Тёплое лето

    В нашем селе нет колорадских жуков и густой высокой травы. Нет теплых летних ночей и обширных засеяных полей. Мы кутаемся в куртки по ночам, сидя на лавочках. Здесь, точно, не вырастет виктория или виноград, да и яблоням холодно будет. У приезжающих порой болит голова и случаются неприятности с давлением. Дома раскиданы по горам и по долине змейкой ползёт река. Ночью, небо так глубоко-черно, что звезды сияют на его фоне ярче, чем где бы то ни было на свете.    
    Развесив постираное белье, мама следит за ветром. Когда он усиливается, она снимает вещи и переносит их в сени, иначе песок, поднявшийся с дороги осядет на влажной ткани. Весь день, слышится мычанье коров, которые к ночи умолкают. На стадионе спят небольшие древние курганы. Они рассыпаны по селу и мы их уже не замечаем. Белое двухэтажное здание администрации построено на месте старой церквушки. Напротив, через дорогу, расположена почта. Она построена на старых могилках, принадлежавших церкви.
   На почте много лет трудится моя бабушка, которая рассказала об этом, ведь это было давным-давно. Она часто берет меня на работу, я сижу за отдельным столом. Бабушка даёт мне маленькие счеты, бланк, ручку и я усердно "работаю". Считаю и записываю, иногда прошу печать и ставлю фиолетовые  прямоугольники с серьезным видом. Когда мы идём домой, я держу бабушку за руку и она что-то рассказывает. В этот миг меня не существует, я превращаюсь в большое ухо и слушаю. Мне недавно исполнилось восемь лет. Бабушка принесла жёлтую тетрадку, в клеточку. Разрезав пополам, она сшила её, чтобы получился блокнот.
- Это твой личный дневник, - сказала бабушка.
- А что туда писать?
- Просто, пиши про то что было и  сегодня и каждый день. А когда вырастешь сможешь сесть и прочитать.
Я обрадовалась, хотя до конца не поняла, но написала на первых страницах в подробностях  - как провела свой день. Я не знала, стоит ли писать сколько раз ходила в туалет и во сколько чистила зубы, но на всякий случай записала. А на обложке большими буквами вывела слово "блокнот".
    По воскресеньям, когда наступает банный день, мы ходим к бабушке с дедушкой. Свою баню папа, пока не достроил. До ночи сидим пьём чай, болтаем. Когда мы идём домой, то уже темно, за заборами лают собаки. Родители говорят о своем, а мы с сестренкой играем в игру "конкурс штор". В окнах горит свет и в каждом доме разные шторы. Мы топаем по улице и сравнивая шторы, в конце-концов находим победителя. Смеясь, условно, награждаем хозяина дома титулом "самые красивые шторы" до следующего банного дня. Каждую субботу у нас в доме уборка, мама, как директор, дает нам поручения и обычно мы берём с сестренкой ковровые узкие дорожки, стоим у крыльца, и хлопаем на "раз,два,три". Пыль поднимается клубами и исчезает неизвестно куда. Наверное, где-то во вселенной существует "планета пыли", куда уносится пыль с людских ковров, паласов и дорожек.
    Я люблю оставаться ночевать у бабушки с дедушкой. Дедушка никогда не пропускает выпуск "новостей" и умело переключает каналы плоскогубцами, что мне даётся с трудом. Но он всегда разрешает смотреть передачу "спокойной ночи, малыши", так обидно, когда там показывают какой-то пластилиновый мультфильм. Я не люблю пластилиновые анимации.
    Бабушка каждый день смотрит сериал "Санта - Барбара". Как - то раз, у бабушки дома были мама, тётя Оля, тётя Галя и все они, надев свои очки, смотрели миллионную серию. Я тоже решила присоединиться к их компании, но у меня не было очков. Я сходила и попросила дедушку сделать мне очки, ведь он был мастером на все руки. Дедушка, почему - то заулыбался, выслушав моё пожелание. Он тут же соорудил очки из красивой красной проволочки. Я надела превосходные очки и пошла в зал смотреть сериал вместе со всеми. Уместившись на табуретке я стала вникать в сюжет. Тетя Оля повернулась и почему-то хихикнула. Мне стало неловко, но я поняла, что она обратила внимание на мои очки. Затем повернулись все и стали смеяться потихоньку. Они очень пытались скрыть свой смех, но у них не получалось. А дедушка стоял в дверном проёме и тоже улыбался.
   Этот сериал шёл все 11 лет, пока я училась в школе и закончился вместе с последним звонком.
    Однажды я узнала, что люди не живут вечно и меня не станет. Мне стало так страшно, что я решила написать прощальное письмо для своей сестрёнки. Я так старалась, просила её не плакать, когда меня не будет и что все игрушки достанутся ей. Мне пришла замечательная идея, спрятать письмо в книгу и когда, моя сестрёнка захочет прочесть книгу, то случайно найдёт письмо. Наверное ей будет грустно. Но всё вышло, как обычно - не так, как задумано. Летним днем бабушка решила, что книги пора выхлопать от пыли (отправить её на неведомую планету). В зале стояла высокая этажерка, наполненная книгами. Тетя Оля и мама носили их на крыльцо, хлопали страницами и заносили стопками в дом. Вдруг из одной книги выпал листок. А я и забыла про него, ведь прошло уже много времени. Они с интересом читали, а я уже и не помнила, о чем там написала. Потом они стали смеяться, вспомнив, что моя сестрёнка ещё не научилась читать письменные слова. Это правда было смешно, ведь когда я писала, то даже не подумала об этом. Но всё же было и немножко обидно. Письмо выбросили и благополучно о нем забыли.
    Июньским вечером дедушка сказал, посмотрев новости:
- сегодня будет пролетать комета в двенадцать часов ночи. Постарайтесь не уснуть, пойдём смотреть.
    Я даже не представляла как она выглядит и очень ждала, когда наступит ночь. У дедушки в доме было свое особое место - рабочий стол. Нам (внукам) категорически запрещалось что-либо трогать. Это было неприкословное правило, которое соблюдалось всегда. На столе лежали разные инструменты, стояли жестяные баночки, наполненные гвоздиками, болтиками, шурупчиками. Дедушка либо сидел ремонтируя что-то за столом, либо находился на улице в гараже, что-то мастеря. В столе так-же хранились бинокли, фотоаппараты и подзорная труба...
   И вот дедушка, надев свое кепи и фуфайку, велел нам одеваться потеплее и выходить. Мы с сестренкой, накинув бабушкины кофты, вышли во двор. Луна была круглая как монетка. Звезды украшали ночное небо. Дедушка взял подзорную трубу и начал наблюдение. Он что-то регулировал, а затем сказал:
- вот она! Теперь по - очереди смотрите в эту, примерно, сторону.
Я заглянула в трубу и что-то мелькнуло огнем. Поняв, что комета быстро летит и нужно следить за ней, направляя телескоп. Поймав её ещё раз, я будто попала в другой мир - он был огромный и неизвестный, где-то там, далеко. Но он был. Небесный огонь летел за тысячи километров в вечной темноте, поражая воображение. Затем на комету взглянула сестренка. Думаю, на нее это произвело не меньшее впечатление, чем на меня. Потом дедушка разрешил разглядеть луну в телескоп. Луна оказалась очень интересной, на ней были какие-то дырочки, как в большом круглом сыре и пятнышки.
    Я и сестренка довольные, конечно думали о луне и о комете, и о том огромном удивительном мире, в котором мы живём, закрывая глаза перед сном.

***

- Дай мне посмотреть!
- Да, сейчас, подожди.
- Ну все, теперь моя очередь.
- Ладно-о, - говорит сестренка и протягивает мне бинокль.
Мы попросили у дедушки бинокль и сидя на перилах крыльца, смотрели на далёкие дома, на лес и людей. Солнце грело воздух и в огороде на грядках выглядывала свежая зелень, морковь, свекла, горох, репа. В клумбе цвели ромашки. Тополь раскинул свои ветви и шелестя листьями, раскидывал пух у дома. Бабушка, покормив куриц, зашла в дом. Важная тетя Мотя, большая и пестрая, запрыгнув на крыльцо, следовала за бабушкой в дом, кудахчя. Двери в доме и сенях, в хорошую погоду, открывались настежь и тетя Мотя вышагивала в кухню. Остальные курицы не обладали такой смелостью. Она ходила по кухне, как хозяйка, затем, убедившись, что все в порядке, возвращалась к своим - во двор. Старый пёс, по кличке Мальчик, лежал у будки, разрисованной под домик, и безразлично смотрел на расхаживающих кур. Когда, появлялись цыплята, то над двором кружил коршун. Они часто нападают на цыплят и уносят их. Тогда бабушка спешит загнать кур и цыплят в клетку, что стоит у курятника.

Дедушка закуривает трубку, выйдя на крыльцо. Мы отдаём ему бинокль и бежим играть. Ветерок лохматит наши косы, а солнце не спешит одаривать веснушками. Мне всегда казалось, что люди с "солнечными поцелуями" такие красивые...

   Лето в своей полноте, мы рады. Мы так любим лето и упиваемся им. Мы счастливы. И это детское счастье озаряет наши дни. Бабушка приготовит вкусный обед и обязательно нас позовёт. Дедушка будет что - то мастерить в гараже. А мы - встречать каждый день с улыбкой, игрой и готовностью к чему-то новому, удивительному и светлому. Тёплое лето...Теплое воспоминание...


 


  


Рецензии