Преодоление недостатков и безумия

       Юный организм, отбросив безмятежное детство и вступив во взрослую жизнь, впитывает в себя множество недостатков, свойственных меркантильному характеру человека. Безумие есть неправильное понимание смысла бытия, когда главные задачи сводятся к деньгам и благополучию. Стремление к благополучному прозябанию следует отнести к уловкам дьявола.

       Сергею Арцибашеву – тому из них, кто умер в 2015 году – накануне смерти приснился сон. По воспоминаниям последней жены, ему привиделось, что он находится между черной башней сверху и живописным берегом снизу, у которого привязана лодка. Ему подумалось, что черная башня означает ад, а нижняя картинка – нечто вроде реинкарнации.

       Сергей Николаевич испугался и, так как к этому времени был воцерковлен, то исповедался. Не помогло, вскорости он скончался. Я бы поспорил с трактовкой сна, ибо мне точно известно, что, по христианским представлениям, ад как местопребывание нечистой силы и грешников Мессией ликвидирован до Страшного суда (поэтому неприкаянные бесы нас заманивают в будущую геенну) и до того момента никакая реинкарнация невозможна.

       Сергей Арцибашев вместе со своей предыдущей женой Ниной Красильниковой (она, кстати, жива) пришли в Театр на Таганке к Любимову в 1980 году перед гибелью Высоцкого. С.Н. в театральных ботинках барда (они были подписаны его рукой) играл в поэтической композиции «Павшие и живые».

       Вскоре Арцибашев поставил свой первый спектакль на Таганке по песням Булата Окуджавы с Дмитрием Межевичем в роли исполнителя и двумя актерами пантомимы. Позднее С.Н. осуществил постановку по пьесам Петрушевской и Злотникова, где он и Нина были на сцене вдвоем, изображая юношу и девушку, мужчину и женщину, старика и старуху. Я видел не раз оба представления, но названий не запомнил и в википедии их не обнаружил.

       Арцибашев родился в сибирской глубинке в многодетной семье. И когда его отец – простой рабочий – узнал, что сын мечтает стать режиссером, то запретил ему, заявив, что режиссер – это не профессия. Ослушался Сергей Николаевич только после смерти родителя, о чем, видимо, не жалел. Два старших брата Сергея Александр и Владимир также завоевали Москву.

       Булгаков в «Записках покойника» («Театральный роман») в какой-то мере разделяет взгляд отца Сергея Николаевича. Помните, когда художественный руководитель Независимого театра Иван Васильевич (читай Станиславский) дает показательную репетицию, то заставляет персонажа по фамилии Патрикеев вручить букет возлюбленной, взгромоздившись на велосипед. Бессмысленный велосипед – квинтэссенция современных подмостков.

       Лекарство от безумия нельзя искать в обогащении или в увеселениях земных, его нужно искать в образовании, которого стало меньше, которого нам не хватает, и в деятельности на пользу ближних.

       Это краткое эссе навеяно мне сообщениями в СМИ о загадочной смерти брата Сергея Владимира Арцибашева и борьбе за его наследство.

11.08.2021


Рецензии