
Младшеклассники потупили головы, а в Пете закипела злость против этого великовозрастного хвастуна.
– Ладно, – снизошёл Сашка до милости к черни, и с выражением превосходства довёл до Пети своё задание: – Вырой для меня хороший трамплин, такой, чтобы здорово подбрасывал; я его испытаю, и если мне понравится, тогда разрешу тебе разок-другой прыгнуть с нами.
Большие хлопцы уехали, малыши разошлись, а Петя начал соображать. Ему очень хотелось проучить самовлюблённого здоровилу, и вскоре у паренька созрел план. Он мысленно представил траектории движения велосипеда при разных конструкциях «трамплина», сравнил их между собой и определил ожидаемые последствия. Выбрав подходящий вариант, подросток приступил к работе.
В песке Петей была вырыта большая яма, пологая с одной стороны и круто нависающая – с другой. При этом её конструкция представляла собой как бы «ловушку» для переднего колеса, из которой, двигаясь только вперёд, оно никак не могло выбраться.
Довольный своим творением, Петя некоторое время на расстоянии наблюдал за тем, что будет дальше. Но старшеклассники всё не возвращались, зато сверстники сагитировали паренька на игру в козла возле речки. Он переключился на новое занятие и быстро позабыл о сделанном трамплине.
...
Эта история получила неожиданное продолжение на следующий день. Идя в центр Томаковки, Петя встретил своего друга Юру.
– Привет! Ты на площадку? – осведомился тот.
– Да.
– Не иди туда: там Сашка, злой до ужаса! Везде ищет тебя, грозится побить.
– А что случилось? – не понял Петя.
– Это ж ты вчера смастерил трамплин в песочнице?
– Ну, не я один; многие пацаны рыли ямы, а я свою сделал уже после того, как старшеклассники разбежались. Но с моего трамплина так никто и не прыгнул.
– Оказывается, Сашка всё-таки его испробовал, – заговорщицки улыбаясь, сообщил Юра.
– И что, чего ты так радуешься? – одёрнул друга Петя.
– Сашка с дружками позже вернулся, увидел, что появился новый трамплин. Недолго думая, разогнался что есть силы и «Р-р-р-раз!»: переднее колесо осталось в хитро устроенной ловушке, а гроза всех парней на глазах своей компании в эффектном пируэте перелетел через руль и грохнулся мордой о землю.
– Да ты что?! – удивился Петя, вытаращив глаза.
Он не ожидал такого эффекта от своего изобретения, придуманного, считай, по наитию.
– В результате у Сашки синячище на пол-лица, погнутая рама у велосипеда и дружный смех товарищей, – завершил своё повествование Юра.
– И что он собирается делать? – осведомился Петя, уразумевший, что пахнет жареным.
– Не знаю. Не найдя тебя, Сашка стал спрашивать у пацанов, как выпрямить велосипедную раму. Кто-то ему посоветовал бить по ней молотом через деревянную прокладку. Так он, когда я уходил, искал, у кого есть молот. Думаю, сейчас ремонтируется.
– А что насчёт меня?
– Сам я не слышал, но мне парни говорили, что поначалу хотел отлупасить. Потом, правда, немного смягчился. По-моему, тебе лучше всего спрятаться на пару дней. Сашка парень отходчивый и не будет вечно держать камень за пазухой.
Петя послушал Юриного совета – на некоторое время залёг на дно. Только спустя несколько дней он случайно встретил Сашку на центральной площади, но тот сделал вид, что ничего не произошло.
– Ну и слава Богу, – облегчённо вздохнул Петя, шагая восвояси.


Рецензии