Ночные ястребы - детектив Записки следователя

       
       Заходящее солнце опустилось совсем низко и через определённое время   скрылось за  дремлющим  лесом.  Огненная заря, образовавшаяся  на  небе  после ухода солнца  за  горизонт,  медленно  но,  не  спеша,  стала  бледнеть, а  потом,  вовсе   поблёкла и обречённо растворилась на небосклоне. Вечерняя  небесная  красота сошла с темнеющего неба. Через какое-то время на южный  город  металлургов и  шахтёров, опустился тёплый, тихий, наполненный  запахами цветущих сирени и  акаций  апрельский вечер.  По верхушкам деревьев пробежал  лёгкий,  шаловливый  ветерок. Обдал теплом и скрылся в кустах пахучей сирени.
    Город с наступлением вечера обретал новую, шумную, весёлую, беззаботную жизнь. На улицах безостановочно урчали машины, мотоциклы, разной  другой техники. С дворов домов доносился по-весеннему весёлый, шумный  галдёж детворы. Народ  потянулся к центру города. Улицы, площади, скверы стали заполнятся людьми и в скором  времени,  они  обрели  многолюдность и шумность.  Говор, смех, шутки слышались со всех сторон.  Люди после трудового дня отдыхали, наслаждались тёплым вечером. Кричащие киноафиши настойчиво приглашали гуляющий, отдыхающий народ  в кинотеатр «Комсомолец», который  располагался  на  площади  Ленина.  Многие, не устояв перед соблазном, направлялись к билетным кассам. Шумная, весёлая  молодёжь торопилась в парк «Юность» к танцплощадке, где известная песня «Эй, судьба, барабань на всю планету!», льющаяся из динамиков, в исполнении не менее известного певца Николая Гнатюка, звала желающих на танец.
   
     Ближе к полуночи, площади, скверы постепенно стали пустеть. Люди стали расходиться по дамам и квартирам. Умолкла в парке музыка. Постепенно в домах стали гаснуть огни. Металлурги, шахтёры ложились спать рано. Вставали рано. Заводские, шахтёрские смены начинались рано. Город  постепенно погружался в сон.
   Тёплый, шумный вечер  незаметно перешёл в тихую, спокойную, бесшумную ночь. Только  недремлющие звезды  подмигивали с высокого тёмного неба и смотрели на свои отражения в чёрной глади речки  Малой Гнилуши. Уже не было слышно ни лягушечьего  гомона, ни переклички  ночных  птиц. Только по дворам, изредка, кое-где от скуки побрехивали собаки. Среди густых ракит, ольхи, ив мирно журчала река, и больше ничего вокруг не нарушало тишины и покоя.
   Только двоим  молодым парням, было не до сна в эту тёплую, прекрасную апрельскую ночь, И  была  у  них  важная,  по их  понятиям,   на  то  причина. Они задумали что-то недоброе, нехорошее и  к  тому же - преступное.  С этим преступно затеянным замыслом, взяв с собой  пустой  мешок, гвоздодёр и фонарь, вышли со двора у одного из них и направились в сторону реки Малая Гнилуша. Шли тихо, осторожно. Постоянно оглядывались по сторонам. Почти не разговаривали. Злоумышленники выбрали к назначенной цели более сложный, тернистый, но менее безопасный путь.   Пробирались через крутые склоны холмов, прилегающие ближе к реке. Обходили частные дворы, чтобы не тревожить дремлющих собак. Поплутав минут тридцать, наконец-то, они вышли к броду и перешли речку. Далее их путь лежал к средней школе, расположенной по улице Московской. Снова минуя частные дворы, обходя открытые места, дороги, наконец-то они добрались к заветной цели. Шум проходящего недалеко от школы товарного поезда, заглушил звон  разбившегося  стекла  окна…
                *   *   *
    Утром следующего дня,  следственно-оперативная группа, возглавляемая начальником  отдела милиции   Пашковым, прибыла к месту происшествия. У входа в здание школы, возле открытого, с разбитым стеклом окна, расположенного  справа от входа, оперативную группу встретил директор
 школы  Журавлев с группой учителей и школьников.
   Здание школы двухэтажное, построенное из красного кирпича и крыша покрыта 
шифером. Наружные стены здания штукатурены и побелены,  и, по-видимому, давно, так как  местами  штукатурка  обсыпалась, побелка потемнела от сырости и дождя, и весь общий вид  здания  имел  неприглядный, несвежий вид. Явно школе требовался основательный ремонт.
   Территория школы имела приличные размеры. Она отгорожена металлической решёткой.  Многие столбы, сложенные из кирпича, а также металлические решётки из за давности  срока  службы и за несвоевременного ухода, пришли  в полнейшую негодность. Одни  столбы  наклонились так, что вот – вот рухнут на землю, другие вовсе рассыпались.  Металлические сетки, по всему периметру пришли в негодность:  местами порваны, местами вообще отсутствуют.   Парадная сторона забора, со стороны улицы Московской выглядела намного лучше. Тут и столбы побелены, решётки покрашены и целы. Вход на территорию осуществляется с парадной стороны. При входе на территорию, с правой стороны, примерно, в двадцати  метрах от входа, около забора частного домовладения, как символ, как  достопримечательность этой школы, возвышалась приличная гора металлолома. Это пример того, что школьники в день Всесоюзного Коммунистического субботника, собрали столько металлолома. Теперь этот металлолом  отправят на наш металлургический завод для удовлетворения прожорливых  желудков  сталеплавильных печей.
                *    *   *
- Понимаете, - заговорил директор школы чуть взволнованным, суховатым голосом, как бы извиняясь перед полковником за допущенную оплошность, - пришёл сегодня пораньше в школу. Работы перед праздником невпроворот. На всё времени не хватает. В голове одни проблемы. Не заметил открытого и разбитого окна. Хотя окно расположено почти, что рядом с входными дверями.   Вы уж простите меня!
  Когда  директор  закончил  говорить,  я случайно посмотрел на  него. Меня  поразил  его  внешний  вид. Весь его внешний вид говорил о том, как будто бы он виновен в происшедшем. Весь он, как-то съёжился, сгорбился. Стал похож на восьмидесятилетнего старика, хотя ему ещё нет и пятидесяти  лет. «Переживает. Явно  ему неприятно. Праздник на носу, а тут…»                - Я подошёл к входным дверям, - неожиданно  снова  заговорил  директор.  - Они были закрыты на замок. Ключом  открыл замок. Замок был цел. Никаких нарушений не  заметил. Я вошёл внутрь и, как обычно, прошёлся по коридорам. Поднялся на второй этаж. Иду. Дохожу до кабинета военного дела. Вижу,  дверь  кабинета  приоткрыта .  Подошёл  ближе к двери.  Вижу, на полу валяется сорванный замок. Заходить  в  кабинет  не  стал.   Тут же,  не мешкая,  пошёл в свой кабинет и сразу же позвонил в милицию. Вот так получилось… - растерянно закончил  он свою речь.
 - Александр Иванович, - вмешался я, - скажите, разве ваша школа не охраняется?
 - Как же, как же, конечно, охраняется! -  последовал поспешный ответ директора. С каким тоном  проговорил директор, можно было понять, что он чем – то встревожен.
 - Где сторож сейчас?    По-видимому, мой вопрос застал Журавлёва врасплох. Он совсем растерялся. Что-то пробормотал себе под нос. Лицо его покрылось красной краской.
 - Я не знаю… - еле выдавил из  себя директор и обратил свой  растерянный взгляд в сторону подвальной  двери  здания, где  располагалась  котельная.
 - Тогда, пожалуйста, пошлите кого-нибудь за сторожем. Пусть его найдут и приведут сюда. А пока мы с экспертом - криминалистом  проведём  осмотр.
 - Хорошо. Хорошо. Я сейчас же пошлю за ним. Голос директора заметно  дрожал, а сам слегка нервничал.  Пока директор занялся, поиском сторожа, мы приступили к осмотру разбитого  окна. На месте, кроме осколков стекла, никаких твёрдых  предметов, чем можно было разбить стекло, не обнаружили.    По-видимому, преступники орудие  преступления  принесли  с собой  и  унесли с собой же при уходе. Это подтвердилось при дальнейшем осмотре. Осмотр окна занял не более десяти минут. Когда я дописывал последнюю строчку  в  протоколе  осмотра,  вернулся  директор  школы. Вид его был совсем
растерянный  и  виноватый.
 - Где же сторож, Александр Иванович?  Вы нашли его? – спросил я, глядя  на  растерявшегося  директора.   Александр Иванович   слегка  вздрогнул,  услышав мой  вопрос  и сконфузился.
- Его нигде нет, - последовал  виноватый  ответ. – Не понимаю, он всегда встречал  меня по утрам,  когда   приходил  в  школу.  Докладывал. Если меня не  было, то докладывал  другим, кто раньше приходил  из  учителей  в школу. Ничего не понимаю. Куда он подевался?
  - Александр Иванович, вы   уж  так  не переживайте. Найдётся  он, не  иголка  же.   Скажите, вы знаете, где он  живёт?
 - На память не помню. Нужно  посмотреть в журнал.
 - Хорошо. После, как закончим осмотр, дадите нам адрес вашего сторожа.
  Директор машинально кивнул головой,  соглашаясь. 

   После осмотра окна, мы за директором направились на второй этаж школы. В школе на момент осмотра    не было электричества. Журавлев привёл нас к нише, где располагался  щит электроснабжения школы. В нише, на полке лежали две выкрученные электропробки, и по этой причине школа была обесточена.
 По словам  директора, вчера, перед уходом из школы, он последним уходил из школы, электричество  было в школе. По его предположению, пробки выкручены преступниками.  После осмотра щитка, директор повёл нас к кабинету военного дела. Дверь кабинета была открыта. На полу, возле порога валялся висячий замок с открытой дужкой. Этим  замком,  со  слов  директора,  замыкали  дверь  военного кабинета.  При  осмотре  замка обнаружили следы взлома: вмятины и царапины. Ригель выгнут  наружу. В кабинете, слева от входа, расположена пирамида, сооружённая из листового металла, толщиной четыре миллиметра,  для хранения учебного оружия. Дверь пирамиды, закрывающаяся на висячий замок открыта, а взломанный замок валялся тут же рядом на полу.
  В пирамиде, со слов директора школы, отсутствуют пять малокалиберных винтовок, годные к стрельбе и двадцать пачек патронов, в количестве тысяч штук.  Кража оружия в то время считалось чрезвычайным происшествием. Скоро понаедет сюда  всякого  высокого  начальства  из области. Держи ухо востро!
                *  *   *
 - С чего начнём? – задал  вопрос  полковник, когда вся оперативная группа собралась  в  кабинете  директора  школы,  кроме эксперта-криминалиста, которая по моей  просьбе осталась заниматься изысканием  следов и отпечатков пальцев рук,  Полковник поверх своих очков оглядел нас, как бы проверяя, все  ли  на  месте. И  вдруг  резко  прозвучал  его  голос:
 - Не вижу эксперта – криминалиста? Она, что, считает себя необязательной присутствовать на оперативке?
  - Простите,  товарищ  полковник,  не  успел  предупредить  вас, - сказал  я,  чтобы  успокоить  его, -  это  я  попросил  её,  чтобы  она  занималась  поиском  следов и  изъятием отпечатков пальцев.
 - Ну,  хорошо.  Пусть  занимается. Ответов  не  слышу на  ранее  заданный  мной  вопрос?   Все  сидели  молча  с  опущенными  головами.  Не дождавшись наших ответов, так как мы  сами ещё не были  готовы, что ответить, он  сам же предложил:
   - Нужно  немедленно  информировать  население  по городскому радиовещанию о краже винтовок. Сообщить о значении опасного оружия в руках преступников. Быть бдительным и сообщать в отдел милиции обо всех случаях стрельбы из оружия. Это дело  я возьму на себя. Вам разработать план мероприятий по раскрытию  данного преступления и все действия согласовать со следователем. На всё это даю вам сегодняшний день. Это не значит, что вы и тем только будете заниматься, составлением плана. Не забывайте, основная ваша задача искать преступников. Утром с планом оперативно-следственных мероприятий ко мне на оперативку. На этом оперативка закончилась. Полковник уехал.
                *   *  *
 - Ну что, Валентина Петровна, есть хоть какие-то следы, отпечатки пальцев? –
спросил я, вернувшись после  оперативки, в кабинет военного дела,  Валентина Петровна выпрямилась, направила  свой  взор на меня и прямо  глядя  мне  в  глаза, сказала:
  -Радости мало, Рудольф  Васильевич. При  этом  горестный  вздох  вырвался    из  её  груди и  на  её прекрасное  лицо  лёг  отпечаток  жалости.  - Ничего, ноль. Свежих отпечатков нет. Есть  отпечатки,  но  они не свежие,  то  есть  старые,  и не чёткие. Вероятно, они оставлены учителем или учениками. Только зафиксировала  вмятины и царапины на замках. Других следов и улик нет.  Закончив  говорить, она  устало опустилась на стул и стала  собирать  свои  причиндалы.
  - Не густо, - выдавил я и стал помогать эксперту, собрать портфель.
    
      Будет  продолжение


Рецензии